Основы международной конкурентоспособности
Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Оно означает как условие реализации товаров и услуг, так и, например, оценку инвестиционного климата для привлекаемого иностранного капитала.
Если рассматривать конкурентоспособность как важнейший фактор реализации товаров и услуг на мировом рынке или способность сохранять за собой часть внутреннего рынка в условиях притока товаров извне, можно выделить четыре уровня конкурентоспособности, которые все вместе и определяют, в конечном счете, конкурентоспособность товара на мировом рынке. Первый уровень – конкурентоспособность самого товара, второй – конкурентоспособность фирмы, третий – конкурентоспособность отрасли и четвертый уровень – конкурентоспособность страны [14, с.155-156].
Конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товаров его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют: мода, предпродажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.
Конкурентоспособность продукции – способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемом периоде.
Факторы конкурентоспособности:
§ технические (прочность, безопасность, эстетические характеристики, безопасность, функциональность)
§ технико-экономические (надежность, материалоемкость, энергоемкость, удобство монтажа)
§ организационно-коммерческие (цена, условия платежа, сроки поставки, Incoterms, эффективность маркетинга и рекламы, уровень допродажного и послепродажного сервиса, сертификация товара)
§ деловая репутация изготовителя.
Таким образом, конкурентоспособность товара определяется главным образом его качеством и ценой. Центральное место в поддержании конкурентоспособности принадлежит совершенствованию производства и повышению технического уровня продукции. Но реальная возможность реализации продукции зависит от организации всей деятельности фирмы – от подготовки производства до послепродажного обслуживания товара, которую М. Портер назвал цепочкой ценности фирмы. Речь идет об обеспечении поставок сырья, непосредственного производства продукции, ее сбыта и связанных и связанных с этим операциях по маркетингу и послепродажному обслуживанию. Качественное выполнение этих работ – важное условие поддержания конкурентных преимуществ фирмы и реализуемых ее товаров [14, с.201- 202].
Главное в поддержании конкурентоспособности – сохранение преимуществ в техническом уровне производства, а это означает постоянный поиск путей совершенствования продукции, технологии ее производства, стремление найти новые изделия, в производстве которых фирма будет опережать своих конкурентов[14, с.157].
Конкурентоспособность фирмы. Конкурентоспособность фирмы– способность фирмы к выживанию, устойчивому экономическому росту в быстроразвивающихся рыночных условиях. Конкурентоспособность фирмы зависит от быстроты, гибкости реагирования фирмы на изменяющийся рыночный спрос, а также от состояния и уровня развития ее материально-технической базы.
Факторы, влияющие на конкурентоспособности фирмы, можно условно разделить на две группы [14, с.124-126]:
Макроэкономические факторы охватывают характер государственного регулирования экономики, состояние конкурентной среды на национальном рынке в целом, а также на рынках тех или иных отраслей, обменный курс валют, дисконтную политику, налоговое бремя, степень стабильности социальной сферы и т.д.
Микроэкономические факторы включают основные фонды, рабочую силу, технологические возможности, управление, а также коммуникации и инфраструктуру.
Характер стратегии фирмы определяется спецификой продукции. Сбыт одних товаров в большей степени ориентирован на внутренний рынок, в то время как других – на мировой рынок. Во втором случае для фирмы важно определить соотношение производства товаров у себя в стране («дома») и за рубежом. Выбор стратегии, ориентированной на экспорт и на зарубежное инвестирование, связан как с характером продукции, так и с политикой в странах – потенциальных покупателей товара. Размещение части производства за рубежом требует хорошо отлаженной координации деятельности фирмы [14, с. 202].
Конкурентоспособность отрасли.Конкурентоспособность отраслиопределяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией.
Если два первых уровня конкурентоспособности – конкурентоспособность товара и фирмы – имеют значение для борьбы не только за внешний, но и за внутренний рынок, конкурентоспособность отрасли есть фактор, влияющий на успешность борьбы компании данной отрасли на мировом рынке.
Исходным для конкурентоспособности отрасли является наличие в стране тех или иных факторов производства. Конкуренция – это не равновесное состояние, а процесс, в ходе которого влияние факторов производства может меняться. Конечно, для отдельных отраслей природные ресурсы остаются важным фактором развития (например, полезные ископаемые – обязательное условие для добывающих отраслей промышленности, значительные массивы плодородных земель в США позволяют сохранять положение крупного экспортера сельскохозяйственной продукции) [14, с.162].
Конкурентоспособность отрасли во многом обуславливается традициями производства соответствующих товаров в стране и накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и приемлемые цены (например, производство часов в Швейцарии или парфюмерно-косметической продукции во Франции). Однако в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса положение отрасли в национальной экономике, да и в мире быстро изменяется. Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конкурентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В настоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собственная научно-техническая база. Хотя совершенствование технологии осуществляется первоначально в рамках отдельных компаний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе. [14, с.168].
Конкурентные преимущества отрасли во многом зависят от состояния в стране родственных и сопутствующих отраслей. Если они конкурентоспособны в мировом масштабе, то и уровень основной отрасли поднимается. Развитие основных и сопутствующих отраслей стимулируется их сотрудничеством, совместной разработкой новой продукции [14, с.202].
Национальная конкурентоспособность. Конкурентоспособность национальной экономики означает способность страны как геополитического субъекта обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперничестве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутреннем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни.
Понятие «конкурентоспособности государств» было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером в вышедшей в 1990г. монографии «Конкурентные преимущества наций». Система четырех показателей, по Портеру, охватывает конкурентную среду отечественных фирм и включает: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса; 3) родственные и поддерживающие отрасли; 4) структуру и стратегию фирм, внутриотраслевую конкуренцию. Соответственно, наличие и эффективное использование того или иного параметра и предопределяет успех страны в международной конкуренции [56, с.8-9].
Конкурентоспособность страны, национальная конкурентоспособность имеет огромное значение для конкурентоспособности всех ее товаров, фирм, отраслей на мировом рынке. Факторы, определяющие конкурентоспособность страны, можно разбить на ряд групп.
Первая группа – наделенность страны факторами производства: землей (природными ресурсами), рабочей силой и капиталом.
Вторая группа – технический уровень производства и национальный уровень производительности труда, который связан как с общей технической культурой в стране, так и квалификацией работников.
Третья группа, роль которой значительно повысилась в современных условиях, – национальный уровень подготовки кадров и научно-технический потенциал страны.
Четвертая группа – общеэкономическая ситуация в стране, средняя норма прибыли как главный источник финансирования развития, система аккумуляции сбережений в стране и их использования для капиталовложений, эффективность функционирования банковской системы и других финансовых институтов, позволяющие компаниям использовать для совершенствования производства и организации выпуска новых изделий привлеченные средства, и т.д.
Пятая группа – связана со сложившимся в стране уровнем жизни, что определяет средний уровень заработной платы и других социальных выплат населению, а также общих расходов на социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.)
Шестая группа – связана с деятельностью национального государства (государство стимулирует капиталовложения в стране, совершенствует налоговую систему, способствует развитию научных исследований (фундаментальные и прикладные), финансируя программы развития новых отраслей, государственные военные заказы, оно стимулирует развитие новейших технологий, совершенствует систему образования в стране, поощряет сотрудничество между национальными фирмами, развитие кооперации между ними, а также слияния и поглощения в целях укрепления их международных позиций и т.д.) [14, с.169-170].
Конкурентоспособность страны в соответствии с теорией М. Портера в своем развитии проходит ряд стадий [14, c.202-203].
§ на основе имеющихся в стране факторов (природные ресурсы, включая земельные ресурсы и климатические условия, численность рабочей силы);
§ на основе капиталовложений (развитие отрасли, уже получившей развитие в других странах, формирование инфраструктуры);
§ на основе нововведений (создание принципиально новых продуктов и отраслей);
§ на основе богатства, когда конкурентоспособность поддерживается за счет созданного ранее, а страна утрачивает способность к совершенствованию производства, развитию нововведений.
Важную роль в обеспечении устойчивых позиций национальной экономики и ее хозяйствующих субъектов на мировых рынках играет государство. По сути, вся экономическая политика государства направлена на повышение национальной конкурентоспособности. Государство стимулирует инвестиционный процесс в стране; совершенствует налоговую систему; финансирует не только фундаментальные, но и прикладные исследования; поддерживает и повышает национальную конкурентоспособность через регулирование валютного курса; осуществляет импортозамещение и стимулирование экспорта.
Кроме вышеперечисленных уровней конкурентоспособности в настоящее время выделяют также конкурентоспособность кластера и региона.
В условиях гиперконкуренции среди субъектов конкуренции появляется новый тип – территориально-отраслевой технологический кластер.
Конкурентоспособность кластера.Согласно теории Майкла Портера, кластер– группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Такая структура объединяет предприятия по всем этапам производственной цепочки (добыча сырья, первичная переработка, сбыт, послепродажное обслуживание), включает производственные, сбытовые, финансовые предприятия, научные и образовательные учреждения, переплетающие различные сферы деятельности и отрасли промышленности, различные регионы и даже государства. Кластеры могут быть созданы по отраслевому (технологическому) признаку на основе макротехнологий; по признаку инвестиционной привлекательности предприятия с учетом классификации прямых инвестиций в производство на ресурсно-ориентированные (добыча и переработка сырьевых ресурсов), затратно-ориентированные (производство с высокой добавленной стоимостью), рыночно-ориентированные (стратегические инвестиции).
По мнению М. Портера, конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.
Основная особенность кластера – егоинновационная ориентированность. Кластеры обладают способностью быстро реализовывать нововведения, так как объединяют усилия власти и бизнеса, связывают в единое целое технологии, минерально-сырьевые ресурсы, интеллектуальный и человеческий потенциал. Опыт США (поддержка и стимулирование образования инновационных кластеров – феномен Силиконовой долины) показывает, что инновационные (промышленные) кластеры могут формироваться на уровне региона, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей.
Конкурентоспособность региона.Нарастание тенденций регионализации (региональной интеграции) в мировой экономике приводит к возрастанию необходимости четкого определения понятия «конкурентоспособность региона». Особую значимость данное понятие имеет для условий социально-экономического развития крупных стран мира, где отдельные территории (регионы) по своим масштабам превышают размеры отдельных государств.
Несмотря на большое количество экономической литературы по региональной экономике, в настоящее время «конкурентоспособность региона» является наименее изученным понятием, что, с одной стороны, приводит к отсутствию единой методики оценки, комплекса показателей и критериев оценки уровня конкурентоспособности; с другой стороны, – к отсутствию единых подходов в разработке типовых управленческих решений и мер по повышению текущего уровня конкурентоспособности и потенциального роста.
Под конкурентоспособностью региона следует понимать его возможность в условиях свободной конкуренции эффективно реализовывать имеющийся в регионе потенциал, то есть производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличит благосостояние региона и его граждан. Потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, который должен вовлекать в воспроизводственный процесс имеющиеся на данный период ресурсы и эффективно их использовать.
Региональные конкурентные преимущества – совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, информационных, культурных, институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих его от других регионов и определяющих долгосрочные перспективы производства в нем товаров и услуг. Эти преимущества становятся конкурентными позициями регионов в условиях рыночных отношений, когда размещение и функционирование сфер хозяйственной деятельности зависит от того, насколько эти преимущества могут повлиять на становление конкурентных производств в регионе. На рынок выходят предприятия с товаром, и если он оказывается конкурентоспособным, то часть полученной прибыли возвращается в регион, обеспечивший предприятию региональное преимущество в конкурентной борьбе. Таким образом, регионы начинают конкурировать между собой за привлечение инвестиций.
Сравнительные преимущества, обеспечиваемые факторами производства и рыночной средой тех или иных регионов, играют существенную роль в международном разделении труда, в том числе территориальной специализации в производстве продуктов. Регионы, располагающие отдельными заметными преимуществами (наличием ресурсов, научно-образовательным потенциалом и др.), создают условия, при которых размещение в них производств позволяет снизить издержки и конкурировать на мировом и внутреннем рынках.