Исследование конъюнктуры рынка. Усиление фактора рыночной новизны продукта определяет возрастающую роль рыночных исследований, значение маркетинговых подразделений
Усиление фактора рыночной новизны продукта определяет возрастающую роль рыночных исследований, значение маркетинговых подразделений. Изучение рынка применительно к задачам создания новых продуктов проводится не только подразделениями маркетинга промышленных фирм, но и специализированными исследовательскими компаниями, рекламными агентствами, университетами, правительственными ведомствами.
Указанную информацию поставщикам и потребителям промышленной и сельскохозяйственной продукции в США предоставляют разные компании. Эти компании предоставляют фирмам-заказчикам исследования рынков индивидуально для каждой фирмы в соответствии с ее положением и в строго конфиденциальном порядке, чтобы рекомендации данного исследования не стали достоянием конкурентов. Стоимость исследований весьма значительна — от 2—3 тыс. долл. до нескольких десятков тысяч долларов. Исследование конъюнктуры как системы знаний— одна из прикладных отраслей экономической науки. Методологической основой исследования конъюнктуры является теория воспроизводства. Конъюнктура характеризуется состоянием производства и сбыта за определенный период времени или положением на рынке на данный момент.
Слово конъюнктура — от латинского «conjungi» — означает соединение, совокупность условий, ситуацию. Оно вошло во многие современные языки, в их экономическую и коммерческую лексику. Оно употребляется в таких сочетаниях, как общехозяйственная конъюнктура, конъюнктура рынка. В английском языке слово «конъюнктура» не привилось. Вместо него используются такие термины, как текущая ситуация в экономике или в области предпринимательской деятельности, текущая ситуация на рынке.
Конъюнктура хозяйства представляет собой конкретное состояние процесса общественного воспроизводства в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности конъюнктуро-образующих факторов.
Хозяйственная конъюнктура включает следующие области, обладающие количественными и качественными характеристиками:
- производственный потенциал и его элементы, включает производственные ресурсы и максимальный выпуск продукции, отраслевую и воспроизводственную структуру хозяйства;
— рынок, его емкость и структуру, т. е. характеристики реализуемой продукции, а также факторы, формирующие рынок, включая численность населения, уровень экономического развития, распределение доходов среди слоев населения, разделение труда в обществе, соотношение цен на конкурирующие товары, накопленный фонд товаров у населения, состояние производственных фондов, воздействие циклических и краткосрочных сил на состояние спроса;
— организационная структура хозяйства, включая фирменную структуру, состояние концентрации, комбинирования и специализации производства и сбыта, государственно-монополистическое регулирование хозяйства;
— соотношение спроса и предложения на рынке, включая степень использования производственных ресурсов, уровень товарных запасов и размер портфеля заказов;
— коммерческие условия реализации продукции.
Конъюнктура исследуется на разных уровнях.
В экономической литературе различают:
а) общехозяйственную конъюнктуру, т. е. положение в мировом хозяйстве или хозяйстве отдельной страны;
б) отраслевую конъюнктуру, т. е. состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства;
в) конъюнктуру рынке отдельного товара.
Понятие «конъюнктура рынка отдельного товара» применяется для характеристики экономических аспектов состояния, тенденций и перспектив развития той или иной отрасли или под отрасли. Изучение включает экономический анализ таких видов деятельности, и процессов, как научные исследования и разработки; внутреннее и зарубежное патентование; капиталовложения; производство и сбыт продукции на внутренних и внешних рынках; деятельность ведущих промышленных фирм; специализация и кооперирование в области производства и сбыта; продажа и покупка лицензий; ценообразование; перспективы развития отрасли.
Исследование конъюнктуры отраслевого товарного рынка должно основываться на знании общехозяйственной конъюнктуры. Изучение конъюнктуры строится на систематизации, обработке и анализе экономических показателей и иной информации, характеризующей развитие отрасли за данный отрезок времени. Состав показателей и иной информации определяется целями конкретного исследования, будь то анализ длительных тенденций развития отрасли, изменение ее технико-экономических характеристик или анализ ситуации на рынке за относительно короткий отрезок времени или на определенный момент. Источником информации об отраслевой конъюнктуре служит экономико-статистическая и коммерческая литература.
В каждый данный момент конъюнктура любого товарного рынка, как и капиталистического хозяйства, в целом, определяется развитием экономики. Конъюнктура формируется и развивается под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Все конъюнктур образующие факторы можно классифицировать на постоянные и временные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. По периодичности воздействия их принято подразделять на постоянные и временные. Постоянно действующие факторы в свою очередь делятся на циклические и нециклические. Они влияют на конъюнктуру в тесном взаимодействии, причем одновременно, дополняя, усиливая или же, наоборот, ослабляя друг друга.
Факторы, определяющие развитие конъюнктуры, меняют свою значимость. Так, в последние годы в связи с вовлечением в международное разделение труда стран с низкой стоимостью рабочей силы разница в издержках производства существенно влияет на изменение номенклатуры производства и сбыта. Остановимся на небольшом примере.
Винтик. Казалось бы, чего проще. Однако он сыграл определяющую роль в стратегическом вопросе. Фирма ИБМ приобретала печатающие устройства для своих персональных компьютеров в Японии. Она хотела перенести их изготовление в США, чтобы сократить импорт и снизить транспортные издержки. Но печатающие устройства имели слишком много частей, в том числе и винтиков, поэтому их изготовление в США представлялось малоприбыльным. Тогда инженеры фирмы ИБМ переделали конструкцию принтеров, число деталей было сокращено более чем вдвое, а винтики полностью устранены. Это позволило снизить издержки производства. С 1985 г. фирма ИБМ отгрузила более миллиона принтеров со своих заводов в Соединенные Штаты.
Циклический характер развития экономики - первопричина особенностей конъюнктурных колебаний. Конъюнктура рынка машин и оборудования следует за движением данного конкретного цикла. Конъюнктура, как правило, более динамичное явление, чем фазы цикла: временами она весьма резко отклоняется от направления движения последних. Такого рода колебания и составляют основу динамики конъюнктуры любого товарного рынка в ходе соответствующей фазы цикла. Эти колебания обусловлены главным образом действием нециклических постоянных и временных факторов, а также случайных явлений.
Механизм воздействия циклических факторов на воспроизводство и формирование цикла не претерпел принципиальных изменений: материальную базу цикла составляет процесс обновления основного капитала. Динамика капиталовложении и спроса населения на товары в странах продолжает носить циклический характер. Для движения основного капитала характерны резкое сокращение объема заказов на машины и оборудование в период кризиса, застой в их поступлении во время депрессии, ускоренный рост при оживлении экономики и значительный рост в периоде ее подъема. Аналогичная цикличность в динамике спроса наблюдается и на рынке потребительских товаров.
Постоянно действующими нециклическими факторами являются государственно-монополистическое регулирование экономики, милитаризация экономики и гонка вооружений, научно-технический прогресс, концентрация производства и капитала, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. Помимо указанных имеется группа факторов, воздействие которых на конъюнктуру рынка проявляется эпизодически: социальные конфликты (забастовки, бойкоты и пр.), стихийные бедствия (засухи, наводнения, ураганы и т. п.), международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка и др.
В силу очевидных причин не представляется возможным дать хотя бы краткую характеристику перечисленных факторов. Отметим лишь, что их значимость в формировании конъюнктуры рынка машин и оборудования весьма различна. В зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка количество конъюнктур образующих факторов и сила их воздействия меняются в значительных пределах. Более того, один и тот же фактор в те или иные отрезки времени и в различных условиях влияет неодинаково как в целом на указанный рынок, так и на его отдельные секторы. Нередко существенное воздействие временных или случайных факторов на формирование конъюнктуры рынка осложняет ее анализ и вносит определенный элемент условности в прогноз, поскольку такие факторы практически не поддаются научному прогнозированию относительно времени, места их возникновения, силы, длительности их воздействия.
Основная сложность в изучении конъюнктуры (особенно при разработке прогнозов) заключается не в том, чтобы определить круг факторов и элементов ее формирования. Этот вопрос достаточно разработан в экономической литературе. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха решения которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность анализа, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование конъюнктуры будет вестись с должным учетом всех новых явлений и процессов, возникающих в первую очередь в сфере производства и обращения.
Средства конкурентной борьбы разрабатываются компаниями в соответствии с планом, в основе которого лежат «всеохватывающие исследования» на трех структурных уровнях:
— макроэкономическом — анализ общеэкономических отношений, влияющих на экспорт (размер национального дохода, уровень частного потребления, валютный курс и т. д.);
— микроэкономическом — технико-экономические предпосылки деятельности отдельного предприятия на мировом рынке;
— субмикроэкономическом — взаимосвязь структурно-функционального управления компании и результатов экспорта.
Непрерывность исследования рынка необходима для выработки экспортной стратегии, определяющей специфику множества решений тактического характера: реклама (непосредственное воздействие на потенциального потребителя), продвижение сбыта (влияние на торгового посредника) и формирование общественного мнения о компании.
Как подготовить обзор конъюнктуры?
Главная цель составления обзора развития конъюнктуры рынка заключается в разработке правильного, достоверного прогноза на ближайший период. Весь порядок работы над обзором подчинен достижению этой цели. Типовой обзор конъюнктуры мирового рынка определенного товара обычно состоит из следующих частей.
Приводятся результаты анализа динамики производства в целом и в распределении по основным странам-производителям, показываются главные причины изменения объема выпуска (ввод новых производственных мощностей, повышение уровня автоматизации производства, активизация или снижение спроса и т. д.). Специально рассматривается воздействие на отрасль и на рынок научно-технического прогресса. Приводятся данные о появлении в производстве новых товаров и совершенствовании существующих. Дается анализ динамики загрузки производственных мощностей, наличия их резерва; показывается движение портфеля заказов, поступление новых (от внутренних и иностранных покупателей). Раскрывается процесс роста концентрации производства. Рассматривается динамика издержек производства. Анализируются численность занятых в отрасли и безработных, воздействие забастовок на объем выпуска продукции и конъюнктуру. Рассматриваются планы ведущих компаний и государства в отношении производства (увеличение производственных мощностей, совершенствование технологии и т. п.).
Спрос и потреблений товара
Проводится анализ динамики и причин изменения мирового потребления и спроса в целом, в распределении по основным странам-потребителям и главным отраслям (категориям покупателей), как традиционным, так и новым. Отражаются фирменная структура потребления, изменения в конкурентоспособности товара по качеству, техническим показателям и другим характеристикам. Особое внимание уделяется появлению новых товаров, интенсивности их внедрения на рынке. Анализируется воздействие научно-технического прогресса на уровень и динамику потребления товара, выясняются изменения в формах и методах сбыта.
Особо рассматриваются планы и программы компаний и правительственных организаций относительно расширения (сокращения) потребления данного товара, изменения требований к характеристикам товара, связанных с научно-техническим прогрессом в потребляющих отраслях. Изучается движение запасов готовой продукции у производителей и в товаропроводящей сети, освещается политика производителей и потребителей в данной области.
Международная торговля
В этом разделе проводится краткий анализ развития мировой торговли товаром, дается характеристика мирового экспорта в целом и по основным странам-поставщикам. Показываются изменения их положения как экспортеров, устанавливаются причины сдвигов. Дается значение новых форм и методов торговли, экспорта капитала, международного обмена лицензиями, «ноу-хау». Проводится анализ политики ведущих компаний, капиталистического государства в области экспорта: изучается таможенная, валютная, кредитная политика соответствующих стран. Исследуется воздействие различных международных соглашений компаний на экспорт данного товара, на характер конкуренции. Отдельно рассматривается мировой импорт данного товара в целом и в распределении по основным странам-импортерам, а также изменение удельного веса ведущих стран-импортеров. Анализируется влияние главных факторов на динамику ввоза в основные страны. Освещаются программы монополий и государств по развитию импорта.
Цены
Рассматривается динамика оптовых и экспортных цен (на основе их индексов) ведущих стран — производителей, потребителей и экспортеров данного вида товара. Изучаются основные причины изменения цен, связанные с появлением новой технологии производства, ростом (снижением) цен на сырье и полуфабрикаты, повышением производительности труда, условиями потребления товара, воздействием инфляции, изменением курсов валют, форм и методов торговли и т. п. Особенно отмечается соотношение спроса и предложения на товар. Освещается политика компаний в области цен, политика государства по их регулированию. По возможности дается сопоставление уровня цен в основных странах — производителях и импортерах данного вида оборудования.
Для современного капитализма характерны постоянные изменения курсов национальных валют, которые складываются под воздействием спроса и предложения на валютных рынках. Спрос на национальную валюту определяется многими факторами: состоянием торгового и платежного баланса страны, движением капитала между странами и т. д. На соотношение курсов валют воздействует политика государства, прибегающего к установлению учетных ставок и другим мероприятиям по поддержанию курсов валют. «Плавание» валют приводит к «плаванию» внешнеторговых цен, вызывая их постоянные изменения. Понижение курса валюты страны дает возможность ее экспортерам получать дополнительную, так называемую валютную прибыль.
Снижение курса валюты ведет к росту импортных цен в стране, стимулирует инфляцию и впоследствии повышает издержки производства. Снижение курса национальной валюты по-разному сказывается на общем уровне цен. Так, понижение курса национальной валюты на 1 % ведет к повышению внутренних цен в Японии на 0,8%, в Германии— на 0,6, в США—на 0,5, в Италии, Бельгии и Швейцарии — на 1%. Ревальвация валюты вызывает обратные явления. Экспортные цены страны, выраженные в валютах других государств, возрастают, а импортные, выраженные для данной страны, курс валюты которой повышается, ухудшаются. Однако повышение курса национальной валюты способствует удешевлению импорта, а также тормозит развитие инфляционных процессов.
Трудности при изучении процесса ценообразования на мировых товарных рынках заключаются в том, что в условиях постоянных колебаний цен нелегко бывает получить сведения об их реальном уровне. В торговле используется целая система надбавок и скидок, которые продавцы применяют, исходя из состояния конъюнктуры рынков и условий каждой конкретной сделки.
Широко распространены количественные скидки. Их размер меняется в зависимости от величины заказа, от скидки на уторговывание. В торговле практически ни одна сделка не заключается по ценам, которые первоначально называет продавец. Величина скидки на уторговывание, достигаемая в процессе переговоров, определяется многими факторами: состоянием конъюнктуры, загрузкой производственных мощностей поставщика и даже традициями торговли.
Сложности при определении цен вызваны также наличием на рынках различных сортов аналогичных товаров, особенностями качества, комплектации и т. п. Если на рынках сырьевых товаров учет различий в качестве осуществляется сравнительно просто за счет специальных доплат и скидок, то на рынках готовых изделий, особенно машин и оборудования, проблема сопоставления цен аналогичных по назначению товаров решается значительно сложнее. При анализе динамики цен и определении их уровня обычно используется ряд ценовых показателей: контрактные цены, биржевые котировки, справочные цены, прейскуранты и ценники, индексы цен и т. д.
Контрактные цены отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Однако получить сведения о контрактных ценах не просто, так как они обычно составляют коммерческую тайну. Иногда данные о заключенных контрактах, в том числе и во внешней торговле, публикуются в прессе, специальных журналах, но, как правило, без указания многих существенных деталей сделки (например, качественных показателей и т. п.).
Биржевые котировки — цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах (натуральный каучук, сахар-сырец, хлопок, некоторые цветные металлы и ряд других). Биржевые котировки — цены реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа и т. д. Цены биржевых товаров чутко реагируют на изменения конъюнктуры подвержены влиянию спекуляции и других случайны факторов.
Справочные цены — это цены, публикуемые продавцами сырьевых товаров, а также их ассоциациями. Справочные цены не отражают реальный уровень контрактных цен, от которых они отличаются на величину скидок, предоставляемых продавцами покупателям. Размер скидок зависит от состояния конъюнктуры, взаимоотношений с покупателем, характера сделки и т. д. При ухудшении конъюнктуры скидки возрастают, а при улучшении — снижаются. В отличие от биржевых котировок справочные цены публикуются реже, их точность как показателя реального уровня цен значительно ниже.
Прейскуранты и ценники — показатели цен готовых изделий потребительского и производственного назначения. Прейскурантные цены по существу аналогичны справочным ценам сырьевых товаров и также не отражают реальных цен на рынке, складывающихся на каждый момент, отстают от их динамики. Контрактные цены отличаются от прейскурантных на размер скидок, величины которых могут сильно колебаться в зависимости от состояния спроса и предложения, отношений продавца и покупателя и т. д.
Цены предложений. В ответ на запрос покупателя, заинтересованного в приобретении товара, продавцы направляют предложение на продажу, в котором содержатся условия поставки, платежа и цены. Цены предложений корректируются в ходе переговоров с покупателем, который обычно добивается скидки. Цены предложений отличаются от контрактных цен. Однако для многих товаров, особенно машин и оборудования, цены предложений — по существу единственный источник информации об уровне цен на рынке. Цены предложений в целом точнее отражают уровень реальных цен по сравнению с прейскурантными и справочными ценами, поскольку при их установлении продавец учитывает состояние спроса, особенности покупателя, специфику условий сделки и т. д.
Индексы цен представляют собой относительные показатели, отражающие динамику цен, но не дающие представления об их уровне. В странах органы государственной статистики публикуют индексы внутренних и внешнеторговых цен на отдельные товары и товарные группы. Индексы цен всегда приводятся с указанием базисного года, в котором значение индекса принимается равным 100.
Индексы цен — важный показатель, позволяющий выявить основные тенденции в движении цен; они широко используются при анализе и прогнозе конъюнктуры. С их помощью можно определять и уровень цен на отдельные товары, используя одновременно абсолютные показатели — контрактные цены, цены предложений и т. д. Таким образом становится возможным «подтянуть» данные об абсолютном значении цен, которые были, скажем, год или два года тому назад, к настоящему моменту. Необходимость применения индексов возникла в связи с усилением инфляции на капиталистическом рынке, что приводит к быстрому устареванию информации о реальном уровне цен.
Вместе с тем индексы цен характеризуют движение цен не на конкретный товар, а на достаточно широкую товарную группу, внутри которой динамика цен может складываться по-разному. Такие несоответствия особенно характерны для рынков машин и оборудования, поскольку товарные группы, для которых определяются индексы цен, содержат широкую номенклатуру изделий. Поэтому индексы цен могут быть использованы лишь для ориентировочной оценки изменения уровня цен, и полученные с их помощью результаты должны сопоставляться с другими данными.
Прогноз развития конъюнктуры
Составление прогноза рынка носит двухступенчатый характер. На первом этапе готовится прогноз проявления основных факторов, воздействующих на конъюнктуру (постоянных, циклических и нециклических), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого являются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен.
Прогноз производства товара учитывает наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, политику государств по сдерживанию или расширению выпуска товара, появление принципиально новой технологии производства и другие мероприятия, и факторы в сфере производства. При подготовке прогноза необходимо учитывать движение общехозяйственной конъюнктуры. Это особенно важно для традиционных производств. В то же время спрос на новые, наукоемкие изделия и соответственно их выпуск развиваются иногда повышенными темпами даже в условиях депрессии или спада общехозяйственной конъюнктуры.
Прогноз потребления (спроса) разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, использующих данный товар (для оборудования производственного назначения), или вероятных тенденций движения потребительского спроса (для товаров потребительского назначения), ожидаемых размеров потребления, предполагаемого изменения импортных потребностей в данном товаре главных стран-импортеров и других показателей сферы потребления.
Прогноз международной торговли данным видом оборудования учитывает перспективы общеэкономической конъюнктуры капиталистического хозяйства, вероятные тенденции производства и спроса в целом, ожидаемые тенденции в международном разделении труда, торгово-политические мероприятия государств и другие факторы. Основная задача состоит в определении динамики, размеров экспорта и импорта данного товара, в распределении по основным странам — экспортерам и импортерам.
Заключительным и, пожалуй, наиболее ответственным этапом работы является прогноз динамики и уровня цен. При его составлении учитываются развитие производства, потребления, международной торговли и другие показатели состояния и перспектив развития рынка. Используются оценки динамики цен, приводимые в иностранной печати, принимается во внимание движение цен в прошлом и их уровень в момент разработки прогноза.
При составлении прогноза очень важно в полной мере учитывать специфику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности поведения конъюнктуры рынка (спроса и предложения). Следует принимать во внимание и длительность изготовления товара. Так, несмотря на наступление кризиса, объем производства сложного, тяжелого промышленного оборудования (с циклом изготовления 1—2 года) обычно продолжает оставаться на высоком уровне еще в течение - сравнительно продолжительного периода (полгода — год) и только затем начинает сокращаться.
Для повышения практической значимости прогноза его полезно дополнять конкретными рекомендациями по экспорту и импорту с учетом ожидаемых изменений на рынке, в частности прогнозируемых «переломов» в динамике цен.
Источник: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Issledovanie-rynka.php