Совершенная конкуренция и ее сущность

Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Совершенная конкуренция и ее сущность - student2.ru

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции)

ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать

рыночную цену. Совершенная конкуренция — это обмен между экономически состоятельными рыночными субъектами; означает, что на рынке нет продавца-монополиста, который может повлиять на цену товара.

Несовершенная конкуренция имеет три модели: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. На рынке несовершенной конкуренции используются нерыночные, запрещенные формы борьбы: финансовые махинации, экономический шпионаж, экономический бойкот, рэкет и т.д.

Совершенная конкуренция и ее сущность - student2.ru

Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Совершенная конкуренция и ее сущность - student2.ru

Олигополия— это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Чистая монополия (от греч. monos — «один», poleo — «продаю») — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Таким образом, чистая монополия — это когда в отрасли имеется один производитель, он может диктовать свои условия рынку. Монополистическая конкуренция — это конкуренция между монополистическими фирмами, продукция которых типична. Олигополия предполагает наличие крупных фирм в отрасли, каждая из которых контролирует значительную долю рынка.

Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Наши рекомендации