Группировка стран мира по доле поступлений от международного туризма в ВВП
Макроэкономические показатели характеризуют состояние экономики страны в целом. Центральным и самым важным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора уровня экономического развития и благосостояния страны, а также служит основой для расчета других показателей.
ВВП представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период, обычно за год. ВВП формируется в том числе за счет доходов, полученных от международного туризма, косвенных налогов на турбизнес (налоги на имущество, лицензионные платежи, таможенные пошлины), заработной платы работников индустрии туризма, рентных платежей, периодически поднимается вопрос о том, чтобы ввести так называемую туристскую ренту) и, наконец, процента и доходов (от собственности, прибыли фирм).
ВВП используется при решении целого ряда экономико-статистических задач. К числу важнейших из них относится изменение темпов экономического роста. Экономический рост характеризует изменения объема производимых в стране товаров и услуг и измеряется динамикой реального ВВП обычно за год или изменением ВВП на душу населения. Экономический рост зависит от изменения темпов (табл. 2.1, см. с. 50).
Возможен положительный, нулевой и отрицательный экономический рост.В рамках рассматриваемой проблемы особый интерес представляет положительный рост объема ВВП, который сопровождается подъемом экономики, а опережающий его рост по сравнению с приростом ВВП других стран говорит о преимуществе инвестирования в экономику именной этой страны.
Развитие международного туризма обычно очень восприимчиво к экономическим изменениям. По расчетам, при относительном постоянстве уровня цен прирост на 1% реального личного потребления приводит к остановке роста расходов на путешествия; при приросте потребления на 2,5% расходы на туризм возрастают на 4%, а при приросте потребления на 5% - на 10%. В любом случае если прирост потребления ниже 1%, то туризм обычно испытывает спад [Квартальнов В.А., 1998. - С. 38].
Но в каждой отдельной стране реакция на изменения в экономике проявляется по-своему и может значительно отличаться от усредненных показателей.
Итоговым результатом рассмотрения вопроса о вкладе международного туризма в формирование ВВП стала группировка стран по доле поступлений от туризма в ВВП. На основе анализа данных за 2004 г. 126 стран мира были подразделены на три группы. Трехступенчатая шкала разработана на основе рекомендаций Всемирного совета по путешествиям и туризму и Всемирной туристской организации. В первую группу входят страны, в которых доля поступлений от туризма в ВВП не превышает 5%; во вторую группу – страны со значениями от 5 до 25%; в третью группу –страны с показателем более 25%. Результаты проведенной группировки отражены в табл. 2.2, см. с. 53-54.
Наиболее многочисленной является первая группа стран (85 обследуемых стран мира). Эта группа отличается неоднородностью. Одну из подгрупп образуют страны, где международный туризм развит слабо (Ангола, Бангладеш, Мьянма, Центрально-Африканская Республика и др.), другую – страны с наиболее развитой туристской индустрией (США, Франция, Италия, Австрия, Швейцария и др.). Удельный вес поступлений от международного туризма в ВВП этих стран невысок в результате диверсифицированного и высокого уровня развития экономики.
Вторую группу образуют страны, которые специализируются на международном туризме, располагают значительным туристским потенциалом и развитой инфраструктурой (Испания, Греция, Кипр, Таиланд и др.). Явная зависимость этих стран от международного туризма является следствием их активной политики в сфере туризма.
Третья группа объединяет страны, в которых зависимость национальной экономики от международного туризма чрезвычайно высока. В основном это островные малые страны. Например, в структуре ВВП Мальдивской Республики доля туристских поступлений в 2004 г. превысила 67%. Следствием развития в данных странах индустрии туризма являются относительно высокие значения показателя ВВП в расчете на душу населения, несмотря на низкий уровень развития производственной сферы.
Группировка стран (территорий) мира по доле поступлений от туризма в ВВП, 2004 г.
Составлено автором по: Yearbook of Tourism Statistics, 2006.
Можно констатировать, что роль международного туризма в экономике многих стран мира растет, о чем свидетельствует переход ряда стран (Болгария, Венгрия, Польша, Чешская Республика, Россия, а также Китай, Сингапур, Египет) в другую группу, с более высокими пороговыми значениями. Это обусловлено как социально-экономическими, так и политическими особенностями их развития.
21. Воздействие международного туризма на платежный баланс страны.Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным. Все международные операции страны отражаются в платежном балансе. Туристские потоки и связанные с ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в платежном балансе страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там и тратит валюту; это отражается отрицательно на балансе его страны и положительно на балансе принимающей страны. По направлению движения валюты можно определить, что для страны, отправляющей своего резидента за рубеж, расходы туриста являются импортом, а для принимающей страны экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом товаров. Все это отражается на счете "Туризм". Если счет положительный, то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на ее платежный баланс. Однако здесь не учитываются тарифы международных транспортных перевозок и вторичное воздействие расходов туристов в стране. ВТО провела классификацию стран по положению туризма в их платежном балансе, т. е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путешествий. Текущий туристский баланс, как правило, положителен в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести, например, Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др. Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива.В большинстве развивающихся стран ситуация почти безнадежна. Эти страны имеют отрицательный туристский баланс . Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В последнее время ведется разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном туризме. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него (включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания иностранным туристам), чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье "Туризм".