История становления института социальной защиты населения в России

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам социальной помощи накопленных за тысячелетия общественной жизни.

Социальная работа в России предстает собой сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе. Глубинный смысл социальной защиты, ее сердцевина, заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Как отмечается в научной литературе, истоки социальной защиты как филантропической деятельности лежат в области нравственности и религии.

В России система социальной защиты и обеспечения населения имеет богатую историю своего развития. Мало кому известно, что отдельные формы социальной деятельности здесь существуют уже более тысячи лет . Формально началом организации социальной работы можно считать договор 911г. «Об искуплении пленных» между князем Олегом и греками. Согласно этому документу, существовали взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, попавших в плен, и отправке их на родину, где бы они ни находились. Договор отражал сострадание к судьбам людей и являлся первым свидетельством заботы государства о своих соотечественниках.

Дальнейшие формы оказания социальной поддержки в России были вызваны принятием на Руси христианства. Общеизвестные положения христианства, призывающие к милосердию, братству, любви к ближнему, состраданию, лежали в основе политики русских князей на протяжении долгого периода времени.

В X веке князь Владимир велел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы получить продукты, денег из казны, а для тех, которые не могли сами дойти до княжеского двора, хлеб, мясо, овощи привозили на специальных телегах в места наибольшего скопления нищих и убогих.

Призрение бедных поручалось русской православной церкви, которая при помощи собираемой «десятины» в пользу церкви должна была поддерживать всякого к ней обратившегося. Эта традиция помощи церкви бедным и нищим сохранилась в России и по сей день.

Особенностью политики призрения бедных и убогих, а также других страждущих было то, что она становилась предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства и носила благотворительный характер.

Традиция благотворительности на какое-то время прекратила свое существование из-за татаро-монгольского нашествия, выдвинув в качестве единственного прибежища для нуждающихся русскую православную церковь. Однако после свержения ига эта традиция получает дальнейшее развитие. Ряд указов русских государей свидетельствует о попытке решения проблемы социальной помощи не только посредством благотворительности и церковного призрения, но и путем проявления заботы со стороны государства. Целенаправленный характер приобретает строительство госпиталей, богаделен, больниц, работных домов, народных школ, домов для неизлечимо больных, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом на ограниченное число призреваемых.

В XIX веке российское законодательство делило нищих на следующие категории: а) те, кто своим трудом не может себя прокормить; б) кто в случае болезни или сиротства временно впал в нужду, но может работать; в) кто может работать, но не хочет этого делать в силу своей лени; г) кто случайно, по каким-либо причинам впал в нужду. Проанализировав перечисленные категории нищих, можно сделать вывод о том, что эта тенденция сохранилась и в современном российском обществе, отражая основные категории граждан, нуждающихся в социальной защите.

Изучая же в целом систему социальной политики в дореволюционной России, можно отметить сочетание двух форм социальной поддержки: государственной и общественной, в которых основной упор делался на благотворительность, направленную на наиболее бедную категорию населения России.

После Октябрьской революции 1917 г. проблемы, связанные с социальной защитой населения, не только не исчезли, но еще более обострились. Структура и система работы органов социальной защиты того времени являлись отражением революционных настроений и происходящих перемен в общественной структуре. Важной особенностью социальной политики советского периода была замена органов государственного призрения органами социального обеспечения, так как первые являлись пережитком прошлого, когда социальная помощь носила характер благотворительности, пожертвований и милости.

Таким образом, в СССР социальное обеспечение и защита превратились в особую систему, основанную на патерналистских началах, где государство стало универсальным органом социальной поддержки, защиты, обслуживания всех групп населения.

В постсоветский период истории система социальной защиты населения оценивалась неоднозначно. Большинство ученых, как отечественных, так и зарубежных, критиковали советскую систему за то, что она «уравнивала абсолютно всех граждан», что «всеобщее право на социальную защиту наряду с гарантией полной занятости и обязанностью трудиться лежало в основе социального договора между отдельными лицами, предприятиями и государством...», и хотя такая система носила всесторонний характер, с точки зрения охвата возможных рисков населения, она была все же неадекватна и неэффективна, более того, она оказалась неспособна приспособиться к условиям перехода к рыночной экономике.

Недостатком системы также являлось то, что в СССР страховые взносы платили не сами работники, а предприятия, после чего средства перераспределялись в бюджете. Поскольку взносы начислялись на фонд заработной платы, о «бесплатности» социального обеспечения говорить не приходилось. Поэтому авторы считают, что в СССР сложилась «неразвитая» модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла», без учета социальных рисков.

Тем не менее, несмотря на недостатки советской системы социального обеспечения, она функционировала довольно-таки эффективно, результаты чего видны, прежде всего, в оказании реальной социальной помощи и поддержки абсолютно всех категорий граждан СССР: это и пенсионная политика, и медицинское страхование, политика занятости населения, семейная политика, способствовавшая увеличению числа членов семей советских граждан, санаторно-курортное лечение и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что советская система социального обеспечения решила проблемы дореволюционной системы, перейдя на более качественную и централизованную ступень своего развития.

Наши рекомендации