Тема 9. международная промышленная кооперация и совместное предпринимательство
Международная специализация и кооперирование производствапредставляет собой специализацию отдельных стран, фирм, объединений по производству определенных видов готовой продукции, полуфабрикатов (или по отдельным стадиям производственно-технологического процесса) и кооперирование на договорной основе юридически самостоятельных производителей разных стран для создания отдельных видов продукции, имеющих СТрого адресное назначение и составляющих элементы конечной продукции.
Современная международная кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) является основой социально-экономического и научно-технического прогресса стран, глобализации мирохозяйственных связей, региональной экономической интеграции, транснационализации, международного промышленного сотрудничества. Развитие международной кооперации предполагает:
а) кооперацию, реализуемую через договор и не сопровождаемую созданием каких-либо организационных структур;
б) кооперацию, реализуемую через международные хозяйственные объединения.
В целом промышленная кооперация включает в себя научно-техническую, производственную и научно-производственную кооперацию.
· Научно-техническая кооперация предполагает сотрудничество в области проведения НИОКР на основе разделения труда между партнерами;
· производственная кооперация — длительные связи между хозяйствующими субъектами при производстве массовой или серийной продукции;
· научно-производственная кооперация - устойчивое сотрудничество по всему циклу «наука — техника — производство».
Принимая во внимание данные критерии, международное кооперирование в современной мировой экономике развивается в следующих формах.
1. Кооперация на основе производства промежуточной продукцииосуществляется путем подрядного кооперирования (изготовление определенного вида продукции предприятием-субподрядчиком по поручению предприятия-заказчика). Подрядное кооперирование применяется при поставках комплектующих изделий (на основе подетальной (узловой), технологической (постадийной) форм специализации). Оно реализуется посредством обмена комплектующих изделий и сборки конечного изделия партнерами самостоятельно, а также за счет поставки комплектующих изделий одним партнером другому и сборки конечного продукта одним из партнеров. МПК в виде производства комплектующих изделий — наиболее распространенная форма кооперации. Внутрифирменная подетальная и технологическая производственная кооперация наиболее широко развита в рамках ТНК в виде производственно-технических связей между материнской компанией и ее зарубежными филиалами (многочисленные сборочные предприятия электроники, автомобилестроения, приборостроения и др.).
2. Интернационализация научных исследованийпредставляет собой кооперирование компаний разных стран для проведения научных и проектных работ на основе специализации отдельных стран на определенных видах научных исследований. Формой обмена научно-технической информацией и результатами исследований, проводимых в различных странах, является международная торговля патентами и лицензиями.
3. Кооперирование на основе соглашений о специализациии создании международных научно-производственных и других специализированных объединенийвключает: соглашение о разделе производственных программ на основе договорной специализации; создание международных научно-технических и производственных комплексов; создание международных управленческих объединений (как правило, в высокотехнологичных отраслях). Представляет собой монополистический сговор, часто практикуемый между конкурирующими фирмами, о разграничении ассортимента продукции, уменьшении и исключении дублирования производств и соответствующих рынков.
4. Кооперирование на основе организации совместного производства— форма наиболее тесного производственного кооперирования научно-исследовательских и технологических, научно-технических, материальных и финансовых ресурсов партнеров для реализации отдельных согласованных целей, включая и создание нового продукта. При этом производство комплектующих частей нового продукта фирмы распределяют между собой, исходя из своей специализации. Совместные производства создаются для выпуска новых видов продукции, где велики риски и капиталовложения в связи с освоением высокотехнологичной продукции и новых технологий, учитывая производственные, научно-производственные и финансовые возможности. Такой метод применяется в реализации программ создания новых поколений вооружений и военной техники, космической индустрии и т.п. В качестве примера можно привести организуемое совместное производство бронетехники и зенитных систем оборонными предприятиями Российской Федерации и Республики Казахстан, а также многочисленные программы совместного производства компаний Lockheed Martin, Boeing и ВАЛ Systems и других крупнейших мировых производителей вооружений и военной техники.
5. Совместное предприятиепредставляет собой форму организации компании, объединяющей капиталы партнеров (юридических и физических лиц) из двух и более стран. Основной целью СП является увеличение объема экспорта товаров (услуг) и повышение эффективности экспортно-импортных операций. Может иметь форму полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества.
6. Транснациональная кооперация корпоративных структурв зависимости от формы своего существования объединяет в себе практически все формы международного кооперирования. Усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы за источники сырья и рынки сбыта обусловливает направление прямых иностранных инвестиций ТНК в создание производственных мощностей за рубежом с использованием многообразных видов специализации, предполагая размещение различных звеньев производственного процесса в разных странах мира. Подобное ведение международного бизнеса, в первую очередь, определяется родственностью производственной деятельности предприятий и технологических процессов, наличием или отсутствием механизма акционирования. Наличие механизма акционирования приводит к возникновению корпоративной структуры финансово-промышленного характера — транснациональной финансово-промышленной корпорации. Так, например, кондитерские предприятия «Россия», «Нестле Россия» и еще 10 компаний на территории РФ являются дочерними предприятиями в полной собственности владения швейцарской компании Nestle.
7. Международный стратегический альянс (МСА)— функциональная структура, основанная на формальном и неформальном соглашении между ТНК об объединении научного потенциала, производственных и финансовых средств, разделе рисков с целью достижения сверхприбылей, реализации проектов, передела рынков сбыта и закрепления сферы влияния. Это могут быть также соглашения об участии в активах как без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия), так и с созданием новой организации (например, СП). Американский гуру менеджмента М. Портер определяет МСА как «долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм». Ни один из партнеров по альянсу не может контролировать процесс принятия стратегических решений по широкому кругу проблем бизнеса другим партнером. В противном случае возможно перерастание альянса в более интегрированную форму кооперации — ФПГ с доминирующей ролью головной компании. Относительно высокая концентрация МСА в производстве компьютеров и программных продуктов, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности и сфере развлечений объясняется, прежде всего, тем, что компании ищут пути сотрудничества с целью снижения характерных для этих отраслей высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и нетарифных барьеров, значительных технологических и операционных рисков. Так, например, МСА фармацевтических компаний Human Genome Sciences и GlaxoSmithKline образован с целью разработки оригинального препарата от волчанки, а МСА Bayer и Oncomed — оригинального лекарственного средства против рака.
Современной тенденцией развития МРТ является все большее включение отраслей обрабатывающей промышленности (прежде всего машиностроения) в развитие МПК, учитывая многономенклатурный характер этих отраслей и жесткую конкуренцию в сфере высоких технологий. Для России развитие МПК имеет особое значение в связи с масштабным системным кризисом в отрасли и снижением его удельного веса в общем объеме промышленного производства.
Современный машиностроительный комплекс России создает сейчас меньше 3% ВВП, в то время как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли экономики — около 28—30% ВВП.
В структуре российского промышленного производства удельный вес машиностроения составляет менее 20%, тогда как пороговые значения экономической безопасности — 30%. Следует сказать, что в экономически развитых странах доля машиностроения достигает 35-50% (в США - 46%, Германии - 54%). В КНР этот показатель сейчас составляет 40% (как и в СССР в 1990 г.).
По данным независимых экспертов, в России закрыто более 70 тыс. промышленных предприятий, и фактически перестали существовать такие отрасли машиностроения, как: станкостроение, авиастроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и ряд других. Сейчас не более 50 отечественных машиностроительных компаний (и только для сравнительно узких сегментов о мирового рынка) способны выпускать конкурентоспособную продукцию. Одним из наиболее эффективных средств решения данных проблем является усиление кооперационного сотрудничества с иностранными фирмами, имеющими высокий инвестиционный и инновационный потенциал.
Наиболее конкурентоспособные страны имеют высокую степень адаптации своих экономик к конъюнктуре мирового спроса и оптимальную национальную специализацию, сосредотачивая материальные и финансовые средства в направлениях, обеспечивающих наивысшую результативность производства. Выгоды от кооперационного сотрудничества участников международной кооперации при этом обусловливаются рентабельностью создаваемого производства.
Следует отметить, что в России промышленная кооперация не получила такого широкого развития, как в странах с развитой рыночной экономикой. Главным препятствием участия нашего государства в МПК является сырьевая ориентация ее экономики.
Ввиду того, что основная часть экспортируемой современной Россией продукции представляет собой сырье и полуфабрикаты, происходит существенная потеря потенциальной добавленной стоимости. Даже в экспорте цветной металлургии продукция более высоких переделов составляем только 10% а 80% - это основные первичные металлы, в этой связи отечественные экспортеры на мировых рынках сталкиваются с противодействием высокотехнологичной металлопродукции.
В современной практике мирового хозяйствования понятие «совместное предприятие» трактуется довольно широко, включая понятия: акционерное СП и контрактное (договорное) СП. При этом акционерное СП создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала. В свою очередь контрактное СП не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами - участниками регулируются путем договоров. В более узком смысле, СП — экономическая единица, планируемая, создаваемая, контролируемая и управляемая двумя или несколькими партнерами в соответствии с их вкладами в капитал и внутренней договоренностью.
Мотивация и исследование конъюнктуры рынка позволяют сформулировать цели и определить одну из четырех возможных стратегий создания СП:
1) повышение эффективности производства;
2) расширение операций;
3) уменьшение риска в производстве новых видов продукции;
4) развитие производства за счет привлечения инвестиций, технологий и квалифицированной рабочей силы.
Высокий уровень организации СП позволяет каждой из сторон получать максимальную прибыль, впоследствии реинвестируемую в производства. В целом мотивы создания СП следующие:
• усиление позиций на рынке за счет объединения ресурсов компаний (эффект масштаба);
• получение доступа к инвестициям и новым технологиям;
• преодоление дефицита, расширение экспорта и замещение импорта;
• расширение и диверсификация существующего производства за счет выпуска новых товаров, выхода в другие секторы экономики;
• упрощение доступа к новым рынкам и дешевым ресурсам;
• адаптация национального производства к условиям и требованиям мирового рынка;
• сокращение издержек и разделение риска;
• повышение рентабельности производства;
• создание благоприятных условий для развития лизинга, инжиниринга, консалтинга;
• преимущества и льготы, предоставляемые страной-организатором, (налоговые, таможенные, регистрационные, правовые, инвестиционные и др.);
• оптимизация структуры активов;
• оптимизация взаимодействия факторов производств и рациональное их использование.
В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями - это созданные по российскому законодательству предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит иностранным инвесторам. В свою очередь СП как разновидность предприятий с иностранными инвестициями в соответствии с действующим российским законодательством определяется как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. Согласно Федеральному закону от 09.07.1999 № 160-Фз (в ред. от 06.12.2011) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предприятием (коммерческой организацией) с иностранными инвестициями признается хозяйствующий субъект, не менее чем 10% уставного капитала которого принадлежит иностранному инвестору. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем российских, за исключениями, определенными федеральными законами.
Совместная деятельность хозяйствующих субъектов отражает их экономические интересы, разделяя финансовые и политические риски и укрепляя свои позиции за счет объединения финансовых и технологических ресурсов. Деятельность СП подтверждает эффективность этой формы кооперационного сотрудничества в существующих экономических условиях. Международный опыт в реализации наиболее эффективных схем международного промышленного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими примерами создания СП.
Вопросы практики.
Американская фармацевтическая компания Pfizer и китайская компания Zhejiang Hisun Pharmaceuticals создали СП Hisun-Pfizer Pharmaceuticals Co., Ltd. для разработки, производства и сбыта непатентованных лекарственных средств (дженериков) в КНР и на мировом рынке. Мотивацией создания СП для американской стороны являются значительный объем китайского рынка, налаженная структура сбыта, НИОКР, снижение издержек, преимущества и льготы, предоставляемые китайской стороной, прежде всего налоговые, таможенные и правовые. Для китайского партнера мотивацией стал, главным образом, опыт в производстве и продвижении дженериков на внутреннем и мировом рынках. Рентабельность созданного СП обусловливается оптимальным использованием всех факторов производства.
Немецкая фармацевтическая компания Merck и две бразильские компании Cristalia Labs и Burofarma Laboratorios создали СП в Бразилии для производства и сбыта дженериков. Мотивацией создания СП для немецкой компании было снижение издержек и разделение рисков между участниками, доступ к новым рынкам и дешевым ресурсам, для бразильских компаний — опыт в производстве дженериков и научно-исследовательское сотрудничество, Минимизация отрицательных факторов и устранение недостатков собственного производства. Оптимальное взаимодействие факторов производства и рациональное их использование способствовало повышению рентабельности СП.
Российско-китайское СП по производству вертолетов Sino-Xussian Helicopter Sendees, созданное в 2010 г., имело целью предоставление технической поддержки российским моделям вертолетов, поставляемым на экспорт в Китай, учитывая, что китайский рынок является одним из самых перспективных рынков для экспорта российского оружия. Продолжением кооперационного сотрудничества стало строительство на территории КНР завода по производству российских вертолетов Xingdao.
В 1993 г. немецкие компании Siemens и Deutsche Telekom Ltd. приняли решение об освоении российского рынка. В результате было создано российско-немецкое СП «Мобильные Теле Системы» (российской стороне принадлежало 53% акций, а немецким компаниям — 47%). С 1997 г. МТС начала активную экспансию в регионы России, причем в ряде случаев компания самостоятельно получала лицензии на оказание услуг сотовой связи, а в других случаях — покупала другие компании, уже имеющие лицензии. Сейчас компания МТС является одной из самых успешных телекоммуникационных компаний, обслуживая более 103 млн абонентов.
Автомобильный альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростехнологии» в 2012 г. создали СП, которое будет владеть всеми акциями в уставном капитале ОАО «АвтоВАЗ» и станет стабильным, долгосрочным контролирующим акционером для крупнейшей автомобильной компании в России и владельца бренда Lada. Инвестируемые Renault-Nissan 742 млн долл. дадут 67,13% акций СП к середине 2014 г. Иностранные инвестиции и технологии мирового уровня будут способствовать повышению конкурента способности продукции ОАО «АвтоВАЗ» — лидера российской автомобильной промышленности.
Российско-американское СП «РТ-Биотехпром» создано компаниями «Ростехнологии» и General Electric в 2009 г. для производства, продажи и последующего сервисного обслуживания высокотехнологичного медицинского диагностического оборудования; компьютерных томографов, ангиографов, магнитно-резонансных томографов, аппаратов для ультразвуковой диагностики, цифровых рентгеновских аппаратов, оборудования для позитронно-эмиссионной томографии, гамма-камер и другого высокотехнологичного диагностического оборудования.