Тема 3. Закупочная логистика

3.1. Сущность закупочной логистики.В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы в Казахстане претерпела коренные изменения: на смену фондовому распределению товаров при административно-командной экономике, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, жесткой регламентации поставок товаров пришла эпоха свободных рыночных отношений, характеризующихся:

· свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;

· множественностью источников закупки (поставщиков);

· равноправием партнеров;

· возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;

· свободой ценообразования;

· экономической ответственностью сторон;

· конкуренцией поставщиков и покупателей.

В западной практике закупочной деятельности выработан ряд общих правил, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками, но и упрочивают положение производства, создавая условия для выживания в конкурентной борьбе. На оптимизацию звена логистической цепи "закупка" влияют как внешние факторы, так и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными структурными подразделениями предприятий.

Основной целью закупочной логистики является управление материаль­ными потоками в процессе обеспечения предприятия мате­риальными ресурсами. Являясь значимым элементом логистической системы предприятия, подсистема закупок обеспечивает вход материаль­ного потока в логистическую систему, выдерживая требования оптимальности и системности производственного цикла. Основным структурным подразделением, выполняющим функции закупочной логистики на производственных и торговых предприятиях является служба снабжения или материально-технического обеспечения. Эта служба осуществляет закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.

Специфика деятельности службы материально-технического обеспечения позволяет рас­сматривать её на двух уровнях:

¨ на макроуровне, поскольку служба снабжения является элементом, обеспечивающим связи и реализацию це­лей макрологистической системы, в которую входит пред­приятие;

¨ на микроуровне, поскольку она является элементом микрологистической системы предприятия, т. е. одним из подразделений, обеспечивающим его всеми необходимыми для производства материалами;

Рассмотрим цели функционирования службы снабже­ния на каждом из выделенных уровней.

1. На макроуровне служба снаб­жения устанавливает хозяйственные связи с поставщика­ми, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой това­ров, и, таким образом, является элементом макрологистической системы. Работая, в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения является связующим звеном между предприятиями в макрологистической системе. Основной принцип логистики — системный подход, т.е. получение синергического эффекта от согласованности действий всех участников, тре­бует, чтобы персонал службы снабжения добивался реали­зации целей собственного предприятия не как изолирован­ного объекта, а как звена всей макрологистической системы. Таким образом, служба снабжения, работая на предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макро­логистической системы, при этом собственные интересы должны уступать общесистемным. Предприятие при та­ком подходе выигрывает как элемент всей макрологи­стической системы: улучшается положение всей системы, — улучшается положение предприятия как ее элемен­та.

2. На микроуровне служба снабжения является элементом предприятия и преследует цели повышения эффективности его деятельности. При этом она должна органически вписываться в микрологистическую систему в цепи снабжение-производство-сбыт. Получениеэффекта синергии на этом уровне достигается через обеспечение высокой степени согласованности дей­ствий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения обеспечивают возможность согласования и опера­тивной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масш­табе времени. (Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.)

Закупочная деятельность должна базироваться на принципах современной концепции маркетинга, т. е. вна­чале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже за­тем — стратегия снабжения производства. С помощью методов маркетинга служба снабжения и производственный сектор получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции могут принести наибольшую прибыль. Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации закупок продукции.

Однако, следует отме­тить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в кон­цептуальном плане. Маркетологи не решают задачи технико-технологической согласованности с поставщиками, не определяют правовые аспекты договоренностей о поставках продукции, не предлагают также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской де­ятельности, выполняет функции, позволяющие реализо­вать концепцию маркетинга, существенно расширяет и до­полняет саму концепцию.

Функциислужбы снабжения следующие:

· выявление и изучение потенциальных поставщиков продукции;

· определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;

· принятие решения о заказе, его форме и условиях выполнения;

· установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;

· управление запасами поставляемой продукции;

· учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

Перечисленные функции службы снабжения могут быть успешно реализованы при условии соблюдения следующих принципов снабжения:

Ø планомерность — завоз продукции на основе плановых графи­ков проверки наличия продукции на складах и завоза новой партии;

Ø ритмичность — завоз продукции через относительно одинако­вые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;

Ø гибкость — осуществление процесса снабжения продук­цией в зависимости от изменения ситуации на рынке;

Ø экономичность — минимальные затраты рабочего времени, мате­риальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достига­ется путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оп­тимальной звенности цепи поставок;

Ø технологичность — использование современных технологий за­купок и поставок, достижение технико-технологической согласованности с поставщиками.

Предприятие предъявляет следующие требования к службе снабжения:

1. Обеспечение непрерывного потока поставляемой продукции, сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия.

2. Управление запасами поставляемой продукции, сведение их уровня к минимуму.

3. Работа с поставщиками, поиск наиболее оптимальных поставщиков.

4. Достижение минимальной общей стоимости обслуживания: про­цесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости.

5. Обеспечение конкурентного преимущества предприятия, соблюдение требований производства по качеству поставляемого сырья и комплектующих изделий.

8. Достижение продуктивных и конструктивных отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия.

Закупочная деятельность любого предприятия решает следующие основные вопросы:

¨ какие материалы требуются;

¨ какое количество материалов для производства продукта необходимо закупить;

¨ какому поставщику их заказать;

¨ на каких условиях произвести закупку продукции.

Помимо данного традиционного перечня логистика также решает вопросы:

¨ системно увязать деятельность предприятия с поставщиками;

¨ оптимизировать закупочную деятельность в соответствии с требованиями повышения общей эффективности предприятия;

¨ увязать закупки с производством и сбытом на основе системного подхода для получения эффекта синергии;

¨ определить организационную структуру службы снабжения для выполнения логистических функций закупок.

Микрологистическая концепция "точно в срок" (just-in-time) — система поставки комплектующих или товаров непосредственно к месту про­изводственного потребления или к моменту продажи в тор­говом предприятии в требуемом количестве и в нужное время. Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Тоёта Моторс, а затем и другие автомо­билестроительные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN. Название «just-in-time» концепции несколько позже дали американцы, попытавшие­ся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции ЛТ было потенциальное исключе­ние запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в произ­водственном процессе сборки автомобилей и их основных агрега­тов. Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать внуж­ном количестве, внужное место (на сборочной линии — конвейе­ре)и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке страховые запасы, иммобилизирующие де­нежные средства фирмы, оказывались не нужны.

Учитывая широкую экспансию ЛТ подхода в различные сферы современного бизнеса, можно дать следующее его определение:

«ЛТ — это современная концепция построения логистической системы в производ­стве (операционном менеджменте), снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья системы в них нужда­ются, с целью минимизации затрат, связанных с запасами»[4].

Это означает, что наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо. Таким образом, функцию контроля качества поставляемой продукции должен выполнять поставщик, а, значит, уровень его надежности должен быть стопроцентным. Отношения между поставщиком и покупателем, позво­ляющие применять систему поставок "точно в срок", должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь системной со­гласованности в вопросах составления и выполнения графиков поставки, дос­тичь необходимого уровня технико-технологической сопря­женности, научиться находить экономические компромиссы.

Система JIT ("точно в срок") позволяет максимально снизить уровень запасов поставляемой продукции, что значительно снижает издержки по их хранению и содержанию. Однако, применение данной системы в закупочной логистике повышает требования к надежности не только поставщиков, но и других участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому, если в условиях тра­диционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах "точно в срок" предпочтение отдается перевозчику, спо­собному гарантировать надежность соблюдения сроков дос­тавки.

Логистическая концепция JIT характеризуется следующими ос­новными чертами:

¨ минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции;

¨ небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения за­пасов (поставок);

¨ взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;

¨ эффективной информационной поддержкой;

¨ высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Наши рекомендации