Советско-американские отношения после второй мировой войны (1945-1969 гг.)
С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 — термоядерным оружием, а затем — и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами). Обе страны вкладывали колоссальные средства в военную промышленность; совокупный ядерный арсенал за несколько десятилетий вырос настолько, что его хватило бы для того, чтобы уничтожить все население планеты не один десяток раз.
Уже в начале 1960-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона Кеннеди иНикиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но, кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути бессмысленное[уточнить], увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам[источник не указан 175 дней]. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.
Первые двадцать пять лет послевоенного развития распадаются на три важных периода: годы первичной неустойчивости региональной структуры от окончания боевых действий против Японии в сентябре 1945 г. до начала переговоров о прекращении огня в Корее (1945-1951 гг.), период преобладания биполярного видения региональных реалий (1951-1959 гг.) и этап нестабильности, связанный с «реакцией отторжения», которой сложившаяся в регионе трехполярная структура интересов «ответила» на возобновлявшиеся попытки встроить ее в биполярные рамки.
Советско-американские отношения воплощали организующий принцип биполярности, который формировал восстанавливаемую региональную структуру. Ясного представления о том, какой ей надлежало быть после войны ни восточно-азиатские страны, ни великие державы не имели. Существовали только договоренности (на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г.) о принципах послевоенного урегулирования и предполагаемых приобретениях победителей за счет того, что ранее принадлежало Японской империи.
Кое в чем взгляды СССР и США совпадали. Во-первых, сначала обе державы были настроены помешать возрождению сильной Японии. Во-вторых, они стремились избежать соприкосновения сфер своей прямой военно-политической заинтересованности и были склонны к логике создания буферных государств - например, в Корее. В-третьих, сходным было отношение к общему союзнику, Китаю, под руководством лидера Гоминьдана Чан Кайши: Москва и Вашингтон были готовы поддерживать китайское правительство при условии, что оно будет уважать интересы СССР и США в Китае. СССР обнаруживал свою заинтересованность в Маньчжурии и Синьцзяне, а США, по мнению исследовавших это вопрос Дональда Лаха и Эдмунда Верле, были озабочены созданием благоприятных условий для морской торговли с Китаем1. При этом, как заметил А.Ириэ, Вашингтон рассматривал Китай как основу будущего регионального порядка, демократическую державу, способную занять место, которое прежде занимала императорская Япония2.
Важно, что в результате советско-американского союзничества военных лет и приязненных отношений между И.В.Сталиным и президентом Ф.Д.Рузвельтом вплоть до смерти последнего весной 1945 г. образ Советского Союза в США имел положительную окраску, которая сохранялась и в первые годы президентства Г.Трумэна, хотя, как показал в своей работе Марк Галиччо, на подход нового президента к восточно-азиатским делам влияло распространенное в его окружении мнение о том, что в Европе СССР получил в результате войны неоправданного много3. Интересы СССР и США совпадали не во всем. Но и взаимно исключающими они стали не сразу. Характеризуя советско-американское взаимодействие на Дальнем Востоке, представитель госдепартамента США Джон Винсент в январе 1946 г. писал: «Нам было приятно обнаружить, что русскую точку зрения нетрудно примирить с нашей, поскольку у нас имеется общая цель»4. Отношения СССР и США были конкурентными. Но в них присутствовал элемент партнерства, если его чертами считать обоюдную терпимость и стремление к компромиссу.
Логика конфронтации, как симметричного противопоставления каждому шагу одной стороны «зеркально отраженного» контр-шага другой, закрепилась в восточно-азиатских делах лишь в началу 50-х годов. В этом смысле регион «отставал» от Европы, возможно, это было связано с тем, что сверхдержавы считали свои интересы на Дальнем Востоке относительно второстепенными по сравнению с европейскими. Как бы то ни было, для первых послевоенных лет характерно желание СССР и США обозначить границы областей своих предпочтений и добиться их уважения.
15. США в 1990-е гг. “Новый либерализм” Б.Клинтона
1992г. –победа демократа Б.Клинтона на выборах (363 голоса)
Главные причины победы:
1. резкое ухудшение экономической ситуации
2. резкое увеличение безработицы из-за сокращения военного производстьва
3. американцев мало интересует внешняя П. и международные отношения (только 8% американцев придает им значение)
4. преклонный возраст Буша-ст.
центр внимания – внутренняя П.:
1. борьба со СПИДОМ
2. конверсия оборонной промышленности.
Внешняя П. – Гор.
Программа:
1. резкое усиление гос-венного вмешательства в строительство экономики
2. резкое увеличение налогов, 1st на крупный капитал (>$200 тыс. в год).
НО увеличение налогов и со средних слоев (>$35 тыс. в год)
3. внешняя П. должна уйти в тень:
2) сокращение военного присутствия в Европе до $75 тыс. человек
3) свертывание дорогостоящих программ Пентагона, сокращение военного бюджета на $100 млрд. в год
4) участие в «тушении» горячих точек в мире только силами быстрого реагирования и под эгидой ООН
5) отношение к третьим странам:
· жестко действовать в отношении стран с диктаторским режимом
· создание радио «Свободная Азия»
· жесткое отношение к странам-друзьям с диктаторским режимом (Турция, Кувейт)
· поддержка стран СНГ, развивающих у себя демократию, НО жесткая П. против стран СНГ, вернувшихся к диктаторским режимам (П. морковки и палки).
Идеи
1. улучшение системы образования:
· уменьшена наполняемость классов
· повышена зарплата учителям
· введена должность ассистента
· контроль над знаниями и умениями преподавателя
· доступ в ВУЗы имеет каждый (дешевый кредит)
2. реконструкция национальной транспортной системы
3. всеобъемлющая info система
4. окружающая среда, новые технологии
5. конверсия: сокращение военных расходов и объектов
6. реформа мед. обслуживания: мед. страхование
7. перестройка соц. П.
8. дифференцированная региональная П.
9. аграрные отношения:
ü помощь только фермерам,
ü отказ от помощи переработчикам.
ЭКОНОМИКА
Сочетание идей демократов и республиканцев.
Воспроизводить человеческий капитал.
Против односторонней игры в пользу крупного бизнеса.
Т.о., это П. неолиберализм.
Реальные действия:
1. сокращен дефицит госбюджета в 2 раза
2. сокращение военных расходов
3. 6 млн. новых рабочих мест
4. изменение налоговой П. в пользу менее обеспеченных
5. сокращение федеральных управленческих расходов
6. снижение % по кредитам для студентов
7. гомосексуалисты получают полные права по трудоустройству
8. отмена ограничений на аборты
9. налоговые льготы на новое оборудование
10. 36% подоходный налог + 10% налог для тех, кто зарабатывает >$250 тыс. в год; прогрессивный налог.
5 ноября 1996г. –2-й срок Б.Клинтона
Возвращается двоевластие из-за меньшинства демократов на всех постах.
- абсентеизм избирателей.
Позиция золотой середины м/у либеральными демократами и консервативными, правыми республиканцами: более скромная роль гос-ва=> сокращение гос-венного регулирования и налогов.
Ставка на средник класс. Предусмотрены налоговые сокращения для среднего класса.
Большое внимание образованию, т.к. это решающий фактор в укреплении экономической безопасности среднего американца.
Американская наука становится отраслью промышленности.
Огромное внимание уделяется экологии.
Принцип относительной ликвидации безработицы: в течение 2-х лет тот, кто способен трудиться, обязан найти работу, иначе лишение пособия на 5 лет.
Провалился проект обязательного мед. страхования.
Т.о., сдвиг вправо и некоторое ограничение соц. П.
1997г. –на оборону 17% бюджета, на соц. страхование – 23%,
на мед. обслуживание – 8%, на образование – 4%.
Общий объем госрасходов на соц. цели – 22% ВВП.
Действует более 800 соц. программ.
Создано 10 млн. рабочих мест.
Ликвидация дефицита федерального бюджета.
Более жесткое преследование преступности и наркомании.
ВНЕШНЯЯ П. КЛИНТОНА
Невнятная, неубедительная внешняя П.
7% ВВП на военные цели.
Главная задача – сокращение военных расходов и программ.
Уже Буш отказался от СОИ.
ü на 1/3 уменьшена численность регулярной армии
ü в 2 раза сокращено военное присутствие за пределами США.
США не могут выполнять роль мирового полицейского.
США заняла лидирующую роль в Боснии, участие в израильско-палестинском конфликте.
Продление договора о нераспространении ядерного оружия.
- 1. в тупике процесс переговоров м/у Палестиной и Израилем
2. тайваньская проблема.
15. США в преддверии 1990 гг.: экономика, политика, социальные вопросы (Дж.Буш старший)
Дж. Буш-ст. – преемник Рейгана.
август 1988г. –съезд республиканцев: выдвинут Буш.
Консерватор=> продолжение курса Рейгана.
Дальнейшие контакты с СССР, но с позиции силы.
Против химического оружия, но за модернизацию ядерных сил. За СОИ.
Поддержка Израиля в борьбе против Палестины.
ВНУТРЕННЯЯ П.
1. сократить дефицит госбюджета
2. борьба с преступностью, наркоманией жесткими методами.
426 выборщиков за Буша.
В стране двоевластие, т.к. Конгресс за демократами + губернаторы.
1989г. –327 крупных экономистов:
1) отказаться от жесткой соц. П. Рейгана
2) против антиэкологической П. Рейгана
3) усилить контроль над экономикой.
Изменение общ-венного мнения к этому=> Буш-ст. вынужден вернуться к регулированию экономики – режим разумного регулирования: главное – финансы.
Усилить вложения в человеческий капитал за счет сокращения военных расходов и перераспределение бюджета.
СОЦ. СФЕРА
1. помощь бездомным – закон Маккини:
ü финансирование жилья
ü бесплатное питание
ü комуслуги
ü медобслуживание
ü профобучение
2. «президент просвещения»:
ü материальное поощрение лучших учителей и школ
ü углубленное изучение математики и естествознания
ü ликвидация безграмотности
ü финансирование негритянских колледжей
ü помощь детям-инвалидам
3. условия труда малооплачиваемых трудящихся:
ü повышение min. зарплаты на 30%
ü улучшение условий получения пенсий
4. «Я – экологист»:
ü восстановление экологических законов Картера и принятие новых природо-охранительных законов
ü ежегодная высадка 1 млрд. деревьев
ü борьба с кислотными дождями, уменьшение выброса отравляющих в-в в атмосферу, уменьшение загазованности городов.
Но США – Америка богатых: рост разрыва доходов.
5% национальных богатств изъято у бедных для 1% самых богатых.
Т.о., это П. бизнес-класса.
Это был переходный этап к проведению более радикальных реформ Клинтона.
Прирост экономики в год 0,5%.
ПРЕЗИДЕНТЫ США с 1945-до сейчас:)
Гарри Трумэн
33 президент США
1945-1953
Дуайт Эйзенхауэр
34 президент США
1953-1961
Джон Кеннеди
35 президент США
1961-1963
Линдон Джонсон
36 президент США
1963-1969
Ричард Никсон
37 президент США
1969-1974
Джеральд Форд
38 президент США
1974-1977
Джимми Картер
39 президент США
1977-1981
Рональд Рейган
40 президент США
1981-1989
Джордж Герберт Уокер Буш
41 президент США
1989-1993
Билл Клинтон
42 президент США
1993-2001
Джордж Уокер Буш
43 президент сша
2001-2009
Барак Обама
44 президент США 2009
(действующий президент Соединенных Штатов Америки)