Методика определения потребности в техническом обслуживании и других мероприятиях по обеспечению надежной работы вооружения и техники
Исходные данные для определения потребностей: предполагаемый расход ресурса ВиТ в ходе выполнения поставленных задач; фактический запас ресурса до очередного обслуживания ВиТ к моменту получения задачи.
При прогнозировании предполагаемого расхода ресурса определяются:
суточный расход на одну машину, км;
расход за период выполнения поставленной задачи на одну машину, км;
суммарный расход ресурса всех машин, км (для автомобильной техники).
Предполагаемый расход ресурса определяется расчетным и нормативным методами.
Расчётный метод является основным. Он применяется при передвижениях войск (выдвижениях в район ЧС и обратно), а также при выполнении войсками задач в районе ЧС.
Предполагаемый расход ресурса Sn (в километрах) при передвижении
(1.3)
где Lм – протяжённость маршрута, измеренная по карте, км;
Кудм – коэффициент увеличения длины маршрута.
Коэффициент увеличения длины маршрута отражает несоответствие фактического пробега машин протяженности маршрута, измеренного по карте, которая, являясь проекцией реальной местности, не отражает сложности рельефа. Кроме того, карта, являясь уменьшенным вариантом местности, не позволяет в полной мере учесть извилистость дорог. Величина Кудм установлена опытным путём в зависимости от характера местности, дорог и масштаба карты (табл. 1).
(1.4)
где Км – коэффициент, отражающий характер местности;
Кд – коэффициент, отражающий характер дорог.
Таблица 1
Значение коэффициентов Км и Кд
Характер местности | Масштаб карты | ||||
1: 500 000 | 1: 200 000 | 1:100 000 | 1:50 000 | ||
Км | Горная | 1,40 | 1,25 | 1,20 | 1,15 |
Холмистая | 1,25 | 1,15 | 1,10 | 1,05 | |
Равнинная | 1,15 | 1,10 | 1,00 | 1,00 | |
Кд | Сильноизвилистые | 1,40 | 1,25 | 1,20 | 1,15 |
Извилистые | 1,25 | 1,15 | 1,10 | 1,05 | |
Прямые | 1,15 | 1,10 | 1,00 | 1,00 |
Расход ресурса ВиТ в ходе выполнения войсками задач в районах ЧС также можно осуществлять с использованием приведенной выше методики. При этом определяется среднесуточный (или по этапам выполнения задач) расход ресурса для различных образцов ВиТ в зависимости от решаемых войсками задач.
Для оперативных расчетов определения предполагаемого расхода ресурса ВиТ при решении войсками задач в районе ЧС перспективным следует считать нормативный метод. Для его применения следует осуществлять сбор статистических данных по среднесуточному расходу ресурса ВиТ при решении войсками различных задач.
Определение предполагаемого расхода ресурса ВиТ необходимо также для расчета потребностей в горюче-смазочных материалах и уточнении места, времени, способов дозаправки машин, особенно при передвижениях войск. Затраты времени и порядок дозаправки ВиТ обычно предлагаются заместителем командира (начальника) по тылу.
Потребность в техническом обслуживании определяется сопоставлением имеющегося запаса ресурса до очередного обслуживания (Sз) с предполагаемым расходом ресурса (Sп). Должно выполняться условие
, (1.5)
При невыполнении данного условия необходимо проводить очередное техническое обслуживание при подготовке к выполнению поставленной задачи.
В любом случае при подготовке к действиям должны проводиться такое обслуживание и другие мероприятия на ВВТ, которые обеспечивают их надежную работу на весь период выполнения поставленных задач при минимальных затратах времени на техническое обслуживание в ходе действий войск в зоне ЧС.
Методика определения потребности в средствах технического обслуживания включает анализ мероприятий по обеспечению надежной работы ВиТ, для выполнения которых потребуются соответствующие средства (машины технического обслуживания, средства зарядки аккумуляторных батарей и др.) С учётом возможностей этих средств определяются их необходимое количество и порядок применения.
Методика определения потребного времени (в часах) для обслуживания в реальных условиях
Тпо = Тн * Кк * Кп * Кмс, (1.6)
где Тн – нормативное время на обслуживание единичного образца ВиТ, установленное эксплуатационной документацией, ч;
Кк - коэффициент увеличения времени на обслуживание ВиТ в условиях низких (высоких) температур, в горах и других особых условиях;
Кп – коэффициент масштабности проведения обслуживания (в масштабе взвода, роты, отряда и др.);
Кмс – коэффициент, отражающий состояние ВиТ в зависимости от выработки межремонтного срока.
В условиях низких (высоких) температур и в других особых условиях снижается производительность труда; организация и проведение технического обслуживания в масштабе подразделения, части требуют больше времени, чем для одиночной машины, по мере выработки межремонтного ресурса увеличивается число неисправностей, обнаруженных в ходе обслуживания, что приводит к увеличению продолжительности обслуживания.
Таким образом, все коэффициенты могут быть больше единицы или равны ей. В результате при одновременном воздействии нескольких факторов потребное время на обслуживание может превысить величину нормативного времени в 2-3 раза.
Потребность в технической подготовке личного состава определяется сравнительным анализом соответствия степени его подготовленности условиям предстоящих действий. Необходимые исходные данные: характер и содержание полученной задачи; решение командира (начальника); состояние ВиТ, условия выполнения поставленной задачи; фактический уровень подготовки личного состава.
Цель подготовки личного состава состоит в максимальном сокращении выхода из строя ВиТ по техническим причинам, обучении ремонту, эвакуации, техническому обслуживанию объектов в конкретных условиях, обеспечении выполнения поставленных задач за счёт поддержания необходимых скоростей движения, умелого маневрирования, преодоления препятствий и т. д.