Правовая и социальная защита
1. Правовая защита трудовых прав и свобод. Способы защиты
2. Самозащита
3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
4. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
5. Судебная защита
6. Разрешение трудового спора
7. Понятие и цели социальной защиты. Система социальной защиты, ее элементы. Формы и виды социальной защиты
8. Понятие и виды социального обеспечения. Система социального обеспечения
9. Обязательное социальное страхование: понятие, виды
1. Защита о восстановлении нарушенного права любого субъекта, в т.ч работника называется правовая защита.
Наименование статьи 352 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о защите трудовых прав и свобод в двух аспектах: 1) защите трудовых прав и свобод работников; 2) защите трудовых прав работодателей.
В соответствии с частью 2 статьи 352 Трудового кодекса РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
Трудовой кодекс РФ предусматривает классификацию способов защиты, в основе которой находится субъект (в том числе орган), осуществляющий защиту нарушенного права. Так, самозащита осуществляется работником самостоятельно, второй способ защиты осуществляется профессиональными союзами; субъектами двух остальных способов защиты прав, свобод и законных интересов выступают компетентные органы государственной власти (надзорные органы и органы судебной власти).
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Указанное положение относится в том числе и к трудовым правам и свободам, о чем свидетельствует часть 1 статьи 352 Трудового кодекса РФ, согласно которой каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, перечень способов защиты трудовых прав и свобод, закрепленный в части 2 статьи 352 Трудового кодекса РФ, не является исчерпывающим.
Система защиты прав включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита (ст.46 Конституции РФ). Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод.
Несудебные формы защиты делятся: на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам, профсоюзные органы).
Анализ содержания статьи 352 Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что работник для защиты своих трудовых прав и свобод вправе использовать все способы, перечисленные в части 2 статьи 352 Трудового кодекса РФ, а также любые другие способы, не запрещенные законом, тогда как работодатель для защиты своих трудовых прав может воспользоваться только судебной защитой.
Следовательно, под защитой трудовых прав и свобод работника следует понимать установленные государством, закрепленные в правовых актах средства и способы, при помощи которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов. Сюда же входит и принудительное восстановление их в случае нарушения, и возмещение причиненного при этом материального ущерба и морального вреда в объеме, определенном законом. Защитная функция включает также всю совокупность мер по предупреждению, предотвращению и устранению причин, порождающих нарушения законности, и ответственность должностных лиц (дисциплинарную, материальную и др.) за нарушение трудовых прав и невыполнение юридических обязанностей.
В свою очередь, защита трудовых прав работодателя - это способ, который может использовать работодатель для защиты своих трудовых прав, то есть судебная защита.
Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, защитой трудовых прав является защита, в ходе которой восстанавливается нарушенное право. В связи с этим под целью защиты трудовых прав необходимо понимать реальное восстановление нарушенного права. Наличие одной лишь возможности для обращения в компетентные органы за защитой трудовых прав нельзя считать эффективным средством такой защиты. Следовательно, использование работником любого из способов, предусмотренных для защиты трудовых прав, должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права.
Таким образом, защита трудовых прав и свобод представляет собой, с одной стороны, способ (то есть это те действия, которые приводят к возникновению отношений по защите трудовых прав), а с другой - форму, когда в соответствии с процессуальными нормами оформляется акт, которым реально восстанавливается нарушенное право.
2.В соответствии с частью 2 статьи 352 Трудового кодекса РФ первым способом защиты трудовых прав названа самозащита работниками трудовых прав. Данный способ защиты трудовых прав можно рассматривать и как способ, и как форму защиты работниками трудовых прав. При использовании работником самозащиты трудовых прав в качестве способа защиты между работником и работодателем возникают отношения по самозащите работником трудовых прав. В рамках этих отношений работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 379 Трудового кодекса РФ). Работник вправе отказаться от выполнения работы и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 379 Трудового кодекса РФ).
В статье 142 ТК РФ содержится регламентация такой формы самозащиты трудовых прав, как приостановление работы при невыполнении работодателем обязательств по оплате труда (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 г. сделал вывод, что работнику присутствовать на своем рабочем месте в течение приостановки работы не надо, т.к. ст. 142 не обязывает его к этому. Более того, в силу ч. 3 ст. 4 нарушение сроков выплаты заработной платы - это принудительный труд, который запрещен, так что работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.
На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативно-правовыми актами.
Варианты самозащиты трудовых прав работниками могут быть самыми различными. Это, например, отказ от выполнения работы в связи с невыплатой заработной платы или ее части; от выполнения незаконных распоряжений представителей работодателя; отказ от выполнения сверхурочных работ либо работ в выходные и праздничные дни; отказ от досрочного выхода из отпуска.
Если работник решит прибегнуть к формам самозащиты своих трудовых прав, то он должен предупредить письменно представителей работодателя о самозащите трудовых прав и указать в заявлении правонарушение, допущенное представителями работодателя.
3.Вторым способом защиты трудовых прав в статье 352 Трудового кодекса РФ названа защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Глава 58 Трудового кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Статья 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Право профсоюзов осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов работников является и их обязанностью. Они наделены правом осуществлять контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства, условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, которые одновременно являются их обязанностью.
4.Одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников являются органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Различаются указанные органы по видам проводимого ими надзора и контроля на общие, внутриведомственные, специальные.
Общий надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют прокуратура РФ, а также органы Федеральной инспекции труда. При этом Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры следят за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. система органов прокуратуры создана для осуществления от имени Российской Федерации общего надзора как за соблюдением Конституции РФ, так и за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Правовой статус органов прокуратуры, порядок осуществления ими контрольно-надзорной деятельности регламентирован Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2009 г.)
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Специальный государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
5.В число основных способов защиты трудовых прав входит судебная защита, которая осуществляется всеми субъектами судебной системы - от Конституционного Суда РФ до судов общей юрисдикции. Судебную защиту следует признать универсальным способом защиты субъективных прав, свобод и законных интересов, поскольку она типична для любых субъектов правоотношений. Судебная защита используется при реализации права на защиту прав, свобод и законных интересов, предусмотренных различными отраслями права, она призвана обеспечивать исполнение актов государственных органов путем установления фактов нарушения норм трудового права.
Особенность судебной защиты трудовых прав работников заключается в единстве процесса, регламентируемого не только нормами трудового права, но и права гражданского процессуального, основанными на различных принципах.
Можно выделить три вида производства по защите трудовых прав и законных интересов в сфере труда: 1) исковое производство; 2) производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, в частности обжалование нормативных правовых актов и действий (бездействия) органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства; 3) особое производство, например об установлении фактов, имеющих значение для реализации трудовых прав. Для восстановления трудовых прав может быть использовано приказное производство. Таким образом, помимо искового для восстановления нарушенного трудового права может быть использовано производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, в частности обжалование нормативных правовых актов в сфере труда, а также действий (бездействия) и решений органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Работодатель, работник, а также лица, состоявшие в трудовых отношениях или имевшие намерение вступить в таковые, при отсутствии спора о гражданском праве могут защищать свои интересы в порядке особого производства. Например, работники, лица, состоявшие в трудовых отношениях, могут потребовать установления факта трудовых отношений и получения заработной платы в определенном размере в период трудовой деятельности, если они не претендуют на получение этих средств от работодателя, поскольку эти средства им полностью выплачены работодателем. Лица, имевшие намерение вступить в трудовые отношения, могут требовать установления факта дискриминации при отказе в заключении трудового договора. На основании ст. ст. 42, 43 ГК РФ работодатель вправе требовать признания работника безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания. Вступившее в законную силу решение суда о признании работника безвестно отсутствующим позволяет работодателю исключить его из списочного состава организации. В соответствии со ст. 45 ГК РФ работодатель может потребовать в порядке особого производства объявления работника умершим. Наличие вступившего в законную силу судебного решения об объявлении работника умершим также позволяет работодателю издать приказ о его увольнении на основании п. 6 ст. 83 ТК РФ, что влечет исключение работника из списочного состава организации.
6. Разрешение трудового спора можно рассматривать как один из способов защиты трудовых правв широком смысле слова, поскольку в результате рассмотрения трудового спора нарушенные трудовые права восстанавливаются, возмещается ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться, производится компенсация морального вреда.
С помощью процедуры разрешения коллективных трудовых споров могут быть защищены не только права, но и законные интересы работников, т.е. отраженные в объективном праве либо вытекающие из его общего смысла и в определенной степени гарантированные государством простые юридические дозволения, выражающиеся в стремлениях субъекта пользоваться конкретными социальными благами, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам - в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.
Отнесение трудового спора к способам защиты трудовых прав и законных интересов работников обусловлено особым положением работника в трудовых отношениях, его зависимостью от работодателя. Однако разрешение трудового спора не является односторонним процессом, имеющим целью защитить исключительно работника. Оно направлено на установление истины и восстановление нарушенных прав (нарушенного баланса интересов) независимо от того, чьи права нарушены - работника или работодателя.
В самом широком смысле трудовой спор можно определить как неурегулированные разногласия между сторонами трудового правоотношения по поводу применения законодательных и иных нормативных правовых актов о труде, а также установления новых или изменения существующих условий труда.
Классификация споров может быть осуществлена на основании различных критериев, однако основными видами трудовых споров надо признать индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры является конституционным правом работников (ст. 37 Конституции РФ).
Способы их разрешения устанавливаются федеральным законодательством с учетом особенностей каждого вида.
7. Реализация права в отношении отдельных категорий лиц или в отдельных обстоятельствах называется социальная защита.
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.
Социальная защита –1) в широком смысле - это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:
- трудоспособным гражданам-путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью;
- нетрудоспособным (социально уязвимым слоям населения)-гарантирование социальной защищенности и поддержки;
2) в узком смысле социальная защита населения определяется как система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.
Приведенные толкования понятия «социальная защита» в полной мере соответствуют основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
По-существу социальная защита, как одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей в обществе, что зафиксировано в действующей Конституции Российской Федерации.
Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации.
Для трудоспособного населения социальная защита со стороны государства и профсоюзов предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий для нормальной жизнедеятельности людей, занятия трудовой деятельностью. Социальная защита предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд.
В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества.
Таким образом, под социальной защитой населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании для этих целей общественными фондами потребления.
Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Система социальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
В рамках систем социальной защиты гражданам, при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий, предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.
Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия - (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Часть льгот и услуг поступает населению непосредственно в натуральной форме через учреждения непроизводственной сферы без учета меры индивидуального труда и целиком определяется возможностями общества (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам); потребителями их выступают не все трудящиеся, а те, которые имеют в этом нужду и только в меру этой потребности (услуги школ - для семей с детьми школьного возраста, бесплатная медицина - для тех, кто часто болеет). Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).
К числу главных элементов системы и организационных форм социальной защиты населения относятся социальное страхование, социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь. Все элементы этой системы взаимосвязаны.
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.
В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.
8. Следующим элементом системы социальной защиты населения является социальное обеспечение.
Социальное обеспечение - это форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных слоев и категорий населения, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства, из средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов.
К системе социального обеспечения следует относить все виды пенсии, пособии, компенсационных выплат, а также различные социальные льготы для отдельных категорий граждан.
Виды социального обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме.
Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения.
Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель:
- оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;
- обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях).
Виды социального обеспечения делятся на две группы:
Социально-обеспечительная помощь.Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления,
1) имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
2) помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;
3) помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.
Социально-обеспечительное содержание.Преследует цель предоставить человеку а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Социально – обеспечительное содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.
Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию.
Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет: а) временный характер; б) не является основным или ведущим источником средств к существованию.
К социально-обеспечительной помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.
Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам: 1) пенсии; 2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения.
Основанием деления видов социального обеспечения является их форма:
денежная: 1) все виды и разновидности пенсий; 2) пособия во всех их разновидностях;
и натуральная: 1) содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов; 2) санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг; 3) предметы первой необходимости; 4) компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д.; 5) льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.
Таким образом, законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) социальные и медицинские услуги; 6) предметы первой необходимости. Каждый из указанных видов, как правило, состоит из определенного числа разновидностей. Причем, если виды социального обеспечения имеют устойчивый, стабильный характер, то их разновидности постоянно изменяются, варьируются в зависимости от конкретных политических, экономических и других условий, в которых находится государство на определенном этапе его исторического существования.
Пенсия (от лат. pensio – платеж.) – это регулярная денежная выплата (обычно она производится один раз в начале месяца), которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников (например, в случае с военнослужащими и др. – из федерального бюджета), предназначенных для этих целей.
Пособие - денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых др. случаях.
Компенсационные выплаты предназначены неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.
К социальному обеспечению относятся различные виды социальных льгот, которые предоставляются определенным категориям населения. Существуют льготы для социально незащищенных слоев населения, льготы для ветеранов труда, государственных служащих и их семей. Установлены льготы участникам и ветеранам ВОВ и т. д. Социальные льготы дают основание для дополнительной социальной защиты отдельных категорий граждан. Они предоставляются по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду на транспорте, услуг связи, обеспечению лекарственными препаратами и другие.
Важным элементом системы социальной защиты является, социальное страхование.
Одним из главных направлений социальных реформ в России в начале 90-х гг. XX в. стал переход от государственного социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков. Появление современной системы социального страхования связано с принятием Гражданского, Трудового и Налогового кодексов Российской Федерации, законов РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О занятости населения в Российской Федерации», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», «О государственной социальной помощи», «Об основах обязательного социального страхования», других законодательных и нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
9. Обязательное социальное страхование определяется как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:
а) пенсионное страхование: б) медицинское страхование: в) страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.
Основными видами социального страхования, применяемыми в настоящее время в России, являются:
обязательное и добровольное пенсионное страхование;
обязательно и добровольное медицинское страхование;
обязательное социальное страхование;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
различные виды добровольного социального страхования, не имеющие обязательной формы.
Обязательное социальное страхование работников. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
Основная часть страховых выплат осуществляется через Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Все предприятия обязаны делать отчисления в данный фонд. Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.
Работодатель обязан обеспечить права работника на безопасный труд. В связи с этим каждый работник имеет право на обязательное социальное страхование. Государственное социальное страхование работников является основной формой реализации сотрудниками своего права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности.
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Таким образом, с момента заключения трудового договора между работником и работодателем работник имеет право на защиту от социальных рисков, а работодатель должен в отношении этого работника осуществлять обязательное социальное страхование. К страховым рискам, подлежащим социальному страхованию, относятся случаи, определенные федеральными законами: признание гражданина безработным, трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидность, болезнь, травма, беременность и роды, потеря кормильца, а также наступление старости, необходимость получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и др.
Эта обязанность распространяется на всех работодателей вне зависимости от их организационно-правовой формы и системы налогообложения. За нарушение установленного законом порядка уплаты взносов на социальное страхование работников или же за неуплату этих взносов по отношению к работодателю могут быть применены определенные финансовые санкции.
Неуплата работодателем взносов на государственное социальное страхование не лишает его работника права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.
Пособия и выплаты по обязательному социальному страхованию.
В Российской Федерации в соответствии Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» была создана система обязательной социально-страховой защиты от безработицы. Она включала в себя следующие мероприятия:
- был образован Государственный внебюджетный социальный фонд страхования занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составлял 2% к начисленной оплате труда, далее он был снижен до 1,5%, а затем и до 1%);
- установлен период выплаты пособий – 12 месяцев;
- гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливалось пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца – 75%, следующие 4 месяца – 60%, в дальнейшем – 45%;
- лицам, ищущим работу впервые, выплачивалось пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
- по истечении срока выплаты пособия по безработице оказывались различные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).
В соответствии с Законом государство признало человека собственником своих способностей к производительному и творческому труду, одновременно сняв с себя ответственность за обеспечение полной занятости населения. Взамен государство взяло на себя обязательство осуществлять материальную (пособия по безработице) и социальную (профессиональное переобучение, трудоустройство на свободные рабочие места) поддержку работника, получившего статус официально зарегистрированного безработного.
В настоящее время в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права отношения в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Пособия по временной нетрудоспособности.
Под временной нетрудоспособностью работника понимается временная утрата трудоспособности, а также невозможность выполнять работу в связи с уходом за больным членом семьи, карантином и др. При временной нетрудоспособности работник освобождается от работы и ему выплачивается пособие.
Обеспечение работников пособиями по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
- утраты трудоспособности вследствие заболеваний или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности;
- необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
- при карантине;
- осуществления в установленном порядке протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
- долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечении;
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный работнику листок нетрудоспособности. Другие документы не могу служить основанием для выплаты пособия.
Пособие по беременности и родам.
Пособие по беременности и родам исчисляется в размере 100% среднего заработка независимо от продолжительности стажа и предоставляется работницам на период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов.
В случае осложненных родов послеродовой отпуск по беременности и родам увеличивается на 16 дней, а в случае многоплодной беременности продолжительность отпуска составляет 84 дня до родов и 110 дней после родов.
Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения. В случае усыновления ребенка обоими супругами пособие выдается тому супругу, которому предоставлен отпуск в связи с усыновлением ребенка.
Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности, который выдается лечебным учреждением в установленном порядке. Пособие по беременности и родам выплачивается работающей женщине в размере ее среднего заработка, который исчисляется из заработной платы работницы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу отпуска по беременности и родам. Вместе с тем устанавливается максимальный размер пособия по беременности и родам женщинам.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности.
Право на единовременное дополнительное пособие к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).
Пособие выдается по месту работы женщины только в денежном выражении. Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. Для получения данного пособия женщине необходимо взять в женской консультации справку произвольной формы о постановке на учет в первые 12 недель беременности.
Пособие при рождении ребенка
Право на единовременное пособие при рождении ребенка (усыновление его в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей или лицо, его замещающее.
Данное пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации вне зависимости от того, является ли один или оба родителя лицами, застрахованными в системе социального страхования. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицам, работающим, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях, а также не работающим и не обучающимся.
В случае рождения (усыновления) двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.
При рождении мертвого ребенка единовременное пособие не выдается.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается одному из членов семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком (матери, отцу, опекуну, попечителю), со дня предоставления отпуска, но не ранее окончания отпуска по беременности и родам.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается за счет средств ФСС РФ:
- матерям (отцам, усыновителям, бабушкам, дедушкам, другим родственникам или опекунам, осуществляющим уход за ребенком), подлежащим обязательному социальному страхованию;
- матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации;
- матерям, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях.
В случае если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий.
Оплата дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами
Статьей 262 Трудового кодекса РФ предусмотрено предоставление одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению четырех дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.
Пособие на погребение
За счет средств ФСС РФ осуществляется выплата пособий на погребение работавших граждан. Размер пособия установлен в твердой сумме. Пособие выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить погребение. Выплата пособия производится через организацию, где работал умерший.
Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является составной частью системы государственного социального страхования. Обязанность работодателя страховать работников предусмотрена ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Страхованию подлежат все работники организации любой формы собственности, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного с работодателем.
В Законе установлены правовые, экономические и организационные основы страхования работников и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору.
Обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Единственным государственным страховщиком всех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Обязательное медицинское страхование. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Правовые отношения в данной сфере регулируются Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации».
Осуществляется медицинское страхование в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Государственное социальное страхование регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах государственного социального страхования».
Добровольное социальное страхование – это основанные на свободном волеизъявлении отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов граждан с целью обеспечения их благосостояния при наступлении определенных страховых случаев за счет формируемых страховщиками из страховых взносов и других источников фондов денежных средств.