Генеральная цель и приоритетные направления социально-экономического развития Волгограда до 2030 года
Генеральная цель устойчивого развития Волгограда на среднесрочную перспективу (2016 – 2018 годы): преодоление стагнационных кризисных тенденций и выход на траекторию стабильно высоких темпов социально-экономического развития с приоритетами непрерывного повышения комфортности и удобства территории для всех групп населения, создания максимально благоприятных условий для инвесторов и малого бизнеса, улучшения экологической ситуации и экспансии ценностей здорового, активного образа жизни.
Генеральная цель устойчивого развития Волгограда на долгосрочную перспективу (2016 – 2030 годы): кардинальное повышение конкурентных позиций среди ведущих мегаполисов России по уровню и качеству жизни населения, возможностям для ведения бизнеса, развитию инновационных кластеров, инвестиционной и туристической привлекательности, социальной и культурной активности.
Потенциал развития Волгограда полноценно будет реализован только в том случае, если Волгоград приобретет черты постиндустриального города и станет ведущим транспортным центром Юга России и Нижнего Поволжья, центром новаций, инвестиций и туризма.
Основные функциональные линии развития Волгограда:
агломерационная и транспортно-логистическая;
производственно-технологическая;
рекреационно-туристическая.
Исходя из результатов стратегического анализа существующей ситуации, поставленной генеральной цели, а также с учетом мнения населения, представителей крупнейших хозяйствующих субъектов и привлеченных экспертов были сформированы следующие основные направления стратегии социально-экономического развития города, обеспечивающие развитие базовых капиталов конкурентоспособности Волгограда:
развитие человеческого капитала (человеческий капитал);
развитие экономики города (организационный и финансово-инвестиционный капиталы города);
развитие территории и инфраструктуры города (инфраструктурный и пространственно-природный капиталы города);
развитие местного самоуправления и обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с ключевыми участниками (институциональный и информационный капиталы города).
Развитию каждого из этих направлений соответствует комплекс стратегических целей и задач (частных стратегий), имеющих следующую структуру: стратегическая цель и задачи, целевые ориентиры достижения цели и решения задач.
Структуризация частных стратегий развития Волгограда по развиваемым ими приоритетным направлениям отражает современные подходы к стратегическому планированию развития территории и позволяет сформировать локализованную систему самоподдерживающегося устойчивого роста (см. рисунок 6, 7).
Развитие человеческого капитала Волгограда
Развитие человеческого капитала имеет своей целью устойчивый рост инвестиций в человека для повышения уровня и качества жизни жителей города, обеспечиваемого ростом доступности и качества важнейших социальных услуг (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт), формирование трудовых ресурсов (качественный и количественный аспект), снижение социальной дифференциации и улучшение демографической ситуации.Данная стратегическая задача тесно коррелируют с целевыми индикаторами «майских» указов Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»,«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Рис.6. Структура стратегических направлений и целевых ориентиров
Основные стратегические программы данного направления:
«Волгоград – научно-образовательный центр»;
«Развитие культуры»;
«Волгоград – центр массового спорта и олимпийской славы»;
«Развитие здравоохранения и демографического потенциала»;
«Социальная поддержка населения»;
«Развитие молодежной политики».
Одной из задач данного направления является эффективная демографическая политика, сокращение смертности всех возрастных групп населения, стимулирование необходимого для города естественного и миграционного прироста, реализация системы мероприятий по планированию семьи. Перспективным направлением является развитие сферы санаторно-курортного отдыха и реабилитации, пропаганда здорового образа жизни и развитие массового спорта.
Еще одним приоритетом является укрепление позиций Волгограда как ведущего образовательного и научного центра, соответствующего современным требованиям подготовки современных профессионалов, развитие единого научно-образовательного пространства на всей территории города (от дошкольного и общего образования до высшего образования и научной деятельности). Немаловажным представляется и развитие в Волгограде высшего образования и науки, создание малых инновационных производств на базе ВУЗов и научно-образовательного центра, укрепление партнерских отношений между ВУЗами и предприятиями промышленности.
Приоритетом развития человеческого капитала является сохранение единого культурного пространства и культурно-исторического наследия, поддержка международных и межрегиональных культурных проектов, развитие культурных институций города.
В перспективе одним из наиболее значимых событий для возрождения духовных традиций в городе, является запланированное строительство храма Александра Невского в Центральном районе Волгограда.
Развитие экономики Волгограда
Важнейшим приоритетным направлением для обеспечения высокого уровня и качества жизни населения за счет формирования предпринимательской и производственной активности, обеспечения занятости населения (в т.ч. самозанятости) и эффективной реализации финансово-бюджетного и инвестиционного потенциала территории является развитие экономики Волгограда. Обеспечению устойчивого роста промышленного производства, активизации развития сферы услуг, повышению уровня предпринимательской активности будет способствовать стратегическая программа «Волгоград – территория предпринимательской активности», предусматривающая реализацию промышленной политики в Волгограде и комплексной программы создания и развития индустриальных парков на территории города. Ключевыми волгоградскими кластерами могут стать:
инновационный химический кластер в южной промышленной зоне;
транспортно-логистический кластер, включающий скоростную автомобильную дорогу «Обход г. Волгоград» и логистические парки;
инновационный кластер по производству современных строительных материалов и высокочистых химических продуктов;
туристический кластер;
волгоградский химико-фармацевтический кластер;
агропромышленный кластер.
Реализация кластерной политики позволит значительно повысить производственно-инновационную активность и усилить кооперационные связи ведущих промышленных предприятий, расширить рынки сбыта продукции местных производителей. Для этого необходимо внедрение системы мероприятий, организация финансирования приоритетных проектов за счет средств бюджетов различных уровней и внедрение стандарта деятельности органов местного самоуправления по улучшению инвестиционного климата. Мерам по развитию и продвижению товаров волгоградских производителей, созданию кластеров, производственно-логистических комплексов, развитию производственной кооперации и модернизации высокопроизводительных рабочих мест будет способствовать создание деловой инфраструктуры, повышение комфортности условий для ведения бизнеса в Волгограде.
Перспективным и важным направлением является стимулирование развития предпринимательства путем реализации эффективной финансовой политики в области малого и среднего бизнеса, развитие информационной среды между субъектами малого и среднего бизнеса и администрацией города, осуществление нормативно-правовой и административной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города, оказание им консультационных и информационных услуг.
Важнейшим элементом развития экономики города выступает стратегическая программа «Волгограда – туристическо-рекреационный центр», обеспечивающая реализацию туристического потенциала города. Программа включает в себя создание и развитие туристического кластера «Территория побед», создание национального природного парка «Сарпинский», туристический кластер «Центр водного туризма «ВОЛГА», развитие лечебно-санаторной и рекреационной деятельности. Эти проекты направлены на диверсификацию туристических услуг, привлечение инвестиций в туристическую сферу и развитие субъектов туристической деятельности, что особенно важно для города-участника ЧМ-2018.
Развитие территории и инфраструктуры города
Важнейшим направлением, обеспечивающим качество жизни населения является «Развитие территории и инфраструктуры города», включающей следующие стратегические программы: «Развитие транспортной системы», «Волгоград – международный транспортно-логистический узел», «Надежный и энергоэффективный жилищно-коммунальный комплекс», «Волгоград – город, доступного и комфортного жилья», «Градостроительная политика и эффективное землепользование», «Волгоград – чистый и зеленый город».
Приоритетным направлением в сфере развития городской инфраструктуры является обеспечение стандарта транспортной мобильности населения Волгограда и качества пассажирских перевозок при соблюдении условий комфорта, безопасности, экономичности, экологичности, доступности на основе проведения сбалансированной транспортной политики. Мероприятия этого направления подразумевают повышение пропускной способности городских дорог, разгрузку центральных деловых районов (уменьшение «пробок»), а также организацию доступной и комфортной системы общественного транспорта. В сфере развития транспортной инфраструктуры: реализация стратегии развития транспортной системы города (оптимизация дорожной сети), создание единой транспортной системы городских и пригородных перевозок, повышение транспортной и экологической безопасности.
В число наиболее значимых объектов вошло строительство нулевой Продольной магистрали (рокадной дороги), южного участка 3-й Продольной, участка 1-й Продольной в продолжении ул. Электролесовской, объездной дороги, а также развитие автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой жилой застройки, строительство удобных транспортных развязок на главных магистралях Волгограда.
Важным аспектом является развитие транспортно-логистического узла в Волгограде: целенаправленное развитие воздушного, железнодорожного и речного транспорта, включая реконструкцию аэропортового, портового, железнодорожного и автовокзального комплексов. Параллельно этому должна проводиться модернизация логистической инфраструктуры города, а также организация единой информационной системы в рамках мультимодального транспортного узла в Волгограде.
В долгосрочном периоде планируется также завершение строительства мостового перехода через Волгу с выходом на город Волжский и автомобильную дорогу М-6 «Каспий», строительство нового моста через ВДСК, модернизация искусственных сооружений, создание терминально-логистических комплексов и т.д.
Стратегически пространственное развитие Волгограда наиболее перспективно в рамках Волгоградской агломерации (Большой Волгоград) как территории опережающего развития Волгоградской области, что зафиксировано в стратегиях социально-экономического развития Южного федерального округа и Волгоградской области. Волгоградская агломерацияс ее научным, транспортным и производственным потенциалом в наибольшей степени отвечает требованиям размещения крупных транспортно-промышленных объектов.
Развитие инфраструктуры предполагает совершенствование систем инженерной и коммунальной инфраструктуры, а также введение энергосберегающих технологий и мероприятий, которые направлены на увеличение эффективности работы данной отрасли и обеспечение экологической безопасности и благоустройства городской среды, создание системы утилизации твердых бытовых отходов. Комплекс мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса предусматривает содействие в улучшении качества управления жилищным фондом и содержания общего имущества, повышение эффективности и надежности предоставления услуг ЖКХ, упорядочение рынка управляющих компаний, реализацию масштабных инвестиционных проектов посредством муниципально-частного партнерства.
Одной из важнейших задач является обеспечение экологической устойчивости и повышение экологической безопасности систем жизнедеятельности города, создание комфортной и безопасной среды жизнедеятельности посредством градостроительной политики и эффективного использования земельного комплекса города, организации внутригородского пространства с четким обозначением функционального значения и сбалансированным развитием всех территорий города.
Подготовка к ЧМ-2018 потребует градостроительных изменений в формировании эстетического облика города и городской территории. Масштабный процесс подготовки Волгограда к ЧМ-2018, может стать основой для решения многих задач, дать толчок производству, созданию рабочих мест, развития транспортной, туристической и спортивной инфраструктуры.
Реализация стратегии в направлении развития территории подразумевает:
увеличение темпов жилищного строительства за счет разработки градостроительной документации в отношении незастроенных территорий;
обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой;
реализации механизма развития застроенных территорий;
совершенствование механизмов приобретения доступного жилья, содействие переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда;
помощь населению в улучшении жилищных условий;
качественное улучшение социальной инфраструктуры в районах Волгограда (строительство, ремонт, реконструкция объектов социального назначения).
Развитие местного самоуправления
Одним из стратегических направлений является развитие местного самоуправления и преодоление существующих институциональных барьеров: низкая активность гражданского общества, слабая мотивация жителей к созданию ТОСов, недостаточный уровень востребованности услуг, предоставление которых организовано в электронном виде, низкая информированность о деятельности органов местного самоуправления, дестабилизация криминогенной обстановки в связи с вероятностью рецессионных и кризисных процессов в экономике. Суть данного направления сводится:
к полной и эффективной реализации административной реформы, развитие системы предоставления услуг по принципу «одного окна» через подразделения МФЦ, снижение административных барьеров и совершенствование контрольно-надзорной деятельности в интересах населения и бизнеса;
развитию территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) и организации эффективного взаимодействия власти с населением;
обеспечению безопасности населения посредством профилактики правонарушений, терроризма и экстремизма, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и продвижение территориального имиджа Волгограда.
Важным направлением является формирование общественного согласия, создание эффективной модели местного самоуправления и системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом, снижение уровня преступности и повышение социальной безопасности.
Еще одной важной задачей данного направления является формирование территориального бренда и продвижение уникальных преимуществ города посредством качественного улучшения делового, инвестиционного, инновационного, культурного, научного, спортивного и рекреационного имиджа Волгограда.
Целью территориального брендинга является повышение капитализации Волгограда – способности получать дополнительные доходы в бюджет Волгограда за счет роста привлекательности Волгограда как города для жизни, работы, отдыха и инвестирования.
Брендинг необходим для привлечения людей, деятельности, ресурсов через проведение конференций, фестивалей, побратимство, PR-событий, а так же через формирование положительного имиджа органов власти Волгограда, обеспечение публичности и прозрачности муниципальной политики, использование механизмов общественно-муниципального партнерства в интересах устойчивого развития города. Безусловно, продвижению города будет способствовать реализация проекта «Волгоград – центр народной дипломатии».
Система стратегических целей Волгограда |
Рис. 7. Система стратегических направлений и целей