Конференция оон по торговле и развитию (юнктад) -

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

1. Международные основы таможенного регулирования ВЭД

2. Законодательная база таможенного регулирования в РФ

3. Структура таможенных органов РФ

1. Международные основы таможенного регулирования ВЭД

При регулировании ВЭС в странах мирового сообщества сформировались два взаимосвязанных уровня регулирования:

1) международный или многосторонний;

2) национальный, присущий отдельным странам.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни большинство стран стремится приводить свою национальную систему регулирования ВЭС в соответствии с международными нормами и правилами.

В настоящее время международная система регулирования ВЭС представлена следующими организациями:

1) Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а с 1.01.95 г. - Всемирная торговая организация (ВТО);

2) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

3) Совет таможенного сотрудничества (СТС) или Всемирная таможенная организация (ВТО).

ГАТТ/ВТО -это многостороннее международное соглашение, регулирующее режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц.

В 1947г. это соглашение подписали 23 государства. В настоящее время полноправными членами являются 105 государств и 27 государств на фактической основе присоединились к этому соглашению.

Поскольку решения в ГАТТ/ВТО принимаются на основе единогласия (консенсуса), то их принятию предшествует детальная проработка вопроса между заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и консультаций. Всего состоялось 8 раундов многосторонних переговоров.

Первые шесть были посвящены в основном снижению таможенных пошлин. 7-й (Токийский) был посвящен обсуждению практически всех вопросов регулирования международной торговли. 8-й (Уругвайский) - 1986-1994гг обсуждался систематизированный подход к либерализации торговли, укрепление правил и дисциплины международной торговли.

На протяжении 50 лет основные положения ГАТТ запрещали дискриминацию в отношении между его членами. Страны-участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Он распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям.. Ни одна страны не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним дискриминацию.

Другим ключевым положением всей системы ГАТТ, недискриминационной мерой, является принцип национального режима. Он устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области налогов и сборов.

Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР имеет статус государства-наблюдателя в ВТО. В 1993г. Россия подала официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ на условиях полноправного членства. Вступление России в международную торговую систему окажет большое влияние на экономику страны, характер взаимодействия с мировым сообществом.

КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД) -

один из постоянных органов Генеральной Ассамблеи ООН, учреждена 30.12.64 г. В настоящее время в ее деятельности принимают участие свыше 170 государств. Высшим органом является сессия , которая созывается раз в 4 года. Совет по торговле и развитию является постоянным органом ЮНКТАД. В рамках Совета работают 6 комитетов: по сырьевым товарам, по готовым изделиям, по морским перевозкам, по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с торговлей, специальный комитет по преференциям, по передаче технологии.

Деятельность ЮНКТАД акцентируется преимущественно в интересах развивающихся стран. ЮНКТАД разработана программа содействия наименее развитым странам, которая включает рекомендацию развитым странам снять или существенно снизить ввозные импортные пошлины на товары из этой группы развивающихся стран.

Наибольшим практическим достижением ЮНКТАД стала разработка концепции Общей системы преференций (ОСП). Она предусматривает предоставление развитыми странами односторонних уступок развивающимся странам.

Получателями (бенефициарами) преференций являются большинство развивающихся стран, а также ряд стран с переходной экономикой.

Особенностью ОСП является предоставление бенефициаром полного или частичного освобождения их от таможенных пошлин при соблюдении ряда ограничений и условий, в частности, к правилам происхождения товаров.

Ограничения на промышленную продукцию относятся к т.н. «уязвимым» изделиям, импорт которых может нанести ущерб интересам промышленности ЕС.

Они бывают двух видов:

1) фиксированные стоимостные ограничения - это выраженная в ЭКЮ установленная стоимостная квота на ввоз соответствующего товара из конкретных стран-бенефициаров, до наполнения которой пошлина не взимается. При превышении этой квоты автоматически восстанавливается обычная таможенная пошлина, которая взимается до конца соответствующего года, т.е. до истечения срока действия квоты. Восстановление пошлины носит индивидуальный характер, т.е. применяется к каждой стране в отдельности, а не ко всем странам-бенефициарам. Ограничения устанавливаются для стран, которые наиболее конкурентоспособны в данном виде продукции. Что касается величины ограничений, то она составляет от 1 до 5% от общего объема поставок данного товара, поступающего из всех третьих стран.

2) тарифные потолки - это система восстановления обычных таможенных пошлин при чрезмерном росте импорта, причем это происходит не автоматически, а только по просьбе одного из государств-членов ЕС.

Кроме того обычная таможенная пошлина может быть введена в течение года также на «неуязвимые» товары в том случае, если объем импорта из страны, пользующейся ОСП, превышает 6% от общего импорта данного товара (бывает редко).

Система ОСП предусматривает разделение товаров на 4 группы в зависимости от чувствительности рынка, которая будет определяться с учетом доли импорта на рынке определенного товара, степени его влияния на соответствующий сектор экономики:

- очень чувствительные (гл. 50-63);

- чувствительные (ферросплавы, текстильные изделия);

- получувствительные;

- нечувствительные.

Путем применения т.н. механизма модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности к одной из этих групп определяются собственно размеры тарифных преференций:

- 15% для очень чувствительных товаров (т.е. оплате подлежит 85% ставки пошлины РНБ);

- 30% для чувствительных товаров (оплате подлежит 75% ставки);

- 65% для получувствительных товаров (оплате подлежит 35%);

- с нечувствительных товаров пошлина не взимается.

Все страны- бенефициары делятся на несколько групп:

- наиболее развитые (на душу населения ВНП превышает 6 тыс. ам. долларов: Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Науру);

- наименее развитые развивающиеся страны;

- страны, ведущие борьбу с наркобизнесом (Колумбия, Венесуэлла, Эквадор, Перу, Боливия).

Принадлежность к той или иной страновой подгруппе также определяет реальный уровень преференций. Достигается это на основе механизма т.н. градуации.

Следует отметить, что товары, происходящие из стран-бенефициаров, находящихся в группе наименее развитых стран не подлежат обложению импортными таможенными пошлинами независимо от чувствительности товаров, т.е. ни модуляция, ни градуация к ним не применяются.

Механизм градуации применяется к тем странам, которые достигли достаточной конкурентоспособности в определенных секторах, т.е. больше не нуждаются в преференциях или нуждаются не в такой степени, как слаборазвитые страны.

Градуация означает поэтапное исключение из сферы действия ОСП сначала определенных секторов отдельных стран-бенефициаров ОСП, а в дальнейшем стран-бенефициаров полностью.

С 1.01.97 г. вступила в силу градуация для России и др. участников СНГ, Китая, Чили, Малайзии, Бразилии, Индии, Пакистана, Индонезии, Макао, Мексики. Это приводит к тому, что тарифные преференции по определенным товарам сокращены в 2 раза, а в последствии они будут ликвидированы полностью.

СОВЕТ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (СТС) (с октября 1994г. Всемирная таможенная организация - ВТО)-международная межправительственная организация, созданная в 1950 году для формирования системы межгосударственных торговых отношений, обеспечения согласованности и единообразия таможенных систем, совершенствования и унификации таможенных процедур и таможенного законодательства. В настоящее время объединяет более 130 государств. Высшим органом СТС/ВТО является Сессия, созываемая, как правило, один раз в год. Постоянно действующим исполнительным органом является Секретариат (Брюссель, Бельгия). СССР стал членом СТС лишь в 1991 г. РФ является членом Политической комиссии и Финансового комитета.

Юридической основой деятельности СТС является заключение 15.12.50г. трех Конвенций:

Конвенции о создании СТС;

Конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных целях;

Конвенция об оценке товаров в таможенных целях.

В настоящее время действует 18 международных таможенных Конвенций, 46 рекомендаций и 11 норм, разработанных СТС.

В соответствии с Конвенцией о создании на СТС возложено:

разработка рекомендаций по унифицированному толкованию и применению других Конвенций СТС;

разрешение споров, связанных с применением и толкованием Конвенций;

изучение всех вопросов, касающихся сотрудничества в таможенных делах;

рассмотрение технических (процедурных) аспектов национальных таможенных систем в целях достижения возможно более высокого уровня их согласованности.

Цель Совета - в улучшении и гармонизации таможенных процедур без возложения на своих членов обязательств, несовместимых с их национальной экономической политикой.

Наибольшим достижением СТС является разработка Конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах, об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Гармонизированная система описания и кодирования товаров - ГС). Их использование на практике позволяет примерно на 5-10% снизить накладные расходы участников ВЭД.

В настоящее время значение СТС возрастает, т.к.:

расширение торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества ведет к увеличению грузо -пассажиропотоков через государственные границы;

распространение в глобальных масштабах контрабанды наркотиков, оружия, культурно-исторических ценностей, которое наносит ущерб не отдельным странам, но и интересам мирового сообщества в целом.

Наши рекомендации