Методология обоснования цены внешнеторгового контракта
Контрактная цена — это количество денежных единиц, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или другой валюте за весь товар или единицу товара, доставленные продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт.
Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. К основным этапам относятся:
1) выбор базисных мировых рынков и цен;
2) применение системы коммерческих поправок к базисным ценам;
3) учет в цене внешнеторгового контракта качества товара;
4) учет в цене внешнеторгового контракта фактора времени;
5) отражение валютно-финансовых условий;
6) отражение условий поставки товара;
7) использование системы скидок с цен и уторгование контрактной цены;
8)включение налогов и пошлин в цену контракта.
Выбор базисных мировых рынков предполагает тщательное изучение конъюнктуры мирового рынка, на который внешнеторговая фирма или предприятие предполагает выйти со своим товаром. Сфера изучения базисных рынков включает: состояние совокупного спроса и предложения на конкретный товар, как на момент заключения контракта, так и в динамике, основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, характер взаимоотношений; темпы инфляции, уровень учетных ставок центральных банков, динамику курса валюты, степень и сферы государственного регулирования экономики, особенно внешнеторговой деятельности (таможенные пошлины, квотирование, лицензирование и др.) в странах ведущих экспортеров и импортеров.
Для выбора базисных мировых цен изучаются характеристики изделий ведущих экспортеров на базисных рынках, уровень цен каждой из этих фирм по изделиям данного типа или вида, используемые ими условия платежа и поставки. В качестве базисных цен могут выступать только те цены, которые отвечают ряду требований:
• по этим ценам должны осуществляться крупные регулярные коммерческие экспортные или импортные операции в центрах международной торговли;
• это должны быть цены по торговым взаимно не связанным операциям, осуществляемым на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничивающих условий (специальные контракты, режимы контингентирования и др.);
•цены должны выражаться в свободно конвертируемой валюте.
Поскольку мировой рынок характеризуется множественностью цен на одну и ту же продукцию, которая обусловливается действием различных факторов, полного единообразия в условиях реализации товаров практически не бывает. Поэтому при обосновании цены внешнеторгового контракта для сопоставимости ценовой информации требуется корректировка базисных цен с учетом ряда коммерческих поправок.
К числу основных поправок, которые наиболее часто применяются к базисным ценам, относятся следующие:
• на техническую сопоставимость;
• на время;
• на различия в условиях поставки;
• на количество и постоянство поставок;
• на валюту расчета.
При корректировке базисных цен не рекомендуется вносить множество поправок, поскольку снижается точность в расчете цен. Расчеты будут некорректными, если суммарная доля поправок превысит 25 % к базисной цене.
Учет качества товаров в контрактных ценах заключается в выявлении различий в уровне качества аналогичных изделий на мировом рынке и рынке отечественных предприятий. На мировых рынках различных товаров применяются общепринятые в международной торговой практике специальные формулы, приемы, шкалы поправок к ценам с учетом различий в качестве. Все они основаны на выборе и сравнении качественных параметров продукции отечественного производства с их значениями по товарам мирового рынка, принятым за базу.
Валютные условия внешнеторгового контракта включают определение валюты цены, валюты платежа, курса пересчета валюты цены в валюту платежа, если они не совпадают, а также защитные оговорки, используемые для страхования валютных рисков при значительных изменениях кур сов валют.
Базисные условия поставки товаров длительное время вырабатывались международной торговой практикой. В 2000 г. Международной торгивой палатой была издана очередная редакция (предыдущая вышла в 1990 г.) стандартизированных условий поставки при осуществлении внешнеторговых сделок - ИнКОТерМС (от англ. International Commercial Terms «международные коммерческие термины»).
Практически ни одна внешнеторговая сделка не заключается по ценам, которые первоначально предлагает экспортер. Обычно цена предложения выше окончательно согласованной контрактной цены на так называемую скидку на уторгование. Эта скидка достигается в процессе переговоров между экспортером и импортером и может быть обусловлена различными факторами, в числе которых состояние конъюнктуры рынка, освоенность производства товара, степень монополизации спроса и предложения, традиции в торговле отдельных стран, особые отношения между сторонами и др.
Возможность получения скидки в процессе уторгования объясняется также и тем, что обычно экспортер в своем коммерческом предложении выдвигает несколько завышенную цену (на 10-20 %). Импортер, ориентируясь на длительную практику коммерческой работы, стремится получить скидку, которая в одних случаях может составлять 3 %, в других – 50%. Гибкость и множественность внешнеторговых цен обеспечивает система различных скидок, размер которых зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений между экспортером и импортером, конъюнктуры рынка и других факторов.При определении контрактной цены могут быть учтены различные скидки:
- простая скидка со справочной (прейскурантной) цены товара;
- скидка при покупке товара за наличный расчет (сконто);
- бонусная скидка (за оборот);
- скидка за количество или серийность;
- дилерская скидка;
- специальная скидка на пробные партии товаров;
- экспортная скидка;
- сезонная скидка;
- скрытая скидка в виде оказания бесплатных услуг;
- скидки за качество;
- скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы;
скидки при продаже оборудования, бывшего в употреблении и др.
Немаловажное значение при установлении окончательной внешнеторговой цены имеет налоговый фактор. Особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров устанавливаются межгосударственными (межправительственными) соглашениями. В практике международной торговли в основном используется два принципа косвенного налогообложения: принцип страны назначения и принцип страны происхождения. В соответствии с принципом страны назначения экспортные товары в стране вывоза освобождаются от уплаты косвенных налогов. Эти налоги уплачивает импортер в стране ввоза продукции. Принцип взимания налогов по стране происхождения товаров означает налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров.
Во внешней торговле Беларуси применяется дифференцированный подход. Принцип страны назначения лежит в основе косвенного налогообложения в торговле со странами дальнего зарубежья, а также с Арменией, Узбекистаном и рядом стран, входящих в СНГ и являющихся участниками соглашения о создании зоны свободной торговли (Молдова, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Украина). С остальными странами используется принцип страны происхождения. В дальнейшем предусматривается перейти на единый подход, соответствующий современной международной практике.