Организация природоохранной деятельности на предприятии
Природоохранная деятельность предприятия включает учет природных ресурсов и контроль рациональности их использования, планирование природоохранных мероприятий, контроль за соблюдением правовых норм, нормативов, стандартов и технологических условий, обеспечение платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, финансирование природоохранных мероприятий.
Основой любых природоохранных мероприятий является учет природных ресурсов не только по их наличию (площадь, местоположение и т. д.), но и по качественной характеристике. Целесообразно выделение площадей, в различной степени подверженных антропогенному воздействию, водной и ветровой эрозии. Необходимо также выявить все возможные источники загрязнения воды, почвы, атмосферы.
Планирование природоохранной деятельности включает разработку природоохранных мероприятий, распределение объемов их реализации по этапам, конкретным временным интервалам и территориям. В планах указывают источники загрязнения, места их нахождения, перечень намечаемых мероприятий, сроки их выполнения, объемы затрат и ответственных исполнителей. Часть таких мероприятий входят в основные технологические процессы (например, противоэрозионные агротехнические приемы, внесение органических и минеральных удобрений и др.).
Основа природоохранной деятельности предприятия — строгое соблюдение требований законодательства. Для этого руководители и специалисты должны иметь под рукой и использовать в работе соответствующие законодательные акты, инструкции, нормативы. В первую очередь это федеральные законы, такие, как Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), Земельный (1991 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.) кодексы, Закон «О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами» (1998 г.), а также ряд подзаконных нормативных актов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты и т. д.).
Согласно ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды», юридические и физические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды, причиняющих вред здоровью человека.
Животноводческие фермы должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований может повлечь ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и других объектов по предписанию специально уполномоченных органов.
Порядок применения в сельском хозяйстве химических и биологических средств защиты растений предусматривается Санитарными нормами и правилами (СНиП) по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве. В частности, хранение пестицидов и минеральных удобрений должно осуществляться на основании СНиП 11-108-78 в помещениях, где предусматривается своевременное удаление и обезвреживание отходов.
В соответствии со ст. 47 Закона «Об охране окружающей природной среды» при выполнении мелиоративных работ надо принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, экономному использованию земель, лесов.
Проектирование мелиоративных систем и сооружений осуществляется на основе требований СНиП 2.06.03-85, предусматривающих анализ характера использования сельскохозяйственных земель, водного и солевого балансов, корнеобитаемого слоя почв.
В соответствии с Законом «О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами» на предприятиях возможно использование лишь тех агрохимикатов, которые прошли экологическую экспертизу и включены Госсанэпиднадзором в список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена ответственность за экологические правонарушения — дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная.
Дисциплинарной ответственности подвергаются должностные лица за совершение проступков, связанных с их трудовой деятельностью (невыполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, несоблюдение экологических нормативов) в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности или увольнения.
Административная ответственность применяется в отношении отдельных лиц и предприятий за экологические правонарушения в случаях бесхозяйственного использования природных объектов (в том числе земли), загрязнения природной среды и т. д. Кодекс административных правонарушений предусматривает следующие виды взысканий: предупреждение, наложение штрафа, приостановка или запрет деятельности предприятия, отрицательно влияющего на окружающую среду.
Гражданско-правовая ответственность предусматривает возмещение причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан. Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда.
Уголовная ответственность предусматривается за экологические преступления в соответствии с УК РФ. К ним относятся нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, загрязнение вод, порча земли, уничтожение или повреждение лесов. Уголовное наказание предусматривается в виде штрафа до 500 МРОТ, лишения права занимать определенные должности, лишения свободы.
Одна из основных частей природоохранного законодательства в отношении предприятий — система экологических стандартов, то есть совокупность единых и обязательных для всех субъектов природопользования норм и требований. Это стандарты качества окружающей среды и воздействия на нее, прямые запреты на те или иные действия, технологические стандарты, стандарты качества продукции, экологические сертификаты, разрешения и лицензии.
Стандарты качества окружающей среды характеризуют возможную интенсивность использования ресурсов и условий среды. К ним относятся, в частности, предельно допустимые концентрации (ПДК) различных веществ в воздухе, воде, почве. При соблюдении ПДК эти вещества даже при длительном действии не оказывают отрицательного влияния на здоровье людей. Установлены среднесуточные и максимальные разовые ПДК.
Стандарты воздействия на окружающую среду — это нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водоемы. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению ПДК. В некоторых случаях устанавливаются дополнительные нормативы воздействия — временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС). Эти нормативы устанавливаются убывающими во времени, если в силу объективных причин соблюдение ПДВ (ПДС) невозможно.
Проекты указанных нормативов (ПДВ, ПДС, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов) разрабатываются предприятиями-природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и местного населения. Проект содержит: общие сведения о предприятии; характеристику технологий производства, их воздействия на окружающую среду; плановые расчеты выбросов; план мероприятий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Проекты передают в Госкомитет по охране окружающей среды, в отдел экспертизы, нормирования и лицензирования, где они проходят государственную экологическую экспертизу. По ее результатам составляется заключение — документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности предприятий или о возможности реализации проекта. При положительном заключении выдается разрешение (лицензия) на природопользование, в котором фиксируются виды и лимиты хозяйственной деятельности (в том числе на выброс загрязняющих веществ в атмосферу), экологические требования при использовании природных ресурсов с приложением перечня и количества загрязняющих веществ.
Аналогичный порядок принят и при утверждении лимитов использования природных ресурсов. Их устанавливают на определенный срок по каждому виду используемых (или изымаемых) ресурсов.
На сельскохозяйственных предприятиях лицензированию подлежит использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (гидротехнических сооружений), их деятельность по использованию лесного фонда, по проведению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением земель (при добыче общераспространенных полезных ископаемых).
После получения на основе заключения экологической экспертизы лицензии (разрешения) на природопользование Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено заключение договора на комплексное природопользование, который заключается между природопользователем и исполнительным органом власти республики, области, автономной области, района. Этот договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природо-пользователя, размеры платежей, ответственность сторон, порядок возмещения ущерба.
На сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с приказом Минприроды РФ от 16 марта 1993 г. № 53 «Об экологической паспортизации на территории РФ» разрабатывают экологические паспорта. Такой паспорт содержит технико-экономическую характеристику предприятия, сведения о размещении и производственной структуре, количественные и качественные характеристики используемых ресурсов, сведения о применяемых технологиях* количественные характеристики выпускаемой продукции, количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов), отходов, загрязняющих веществ.
В соответствии с ФЗ «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. на сельскохозяйственных предприятиях предусмотрен паспорт мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения; он содержит сведения о технических характеристиках указанных объектов. Порядок паспортизации устанавливается органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством.
Технологические стандарты содержат определенные требования к технологиям основных производственных процессов и природоохранных мероприятий. К ним относятся предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормы воздействия движителей на почву и другие предельно допустимые уровни технологической нагрузки на среду.
Стандарты качества продукции включают, в частности, предельные нормы содержания химических веществ в продуктах питания, примесей в питьевой воде и т. д.
Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности — это предусмотренная законом мера административного воздействия на виновников загрязнения. Их применяют в тех случаях, когда производство наносит неприемлемый ущерб окружающей среде.
Система платежей за природные ресурсы (землю, воду, лес) включает следующие их виды: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плательщиками являются все сельскохозяйственные предприятия и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.
Плата за землю в соответствии с законом РФ «О плате за землю» выступает в 3 видах: земельный налог; арендная плата; нормативная цена земли.
Согласно Водному кодексу РФ, принятому 16 ноября 1995 г., система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами; плату,, направленную на восстановление и охрану водных объектов; сбор за выдачу лицензий на водопользование.
Водный налог — это форма реализации экономических отношений между собственниками водных объектов и водопользователями; он взимается в виде федерального налога с юридических лиц и граждан, имеющих лицензию на водопользование. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Поэтому сельскохозяйственные предприятия по этим объектам являются плательщиками налога за земли водного фонда (по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района).
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, является формой возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности. Она вносится за изъятие воды из водных объектов в
пределах установленных лимитов; за сверхлимитное изъятие воды; за использование водных объектов без изъятия воды; за сброс сточных вод нормативного качества.
Сбор за выдачу лицензий на водопользование устанавливается законодательно и взимается специально уполномоченными государственными органами управления использования и охраны водного фонда.
Согласно Лесному кодексу РФ, плата за лесные ресурсы устанавливается в двух видах: лесная подать и арендная плата.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда; плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования — за гектар находящегося в пользовании участка лесного фонда.
Размер минимальных ставок платы устанавливается правительством РФ (в рублях за плотный кубометр древесины) и дифференцируется в зависимости от следующих показателей: группа лесных пород; вид древесины (деловая, дровяная); размер деловой древесины; расстояние вывозки.
Арендная плата взимается при аренде (временном пользовании) участком лесного фонда; ее величина устанавливается на основе ставок лесных податей. Порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов.
Установлено два вида базовых нормативов платы: за нормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (в пределах ПДВ, ПДС) и за выбросы в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС). За сверхнормативные и сверхлимитные выбросы предприятий предусмотрен 5-кратный повышающий коэффициент.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих допустимые нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем размещения отходов определяется путем умножения их величины на соответствующие ставки с последующим суммированием:
При превышении фактических выбросов над нормативами (лимитами) используется следующая формула:
где Р, —ставка платежей за выброс /-го вещества, руб.; ^ — фактический объем выбросов /-го вещества; V" — нормативы (лимиты) выбросов /-го вещества; т — число загрязняющих веществ.
Суммарный платеж за выбросы составит:
где К— коэффициент, характеризующий региональную специфику территории.
Базовые нормативы платы устанавливаются для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водоемы и размещение отходов и ежегодно увеличиваются на коэффициент, изменяющийся с учетом инфляции.
Часто применяется упрощенный порядок расчетов, когда все выбросы суммируют в условном выражении с учетом коэффициента экологической опасности, то есть приводят к монозагрязнителю:
где А,- — коэффициент приведения различных примесей к монозагрязнителю (условным выбросам), Aj= 1/ПДК/.
Затем величину условных выбросов умножают на норматив платы за условную тонну выбросов:
где Р — норматив платы за условную тонну выбросов, руб.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды в пределах нормативов входят в себестоимость продукции, а при их превышении выплачиваются из прибыли. Предельная величина выплат за счет прибыли устанавливается в зависимости от уровня рентабельности производства. Если этот уровень не превышает 25 %, на данные цели может быть направлено не более 20 % прибыли, при рентабельности 25—50% —до 50 %, при рентабельности свыше 50 % — до 70 % прибыли. Из общей суммы платежа 10 % поступает в федеральный бюджет, 90 % — на счета внебюджетных государственных экологических фондов.
Финансирование природоохранных мероприятий на предприятиях производится из следующих источников:
средства бюджетов всех уровней;
средства самих предприятий (организаций);
внебюджетные экологические фонды;
фонды экологического страхования;
кредиты;
средства населения.
Средства бюджетов и экологических фондов используются в размерах, предусмотренных федеральной и региональными целевыми программами. Собственные средства предприятия формируются за счет его прибыли. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции.
Руководство предприятия постоянно должно уделять внимание вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Так, специалисты агрономической службы обязаны вести строгий учет земельного фонда и его использования, разрабатывать и внедрять прогрессивные, экологически безопасные для окружающей среды технологии возделывания сельскохозяйственных культур, осуществлять систему мероприятий по защите почв от загрязнения, разрушения, деградации, контролировать правильность хранения и применения агрохимикатов и т. д.
Инженерная служба хозяйства должна обеспечивать исправность машин и орудий, следить за работой ремонтных баз, контролировать использование сельскохозяйственной техники и нефтепродуктов, следить за состоянием и правильностью использования гидросооружений.
Зоотехники и зооинженеры обязаны не допускать загрязнения почвы отходами животноводства, следить за исправностью сооружений по их утилизации. Нужно правильно организовать выпас скота, чтобы гарантировать восстановление пастбищ, вести борьбу с переносчиками инфекционных болезней.
Работники экономических служб должны координировать всю эту работу, планировать проведение природоохранных мероприятий, контролировать источники их финансирования, осуществлять взаимодействие с государственными экологическими комитетами, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, другими органами управления. Их цель — добиться наибольшей результативности природоохранной деятельности предприятия, своевременно осуществлять расчеты по экологическим платежам.
В сущности, вся деятельность специалистов сельскохозяйственного предприятия должна строиться с учетом возможных негативных воздействий сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Своевременное и качественное выполнение мероприятий по охране окружающей среды обеспечит стабильное развитие отраслей растениеводства и животноводства при сохранении и улучшении экологической ситуации.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение и перечислите методы природоохранной деятельности.
2. Назовите основные направления природоохранной деятельности на сельскохозяйственном предприятии.
3. Сформулируйте понятие эколого-экономической эффективности. В чем состоит ее отличие от экономической эффективности?
4. В чем заключается эколого-экономический ущерб от снижения почвенного плодородия?
5. Назовите состав текущих и капитальных затрат на природоохранные мероприятия, источники их финансирования.
6. Рассчитайте эколого-экономическую эффективность применения удобрений при следующих условиях: прибавка урожая сахарной свеклы от применения удобрений составила 4,2 т с 1 га; чистый доход от использования удобрений — 1734 руб. с 1 га; уровень внесения органических удобрений для компенсации потерь гумуса — 9 т на 1 га; недостаток элементов питания (N; К2О) — 56,1 кг д. в. на 1 га; затраты, связанные с внесением 1 т органических удобрений, 50 руб., 1 кг минеральных — 3,8 руб.
7. Какие законодательные и иные нормативные акты регулируют природоохранную деятельность предприятия?
8. Дайте характеристику стандартов воздействия на окружающую среду. В чем состоит их отличие от стандартов качества?
9. Перечислите виды платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.
Глава XXIV