Практика в правоохранительных органах РФ
под непосредственным руководством сотрудника принимающей организации студент:
-изучает порядок делопроизводства (оформление поступающих дел и материалов, их учет и хранение);
-знакомится с порядком рассмотрения материалов и принятием процессуальных и иных решений;
-изучает уголовные дела и материалы, используя полученные теоретические знания и практические навыки;
-по возможности присутствует при приеме граждан;
-по заданию руководителя практики принимающей организации составляет проекты процессуальных, локальных и иных документов, копии которых представляет при защите практики;
-выясняет причины нарушений, подбирает необходимый нормативный материал;
-участвует в работе по систематизации текущего законодательства;
-выполняет все иные поручения, связанные с функциональной деятельностью непосредственного руководителя от принимающей организации.
В течение всей практики студент должен оказывать помощь в работе сотрудникам учреждений, выполнять необходимые задания, не связанные с самостоятельным выполнением процессуальных действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Копии составленных документов студент прилагает к отчету по практике и использует их при его защите.
Контрольные вопросы для проведения текущей аттестации преддипломной практики:
1. Проанализировать содержание нормативных правовых актов;
2. Перечислить самостоятельно составленные процессуальные и иные правовые документы, договоры, соглашения, проанализировать их содержание;
3. Привести примеры самостоятельно разрешенных конкретные правовых ситуаций;
4. Перечислить самостоятельно документально оформленные действия по правоприменению.
5. Дать рекомендации по совершенствованию законодательства.
6. Дать рекомендации по совершенствованию деятельности подразделения, организации в целом.
7. Перечислить практические материалы, собранные к выпускной квалификационной работе.
Завершающим этапом практики является подведение ее итогов.
4. Требования к оформлению отчета и форме аттестации результатов практики:
Ко времени окончания практики студент составляет развернутый отчет о проделанной работе. Таким образом, каждый студент 4-го курса должен подготовить 2 отчета – отчет по консультационной части практики и отчет по второму этапу производственной практики. Студенты, работающие общественными помощниками или по трудовому договору, составляют развернутый отчет о проделанной работе по месту общественной работы или трудовой деятельности. Студенты заочной формы обучения по итогам прохождения одного этапа производственной практики составляют один отчет. Требования к отчетам единые, различается только содержательная часть отчета. Отчет о каждом этапе практики готовится равномерно в течение всего периода практики.
Отчет готовится равномерно в течение всего периода практик, к моменту окончания практики отчет должен быть подготовлен. По окончании практики студенту дается время (в соответствии с настоящей Программой и распоряжением декана) на завершение работы над отчетом, сбор недостающих документов, исправления недочетов, на которые указывает руководитель практики от ААЭП, проверяющий отчет.
При написании отчета по результатам практики студент обязан систематизировать выполненную работу, т.е. показать ее в том порядке, в каком она осуществлялась (в дневнике), дать анализ практики с учетом ее программы (в заключении). Структура отчета в данном случае включает: титульный лист с подписью уполномоченного лица и печатью организации – работодателя (приложение №1); характеристика (2 экземпляра-оригинала от каждой организации-работодателя), подписанная руководителем практики от организации (приложение 2); дневник (приложение 3); индивидуальное задание с рабочим планом (графиком) прохождения практики (приложение 5), заключение; приложения.
Отчет вместе с приложениями к нему брошюруется или сшивается. Характеристика 1 экземпляр вкладывается и не прошивается, второй экземпляр вшивается в отчет.
В характеристике следует:
• указать объем и качество выполнения программы, индивидуального задания; в какой мере студент овладел навыками практической работы;
• дать оценку его умению применить теоретические знания на практике, его деловым качествам: дисциплинированность, старательность, коммуникабельность и т.д.;
• определить общий культурный и профессиональный уровень развития, уровень аналитического мышления, способности творческого решения поставленных задач;
• в целом дать итоговую оценку результатов практики.
Характеристика должна быть заверена подписью руководителя практики и по возможности печатью отдела (организации).
Дневник практики ведется по установленному стандартному образцу и служит важнейшим обязательным отчетным документом для студента-практиканта. В нем отмечается подробно вся проделанная студентом работа за день, дневник не реже одного раза в неделю должен подписывать руководитель практики по месту ее прохождения с приложением печати соответствующего отдела (подразделения), к которому прикреплен студент. Также в дневнике отражается: сроки выполнения работ (заданий), наблюдения, критические замечания, предложения и выводы по выполненным работам студента-практиканта, замечания руководителя практики от организации ее прохождения.
Заключение– это описание и анализ пройденной практики от первого лица. В заключении следует отразить данные о месте и сроках практики и подробно описать выполненную работу по отдельным разделам программы (текст программы не воспроизводить), указать, какие затруднения встретились в ходе практики, дать анализ наиболее сложных и характерных дел и вопросов, изученных в этот период, по возможности сформулировать свои предложения по их разрешению.
Приложения.По всем этапам практики, как указано выше, необходимо подобрать примеры процессуальных и иных документов, которые были (могли бы быть) использованы в качестве образцов в работе.
Требования к оформлению отчета.Текст располагается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 электронным способом и должен соответствовать следующим требованиям:
– оформляется шрифтом Times New Roman;
– высота букв (кегль) – 14, начертание букв – нормальное;
– межстрочный интервал – полуторный;
– форматирование – по ширине, с переносами.
Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 20 мм, левое поле – 30 мм, правое поле – 10 мм.
Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, номер страницы на титульном листе не проставляется.
Диаграммы, графики, схемы, чертежи, фотографии и др. именуются рисунками, которые нумеруются последовательно сквозной нумерацией под рисунком, текст названия располагается внизу рисунка. Цифровой материал, помещенный в отчете, рекомендуется оформлять в виде таблиц, которые также нумеруются арабскими цифрами последовательно. Все таблицы должны иметь содержательный заголовок. Заголовок помещается под словом “Таблица” над соответствующей таблицей с цифровым материалом.
Приложения оформляются как продолжение отчета на последующих его страницах, которые не нумеруются. Каждое приложение начинают с новой страницы, в правом верхнем углу которой указывают слово “Приложение” с последовательной нумерацией арабскими цифрами, например, “Приложение 1”, “Приложение 2” и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, отражающий суть документа. Если формат документа больше А4, то приложение складывается в пределах формата А4 таким образом, чтобы с ним можно было удобно работать, не расшивая отчет.
Текущая проверка качественного прохождения практики в целом проводится путем регулярного инспектирования руководителем практики от ААЭП. Наличие по месту прохождения практики существенных замечаний (пропуски работы без уважительных причин, отсутствие записей в дневнике, некачественное выполнение предусмотренных программой практики этапов и индивидуальных заданий, отставание в их выполнении) является основанием для внесения в дневник соответствующих замечаний с установлением студенту кратчайших сроков устранения замеченных недостатков.
Студент допускается к защите только после предъявления надлежаще оформленного отчета по практике.
Защита отчета по месту прохождения практики в правоохранительных органах проводится и принимается руководителем практики от ААЭП в форме дифференцированного зачета (производственной (преддипломной) - дифференцированного зачета). Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Руководитель практики ААЭП представляет в деканат ведомость дифференцированного зачета в установленном порядке.
Отчет по практике передается руководителю практики от ААЭП через сотрудника Академии, ответственного за ведение системы учета отчетов о прохождении практики, назначенное приказом ректора. Отчет по практике заносится в книгу регистрации отчетов в соответствии с Положением о прохождении практики студентами ААЭП (приложение 6 к Положению). Сданный студентом отчет проверяется руководителем практики в течение 10 рабочих дней, проводится защита отчета, выставляется отметка по итогам защиты, отметка заносится в книгу регистрации отчетов и выставляется в ведомость. Отчет с оценкой хранится до окончания учебного года, в котором организована практика, хранится у руководителя практики от ААЭП, по окончании – отчеты систематизируются по группам и передаются на хранение в архив факультета. Отчеты о прохождении практики студентами хранятся до момента отчисления студентов в связи с окончанием обучения, затем утилизируются.
Критериями оценки прохождения студентами практикиявляются:
• уровень теоретического осмысления студентами практической деятельности принимающей организации (ее целей, задач, содержания, методов);
• качество отчета по итогам практики;
• степень и качество приобретенных студентом профессиональных умений;
• уровень профессиональной направленности выводов и рекомендаций, сделанных студентом в ходе прохождения практики.
При выставлении студенту оценки за практику учитывается характеристика, выданная руководителем практики от организации.
Оценка по результатам контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой модульно-рейтинговой системы (таблица).
Таблица 1