Способы поставки услуг в международной
Торговле услугами
Если проанализировать, каким образом может осуществляться внешняя торговля услугами, то выяснится, что провести такую же четкую грань между внешней и внутренней торговлей, как в случае товаров, невозможно. В отличие от товаров, которые физически пересекают таможенную границу, услуги в своей основной массе границы не пересекают. Наоборот, эффективная торговля многими услугами требует территориальной близости между поставщиком («производителем») услуг и их потребителем. В одних случаях происходит перемещение факторов производства услуг (капитала и рабочей силы). В некоторых случаях потребитель услуги сам выезжает к поставщику, который находится за границей.
Мало общего с внешней торговлей товарами и у трансграничной торговли услугами, которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы. При трансграничной поставке услуга «пересекает» таможенную границу, но не в физической форме, и поэтому факт ее экспорта (за исключением ряда случаев) даже не возможно зафиксировать на границе. Поэтому торговлю услугами удобно рассматривать, анализируя механизм международной купли-продажи услуг. Как правило (в частности, такой подход используется в ГАТС), различают четыре основные способа оказания услуг, а именно:
1) с территории одной страны на территорию другой страны – так называемая «трансграничная торговля»;
2) перемещение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»); при этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;
3) учреждение поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»); при этом под «коммерческим присутствием» понимается любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства;
4) оказание услуги поставщиком услуги одной страны через коммерческое присутствие физических лиц этой страны на территории любой другой страны («перемещение физических лиц»); при этом поскольку под «поставщиком услуги» понимается любое лицо, которое предоставляет услуги, то к таким физическим лицам относятся лица, оказывающие услуги в качестве индивидуальных предпринимателей, и сотрудники компании-поставщиков услуг (штатные и нештатные).
В ряде случаев предоставление одной и той же услуги может последовательно осуществляться разными способами поставки. Так, консультационная услуга даже в рамках одного контракта может осуществляться разными способами поставки.
Перечисленные способы поставок услуг различаются по двум основным критериям:
1) происхождение поставщика и потребителя услуги, под которым обычно понимается гражданство (если речь идет о физическом лице) или место инкорпорации (регистрации) компании;
2) местонахождение поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги и характер этого территориального присутствия (постоянное или временное).
Как правило, используя эти критерии, можно легко определить, к какому способу оказания услуги относится конкретный вид деятельности. Однако в ряде случаев возникают некоторые трудности. В частности, трудности могут возникнуть при проведении различий между первым и вторым способами поставки. Для большинства секторов, например, здравоохранение, образование, туризм или аудиовизуальные услуги, относительно ясно, является ли услуга трансграничной или оказывается путем потребления за рубежом: если потребитель находится у себя в стране и потребляет услугу, предоставляемую ему поставщиком из-за рубежа, то это первый способ поставки; если же потребитель (или его собственность – как в случае с ремонтом судна) отправляется за рубеж и потребляет услугу там, то это второй способ поставки. Однако для некоторых видов услуг, например, финансовых, указанных критериев недостаточно, чтобы провести границу между первым и вторым способом, поскольку потребление за рубежом в этом случае не требует физического присутствия ни потребителя, ни его собственности. Например, заем финансовых средств в банке, находящемся за рубежом, не обязательно предполагает физическое присутствие в нем заемщика или его собственности; кредитные ресурсы могут быть предоставлены и потреблены за рубежом, или же они могут быть предоставлены и потреблены в стране нахождения потребителя, или в третьей стране. Все зависит от критерия, который используется при определении места оказания услуги. В зависимости от этого возможны следующие ситуации:
1. Если в качестве места оказания услуги выбрано место, где финансовые средства были предоставлены, тогда эта услуга поставлена первым способом, когда средства предоставляются в стране потребителя, и вторым способом, если эти средства предоставляются в стране поставщика.
2. Если в качестве места оказания услуги выбрано место, где финансовые средства были «приобретены», тогда, несмотря на то, что предоставление этих средств произошло в стране потребителя, услуга, в отличие от предыдущего примера, может считаться оказанной вторым способом (например, когда кредитное соглашение подписано или проценты уплачены в стране поставщика).
3. Если в качестве места оказания услуги выбрано место погашения кредита, то определить способ оказания услуги еще более затруднительно.
Для ряда финансовых услуг (страхование собственности или управление инвестиционными фондами) в качестве критерия места оказания услуг может быть принято место осуществления деятельности, имеющей непосредственное отношение к оказываемой услуге. В частности, могут быть приняты во внимание место нахождения страхуемой собственности или управляемых фондов.
Сложности могут возникнуть при отнесении к тому или иному способу оказание услуги по банковскому электронному переводу средств, поскольку данная услуга оказывается и на той, и другой «стороне» трансферта.