Обоснование выхода предприятия на новые рынки
Выход предприятий на новые рынки сопровождается выбором географического региона, обоснованием объёмов производства и продаж продукции. Он может происходить в ходе диверсификации производства, и часто связан с продуктовой дифференциацией.
Критерий выбора варианта размещения предприятия – минимум общих затрат по соответствующему варианту: на создание предприятия (капитальных вложений – КВ), производство и реализацию продукции (себестоимость производства и реализации продукции – С) за весь жизненный цикл предприятия (Т)
Зов = SКВi + Т ·SСj,(13)
где Зов – общие затраты на создание и производственную эксплуатацию предприятия за весь его жизненный цикл по определённому варианту размещения, р.;
SКВi – сумма капитальных вложений (i – на создание основных фондов, оборотных средств, развитие транспорта, социальной инфраструктуры, производств сопряжённых отраслей и др.) по варианту размещения, р.;
SСj – полная себестоимость производства и реализации продукции (j – полные производственные затраты, затраты на транспортировку продукции к потребителям, сбытовые издержки и т.п.) по варианту размещения, р.
Вновь создаваемые организации и вступающие на новые для них товарные рынки, определяют по каждому виду продукции минимальные, обеспечивающие безубыточность, объёмы производства. Для этого рассчитывают точку безубыточности (ТБУ) – минимальный объём производства продукции (в натуральных единицах), при котором организация обеспечивает себе «нулевую прибыль», т.е. выручка от реализации произведённой продукции равна издержкам на её производство и сбыт
ТБУ = Ипост / (Ц - И1перем) , (14)
где Ипост – постоянные издержки на производство продукции, р.;
Ц – цена единицы продукции, р.;
И1перем – переменные издержки на производство единицы продукции, р.
Диверсификация производства – расширение сфер деятельности или переход на выпуск новой, нетрадиционной для данного предприятия продукции. Основная цель таких действий – снижение коммерческого риска, стабилизация и увеличение продаж, выручки и прибыли. При этом в программу работ целесообразно включать производство новых видов продукции, работ и услуг с разнонаправленной динамикой спроса или доходности (рентабельности продаж) по отношению к основному производству. То есть, если по одним видам продукции в данном периоде спрос и, соответственно, прибыль имеют тенденцию к снижению, то по другим они в это же время растут. У организации, таким образом, постоянно будет прибыль от продаж.
Для того, чтобы установить, является ли тот или иной товар (продукция, вид работ или услуг) диверсифицированным по отношению к основному производству организации, следует рассчитать так называемый показатель корреляции (К). Его значение должно быть отрицательным (отрицательная корреляция) и минимальным из возможных вариантов:
n
K = [å(Rji - Rjср)´(Rki - Rkср)]/ n < 0, (15)
i=1
где i = 1, …, n – номер и количество наблюдений (периодов) за поведением спроса или доходности (рентабельности продаж) на рынке рассматриваемых товаров (продукции, работ, услуг) j-го и k-го видов;
Rji и Rki – рентабельность продаж основного (j-го) и дополнительного (k-го) товаров в i-м периоде, %;
Rjср и Rkср – средняя за исследуемые периоды рентабельность продаж основного (j-го) и дополнительного (k-го) товаров, %. По условиям нижеприведённых задач рассчитывается как средняя арифметическая.
Дифференциация продукции – предложение потребителям на определённом продуктовом рынке товаров, близких по своим свойствам уже имеющимся, но не полностью взаимозаменяемых, с некоторыми отличиями – применяется для максимизации прибыли. Признаком применения предприятием продуктовой дифференциации является рост в динамике доли затрат на рекламу и сбыт продукции (Зр) в себестоимости продукции (С) или в выручке от реализации (в объёме продаж – Ор) и превышение её над среднеотраслевым уровнем
Др = Зр / С , Др = Зр / Ор , (16)
где Др – доля затрат на рекламу и сбыт продукции в себестоимости продукции или в выручке от её реализации.
С учётом рассмотренных положений решить задачи.
Задача 19
Предприятие выбирает географический регион своего размещения из двух вариантов, показатели затрат по которым приведены в таблице 8. Выбрать вариант, подтвердив это расчётами. Жизненный цикл предприятия принять 7 лет.
Таблица 8 - Затраты на создание и производственную деятельность предприятия, млн.р.
Наименование затрат | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Капитальные вложения на: | ||
- сооружение основных фондов | ||
- создание оборотных средств | ||
- развитие транспорта | ||
- развитие социальной инфраструктуры | ||
2. Себестоимость годового объёма продукции | ||
- полные производственно-сбытовые затраты | ||
- затраты на транспортировку продукции |
Задача 20
Строительная фирма разрабатывает план размещения трёх дополнительных производств (А, Б и В), имеющих различную структуру затрат на производство продукции (таблица 9), на территории города.
Таблица 9 - Структура себестоимости производства продукции дополнительных производств
Элементы себестоимости продукции | Затраты по видам производства, % | ||
А | В | С | |
Себестоимость продукции, всего | |||
В том числе по элементам: | |||
- материальные затраты | |||
- заработная плата | |||
- амортизация | 3,6 | ||
- единый социальный налог | 10,4 | 14,3 | 7,8 |
- прочие | 0,7 | 1,2 |
Для этих целей имеется три площадки под застройку (№ 1, № 2 и № 3), данные о которых приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Характеристика имеющихся площадок под застройку для размещения дополнительных производств
Показатели (значения по вариантам в графах 2–4 приведены в процентах от проектной потребности в соответствующем ресурсе) | Варианты размещение предприятия на территории | ||
№ 1 | № 2 | № 3 | |
Факторы размещения предприятия: | |||
1. Обеспеченность рабочей силой | |||
2. Обеспеченность материалами и сырьем | |||
3. Наличие транспортных возможностей |
Обосновать размещение дополнительных производств предприятия на имеющихся площадках исходя из особенностей структуры их производственной себестоимости и с учётом факторов размещения, количественная характеристика которых приведена в таблице 10. Для этого рассчитать по всем вариантам дополнительных производств (см. табл. 9) капитальные затраты на доведение обеспеченности участка размещения в лимитирующем (преобладающем в затратах) ресурсе и в транспорте до проектной потребности. Капиталоёмкость развития площадки в расчёте на повышение обеспеченности в ресурсе на 10 % следующая: по рабочей силе – 100 тыс.р.; по материальному обеспечению – 200 тыс.р. и по транспорту – 75 тыс.р.
Задача 21
С целью максимизации и стабилизации прибыли строительная организация диверсифицирует производство – дополнительно к выполнению строительно-монтажных работ намечает производство строительных материалов.
Рассматривается два инвестиционных проекта, схожих между собой по основным экономическим параметрам – производство кирпича или сибита. Выбрать строительный материал, на рынок которого рассматриваемой организации будет легче выйти с дополнительным продуктом. Как на рынке кирпича, так и на рынке сибита действует по пять продавцов (табл. 11).
Таблица 11 - Данные об объёмах продаж на рынках рассматриваемых строительных материалов (для решения задачи № 21)
№ продавца | Варианты диверсификации производства | |
I – кирпич, млн. шт. | II – сибит, млн. м3 | |
При обосновании выбора проекта диверсификации оценить состояние конкуренции на рынках обоих материалом и выбрать более конкурентный рынок.
Задача 22
Строительная организация, производящая оконные и дверные блоки из дерева, решает стратегическую задачу снижения риска банкротства и стабилизации прибыли путём диверсификации производства. Менеджеры организации рассматривают три возможных варианта выпуска новой продукции: I –производство паркетных щитов, II – выпуск сборных дачных домиков и III – устройство архитектурных форм для офисов. Исходные данные о прогнозе рентабельности по основному производству и по всем трём рассматриваемым вариантам за восемь календарных периодов приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Данные о рентабельности продаж (Рпр) по основному производству и трём вариантам диверсификации (для задачи № 22), %
№ периода | Рпр по основному производству | Рпр по I варианту | Рпр по II варианту | Рпр по III варианту |
Проведя качественный анализ вариантов, предложить наиболее приемлемый вариант диверсификации производства. Обосновать выбор количественными расчётами.
Задача 23
Акционерное общество, специализирующееся на обработке древесины и изготовлении погонажных изделий (лага, рейка половая, плинтусы, обшивка и т.п.), изучает возможности диверсификации своего производства.
Обосновать, чем выгоднее дополнить основное производство организации в случае диверсификации, – производством деревоклеёной плиты или выпуском оконных рам. Статистические данные за пять календарных периодов о рентабельности продаж по каждому из рассматриваемых дополнительных продуктов приведены в таблице 13.
Таблица 13 - Рентабельность продаж по основному производству и по рассматриваемым вариантам диверсификации (к задаче № 23)
Наименование продукции | Рентабельность продаж по годам, % | ||||
Погонажные изделия | |||||
Деревоклеёная плита | |||||
Оконные рамы |
Задача 24
Завод строительных материалов производит бетонные смеси. Определить, какое производство является для него более выгодным в случае диверсификации, – производство цементного раствора или изготовление бетонных блоков. Динамика доходности по основному и дополнительным производствам представлена в таблице 14.
Таблица 14 - Рентабельность продаж (Рпр) по основному производству и вариантам диверсификации (для решения задачи № 24)
№ периода | Рпр по основному производству, % | Рпр по производству цементного раствора, % | Рпр по изготовлению бетонных блоков, % |
Задача 25
Организатор подрядных торгов по муниципальной жилищной программе изучает рынок жилищного строительства с целью выявления организации, предлагающей более разнообразное жильё. Рассматривается статистика по показателям трёх строительных организаций (см. табл. 15).
Таблица 15 - Данные об объёмах продаж, стоимости жилья и затратах по рассматриваемым строительным организациям (для задачи № 25)
Наименование показателя, ед. изм. | № периода | Строительная организация № 1 | Строительная организация № 2 | Строительная организация № 3 |
Годовой объ- ём продаж, тыс. м2 | ||||
Стоимость 1 м2, тыс. р. | 2,7 | 2,65 | 2,75 | |
2,75 | 2,75 | 2,9 | ||
3,0 | 2,95 | 3,15 | ||
Уровень затрат, % | ||||
Расходы на рекламу, млн. р. | 0,9 | 1,0 | 1,1 | |
1,1 | 1,0 | 1,2 | ||
1,2 | 1,1 | 1,3 |
Выявить строительную организацию, постоянно выходящую на рынок с дифференцированной продукцией. Оценить количественное влияние дифференциации продукции на прибыль строительных организаций.
Задача 26
Определить точку достижения безубыточности и эффективный объём продаж строительной организации, обеспечивающий ей рентабельность продаж 25 %, если известно, что по смете расходы на её создание и функционирование составили 27 млн. р., а переменные затраты на отделку одного квадратного метра жилой площади – 2,4 тыс. р. Стоимость отделки 1 м2 – 4,3 тыс. р.
Задача 27
Строительная организация, специализирующаяся на выполнении отделочных работ, изучает возможности выхода на рынок с дифференцированным продуктом (новой технологией отделки стен). На рынке действует три строительных организации, данные об их показателях приведены в таблице 16.
Таблица 16 - Объёмы и рентабельность продаж, стоимость жилья, затраты на рекламу по организациям (для задачи № 27)
Наименование показателя, ед. изм. | № периода | Строительная организация № 1 | Строительная организация № 2 | Строительная организация № 3 |
Годовой объём (продаж), тыс. м2 | ||||
Стоимость отделки 1 м2, тыс. р. | 3,2 | 3,35 | 3,55 | |
3,35 | 3,45 | 3,7 | ||
3,4 | 3,65 | 3,85 | ||
Рентабельность продаж, % | ||||
Расходы на рекламу, млн. р. | 1,8 | 1,9 | 2,1 | |
2,0 | 2,0 | 2,2 | ||
2,1 | 2,1 | 2,3 |
Построить график достижения безубыточности для данной строительной организации в третьем периоде и определить эффективный объём производства отделочных работ, обеспечивающий ей среднеотраслевую рентабельность продаж. По смете условно постоянные расходы составили 32 млн. р., а переменные затраты на отделку одного квадратного метра жилой площади – 2,2 тыс. р.
Рекомендуемая литература
1. Ивашенцева Т.А. Экономика отрасли (строительство): Учеб. пособие / Т.А. Ивашенцева, А.И.Щербаков. – Новосибирск: НГАСУ, 2000. – 100 с.
2. Бузырев В.В. Экономика строительного предприятия: Учеб. пособие / В.В. Бузырев, Т.А. Ивашенцева, А.Г. Кузьминский, А.И. Щербаков. – Новосибирск: НГАСУ, 1998. – 312 с.
3. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон Российской Федерации: Принят Верховным Советом РСФСР 22 марта 1991 года № 948-1 с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ // Консультант Плюс.
4. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: Утв. Приказом ГКАП России от 20 декабря 1996 года № 169 // Гарант.
5. Еженедельник «Экономика и жизнь» за 2004 – 2006 гг.
6. Еженедельник «Строительная газета» за 2004 – 2006 гг.
7. Еженедельник «Строительные ведомости» за 2004 – 2006 гг.
8. Журнал «Инвестиции в России» за 2004 – 2006 гг.
9. Журнал «Экономика строительства» за 2004 – 2006 гг.
10.Журнал «Эко» за 2004 – 2006 гг.
11.Журнал «Экономист» за 2004 – 2006 гг.