Программа разработки и внедрения системы менеджмента

Качества

Наименование этапа Виды работ на данном этапе Исполнители Срок исполнения Примечание
         

3.7 Установление перечня процессов, документированных процедур и записей о качестве.Данный раздел является центральным в курсовой работе. Необходимо установить весь перечень процессов, которые действуют на предприятии и которые необходимо включить в создаваемую систему менеджмента качества. При этом необходимо учесть существующие процессы на предприятии (раздел 3.4 настоящих методических указаний), а при определении других процессов руководствоваться рекомендациями, изложенными в разделе 4.2.1 курса лекций по дисциплине «Системы качества».

Результаты работы по данному разделу необходимо представить в табличной форме в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Определение перечня процессов, документированных процедур и записей о качестве

п/п № пункта стандарта, ГОСТР ИСО 9001-2001, где изложены требования Содержание требований стандарта ГОСТР ИСО 9001­2001 Ответствен­ный за выпол­нение данных требований в организации (подразделе­ние, гл. специалист) Наименование требуемого* или существую­щего процесса Документированные процедуры и записи о качестве
Наимено­вание документи­рованной процедуры Наиме­нование записи о качестве
             

Примечания. А - условный знак, обозначающий, что требование в существующей организационной структуре предприятия (организаций) выполнить некому;

* - общий перечень процессов, которые могут быть на предприятии, дается в лекционном материале по курсу «Системы качества».

3.8. Разработка структурной схемы процессов системы менеджмента качества. При выполнении данного раздела курсовой работы студент должен определить перечень процессов, представить их в наглядном и доступном виде, например, в виде блок-схемы, указав при этом взаимосвязь и взаимодействие этих процессов.

При разработке систем менеджмента качества необходимо не только определить процессы, но и установить и описать взаимодействие между ними. Отдельные процессы редко проходят изолированно. Выходы одного процесса обычно образуют часть входов для последующих процессов. Отражение взаимодействия между процессами СМК основано на установлении требований (критериев), которые должны предъявляться к каждому предыдущему процессу для эффективного и качественного выполнения последующих процессов.

Для проектирования системы процессов рекомендуется использовать следующий подход:

- каждый процесс пронумеровать (для облегчения работы с ними);

- составить таблицу процессов (табл. 3).

- составить общую схему последовательности и взаимодействия процессов.

Таблица 3

Описание процессов СМК

Выходы каких процессов входят в данный процесс Наименование процесса «Владелец» процесса Для каких процессов выходы данного процесса являются входом
       

При выполнении данного раздела рекомендуется использовать курс лекций по дисциплине «Системы качества».

3.9. Разработка паспорта процесса. В этом разделе студент разрабатывает по заданию руководителя паспорт конкретного процесса системы менеджмента качества.

Для составления паспорта процесса предварительно необходимо установить:

- кто является «потребителем» данного процесса (внутренний и внешний);

- каковы требования этих потребителей;

- кто является «владельцем» процесса;

- каковы входы и выходы данного процесса;

- какова схема функционирования процесса.

Паспорт процесса рекомендуется представить в следующей форме (форма 1):

Форма 1

Паспорт процесса системы менеджмента качества для производства

_____________________________________________________

(наименование продукции)

____________________________________________________

(наименование предприятия)

Наименование процесса:______________________________

(в соответствии с перечнем процессов, установленных для конкретной организации)

Потребители процесса:_______________________________

(внешние или внутренние)

Требования потребителей:____________________________

(излагается сущность требований потребителей)

«Владелец» процесса:________________________________

(указывается ответственное лицо организации - Мастер, которому поручено руководство данным процессом)

Вход процесса:___________________________

(указывается конкретно, что может быть входом процесса: ресурсы, документация, т.п.)

Данная форма паспорта процесса не является строго регламентированной и может несколько видоизменяться и дополняться, не изменяя при этом сути требований к данному процессу СМК.

При выполнении данного раздела следует руководствоваться положениями, изложенными в разделе курса лекций по дисциплине «Системы качества».

Блок-схема функционирования процесса

(порядок последовательных действий при реализации процесса в графическом представлении - аналог компьютерной программы, или организационно-технологическая схема)

Выход процесса:_______________________________________

(указывается, что должно быть на выходе процесса, т.е результат процесса)

Добавленная стоимость:_________________________________

(указывается, какая добавленная стоимость должна быть получена на выходе процесса)

Анализ результатов функционирования процесса:____________

(указываются методы и алгоритм измерения, мониторинга и анализа процесса)

«Владелец» процесса ____________________ _________

(подпись ) (Ф.И.О.)

3.10. Разработка Политики и целей в области качества. Политика в области качества - это документ, показывающий стратегию и тактику действий руководства предприятия по обеспечению требуемого уровня качества.

Данный документ должен продемонстрировать особую ответственность высшего руководства предприятия за качество продукции, использование творческого потенциала своих работников.

Политика должна декларировать, что ответственность за качество берет на себя руководитель и качество распространяется на все виды деятельности организации, которая располагает обученным персоналом, обеспечивающим выполнение работ с высоким качеством.

Цели в области качества определяются путем декомпозиции основной цели, изложенной в Политике в области качества. Выявление и анализ целей осуществляется с помощью построения «дерева целей» -инструмента, позволяющего увязать Политику в области качества с мероприятиями по ее реализации.

Студент разрабатывает цели в области качества на уровне высшего руководства организации (предприятия). При выполнении этого раздела используется курс лекций по дисциплине «Системы качества» (раздел 4.2.2) и специальная литература по данному вопросу, рекомендованная руководителем курсовой работы.

3.11. Составление матрицы распределения обязанностей и ответственности в системе менеджмента качества.

Эта процедура является обязательной в обеих системах качества (для внешнего пользования и административного управления). Ее цель -однозначное закрепление всех процессов СМК за исполнителями и формирование оптимальной организационно-штатной структуры предприятия (организации), в которой особое внимание уделяется обеспечению горизонтальных связей между подразделениями, участвующими в функционировании системы качества.

При распределении обязанностей и ответственности составляется матрица, содержащая перечень функций системы менеджмента качества и степень участия в каждой из них руководителей, специалистов и отдельных подразделений и служб предприятия.

Перечень функций (элементов или процессов) системы менеджмента качества берется в соответствии с ГОСТ ИСО Р 9001–2008;

наименование руководителей, специалистов, отделов и служб - из организационной структуры предприятия.

При этом обязательно фиксируется: кто руководит работой по реализации функции СМК, кто ее исполняет, с кем взаимодействует исполнитель, кто получает информацию.

Результаты работы по данному разделу можно представить в форме таблицы, примерная форма которой дана ниже (табл. 5).

Таблица 5

Матрица распределения прав, обязанностей и ответственности в СМК

№ п/п Наименование процесса СМК Наименование документированной процедуры Штатная структура предприятия: руководитель, заместители руководителя, главные специалисты, управления, отделы, группы
       

В каждой строке, напротив соответствующих документированных процедур, должно быть указано:

- кто является ответственным за выполнение данной процедуры или процесса в целом (условное обозначение в матрице - буква «О» -организует исполнение процедуры (или процесса) в целом);

- кто осуществляет непосредственное руководство и контроль за работой по реализации процедуры СМК (условное обозначение в матрице - буква «Р» - руководит работой);

- кто принимает участие в исполнении данной документированной процедуры СМК (условное обозначение в матрице - буква «П» -принимает участие в работе);

- кто получает информацию о выполнении данной процедуры СМК (условное обозначение в матрице - буква «И» - кто получает информацию о выполнении работы).

3.12. Разработка «Руководства по качеству».Руководство по качеству (РК) является основным документом СМК, в котором излагаются общие принципы СМК, ее состав, перечень входящих в нее процессов и распределение ответственности между работниками предприятия за функционирование системы. Издание РК всегда предшествует изданию других документов СМК.

Обычно структура РК повторяет структуру соответствующего стандарта на СМК: имеет ту же рубрикацию и последовательность изложения рекомендаций (требований), однако предприятие может самостоятельно определить структуру и содержание РК.

В учебном процессе нет возможности разработать РК в полном объеме, поэтому в данной курсовой работе разрабатывается сокращенный вариант этого документа.

РК должно иметь титульный лист, где указывается его полное наименование, разработчики и утверждение руководителем предприятия, а также год издания и порядковый номер экземпляра.

В структуре Руководства по качеству должны быть предусмотрены следующие разделы:

- название и область применения;

- оглавление;

- рассмотрение, утверждение и пересмотр;

- политика и цели в области качества;

- организация, ответственность и обязанности;

- ссылки;

- описание системы менеджмента качества;

- приложения.

Последовательность изложения этих разделов может изменяться по усмотрению разработчика. Содержание' каждого из этих разделов приводится в ТО 180/ТК 10013:2001.

Политика в области качества и цели организации могут быть оформлены как часть РК или в виде отдельного документа.

В приложениях обычно приводят вспомогательную информацию, относящуюся к РК, такую, как описание структуры организации, функциональную схему СМК предприятия, перечень документации по СМК, применяемые сокращения, список использованных источников и т.п.

3.13. Разработка документированной процедуры СМК. Документированные процедуры СМК предназначены для описания конкретных действий, при помощи которых в организации осуществляется управление качеством. Они могут оформляться в виде стандарта предприятия, методических рекомендаций, рабочей инструкции, указания и т.п.

Документированные процедуры должны иметь единую идентификацию, в них могут быть ссылки на рабочие инструкции, определяющие порядок выполнения работ.

В данной курсовой работе студент по заданию руководителя разрабатывает отдельные документы, входящие в понятие «документированной процедуры».

Обычно документированные процедуры описывают деятельность, охватывающую несколько функций СМК. Документированная процедура включает следующие элементы:

- название;

- назначение (для чего предназначена эта документированная процедура);

- область применения (где применяется документированная процедура);

- ответственность и полномочия (устанавливается ответственность и полномочия персонала при выполнении данной документированной процедуры, а также устанавливается взаимодействие с персоналом, участвующим в других процессах и документированных процедурах);

- термины, определения и применяемые сокращения;

описание видов деятельности (необходимо учитывать следующие аспекты: определение потребности, описание процессов, определение перечня выполняемых работ, описание управления процессом, охватываемым документированной процедурой, потребность в ресурсах, определение изменений и видов контроля, которые нужно выполнять);

- записи (описывается ведение записей о деятельности в рамках документированной процедуры с указанием их форм, способов их заполнения, регистрации и хранения);

- приложения (содержат дополнительную информацию по документированной процедуре);

- рассмотрение, утверждение и пересмотр (приводятся сведения о рассмотрении, утверждении и дате пересмотра);

- внесение изменений (указывается характер возможных изменений и порядок их внесения).

Определение ответственных по каждой процедуре осуществляется на основе данных матрицы распределения обязанностей и ответственности.

3.14. Заключение. В заключении указывается, какие преимущества дает предприятию (организации) реализация разработок, выполненных в данной курсовой работе, а также, какие дальнейшие действия должны быть предприняты для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции, выполняемых работ или услуг.

3.15. Библиографический список.Здесь приводится перечень источников, использованных при выполнении данной курсовой работы, оформленный с учетом требований, предъявляемых к научным публикациям.

4. Оформление курсовых работ

Оформление курсовых работ по дисциплине «Системы качества» осуществляется в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Используются листы со штампами для первого и последующих листов. Текст пояснительной записки приводится в стандартной рамке.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

1.Форма бланка Программы проведения внутренних

аудитов системы менеджмента качества

УТВЕРЖДАЮ

Представитель

руководства по качеству

«____»______________г

Программа внутреннего аудита СМК
Основание для аудита  
Проверяемый(ые) элемент(ы) СМК  
Проверяемое подразделение  
Дата проведения  
Перечень нормативной документации, на соответствие которой проводится аудит  
Главный аудитор (Ф.И.О.)  
Аудиторы (Ф.И.О.)  
 
Отчет об аудите направляется  
 
Ответственные за проверяемую  
деятельность (Ф.И.О.)  
Главный аудитор ____________________ ________________ (подпись) (дата) С программой ознакомлены: Ответственные за проверяемую деятельность __________________________ ___________________ (подпись) (дата) __________________________ _____________________ (подпись) (дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Наши рекомендации