Функции рынка. Понятие конкуренции

Тема 4. Рыночная экономика и ее модели

Введение

В современных условиях основной формой хозяйственных связей являются рыночные отношения, которые позволяют наиболее полно реализовать экономические интересы всех хозяйствующих субъектов. Выяснению условий возникновения и сущности рынка, его функций и структуры, а также роли государства в современной экономике, особенностей моделей рыночной экономики и посвящена данная тема.

План лекции

1. Рынок: условия возникновения и функционирования. Функции рынка. Понятие конкуренции.

2. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.

3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

4. Модели рыночной экономики. Белорусская экономическая модель.

Рынок: условия возникновения и функционирования.

Функции рынка. Понятие конкуренции.

Рынок как экономическая категория – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений. Основным условием возникновения рынка является общественное разделение труда, при котором производители специализируются на выработке определенных благ. Первое в истории крупное общественное разделение труда произошло при выделении скотоводческих племен, что способствовало значительному повышению производительности труда и создавало условия для возникновения частной собственности. Второе крупное общественное разделение труда было связано с выделением ремесла и сельского хозяйства, третье – с обособлением торговли от производства. Углубление общественного разделения труда способствовало дальнейшему повышению его производительности и создавало материальные предпосылки для возникновения и развития товарно-денежных отношений.

Вторым условием возникновения рынка является экономическая обособленность производителей, независимых в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность возникает на базе частной собственности на средства производства и продукты труда. Только в результате обмена между различными собственниками продукт труда становится товаром. Но не всякий обмен порождает рынок. Рынок есть единство товарного и денежного обращения. Следовательно, рынок –это обмен товарами с использованием денег.

Субъектами рыночных отношений выступают продавцы (производители) товаров и покупатели (потребители) товаров. А объектами является всё то, что продаётся и покупается (потребительские товары, услуги, валюта, средства труда и предметы труда, информация и многое другое).

Условия функционирования рынка раскрываются через анализ основных черт (принципов) рыночной экономики. Во-первых, это свобода экономической деятельности рыночных субъектов. Все домашние хозяйства и фирмы действуют относительно независимо друг от друга, принимают самостоятельные решения в рамках существующих норм, правил и законов, стремятся к достижению собственных целей. Во-вторых, принцип добровольного обмена (сотрудничества). Поскольку ни один рыночный агент не может принудить другого к нежелательной для него сделке, стороны вынуждены договариваться, приходить к взаимоприемлемым компромиссам. Тем самым достигается распределение выгод между всеми участниками рынка. В-третьих, принцип свободного ценообразования, когда цены формируются на основе соотношения спроса и предложения. В-четвертых, принцип экономической ответственности участников рынка. Тот, кто принимает независимые решения, должен нести и всю полноту ответственности за результаты своей деятельности.

Сущность рынка и его роль в общественном воспроизводстве проявляются в выполняемых им функциях. Регулирующая функция обеспечивает согласование интересов производителей и потребителей путем регулирования спроса и предложения. Если спрос на товар растёт, то увеличивается цена, что вызывает увеличение объёма производства. Насыщение рынка товарами снижает спрос и, соответственно, цену. Таким образом, рынок способствует сбалансированности спроса и предложения. Стимулирующая функция состоит в том, что рынок оказывает воздействие на эффективность производства, побуждая производителей создавать товары с наименьшими затратами. Информационная функцияпроявляется в том, что рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых как производителям, так и потребителям. Эта разнообразная информация воплощена, прежде всего, в ценах. Состояние и динамика рыночных цен позволяет прогнозировать рыночную конъюнктуру, принимать правильные решения производителям по определению объёма производимой продукции, а потребителям – по объёму покупаемых товаров. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Потребитель имеет возможность выбора продавца, а продавец – наиболее подходящего покупателя. Санирующую функцию рынок выполняет путём очищения общественного производства от экономически слабых, неэффективных производителей, которые в конкурентной борьбе становятся банкротами. В то же время рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Социальная функция проявляется в том, что рынок на основе санирующей функции дифференцирует производителей по уровню их дохода: кто работает эффективно, производя продукцию необходимую потребителям, становится богаче, кто работает неэффективно – беднеет. Контролирующая функция рынка проявляется в оценке конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере потребностям покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Важнейшей чертой рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция– латинское понятие, которое означает сталкивание, соперничество, борьбу за лучшие результаты.

Конкуренция возникает между различными экономическими субъектами: между производителями – за лучшие условия сбыта (продажи) своей продукции, за лучшие источники сырья; между покупателями – за лучшие условия покупки благ; между продавцами и покупателями – за лучшие условия купли-продажи товаров.

Конкуренция является двигателем экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночная борьба приводит к усовершенствованию техники, повышению качества товаров, снижению издержек на единицу продукции, значит, и цен, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послепродажное обслуживание покупателей.

В экономической теории выделяют два типа конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

· участников сделок на рынке (продавцов и покупателей) очень много (множество);

· продукт у всех производителей однородный (стандартизированный), поэтому покупатель может выбрать любого продавца товара;

· доля производства отдельной фирмы на рынке очень маленькая (менее одного процента в объёме рыночного предложения), поэтому фирма не может оказать влияния на цену продаваемого товара;

· покупатели и продавцы имеют полную информацию о рыночной конъюнктуре в целом (например, каждая фирма располагает информацией о технологии производства, уровне издержек и дохода, ценах на ресурсы, а потребители имеют необходимую информацию о ценах товаров и их качестве).

· нет барьеров (препятствий) для свободного входа новых фирм в отрасль и выхода из неё.

Совершенная конкуренция – идеальная модель рынка. В реальной действительности лишь некоторые рынки приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, валюты и другие). Как простейшая рыночная модель совершенная конкуренция является образцом (эталоном), с которым можно сравнить другие типы рынков (рынки несовершенной конкуренции), чтобы оценить их эффективность.

В целом, анализ рынка совершенной конкуренции позволяет понять, как функционирует рыночная экономика.

Моделями несовершенной конкуренции являются чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Каждая из названных структур отличается степенью способности фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены.

Чистая монополия – это такая ситуация, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов). Выделяют следующие черты монополии. 1. На рынке единственный продавец данного продукта, поэтому в условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. 2. Продукт, который производит и реализует фирма, не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален. 3. Чистый монополист сам определяет цену товара, он обладает рыночной властью, то есть назначает и контролирует цены и объём поставок товара на рынок. 4. Существуют высокие барьеры (патенты, лицензии, собственность на важнейшие виды сырья и другие) для входа в отрасль других фирм, поэтому чистый монополист не имеет конкурентов.

Монополия может быть закрытой, когда она защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и другие); открытой, когда фирма является единственным продавцом какого-либо товара, но она не имеет никакой специальной защиты от конкурентов; естественной, при которой наиболее экономически выгодно производство какого-либо товара одной крупной фирмой. Дробление такого производства на несколько фирм ведёт к росту издержек и удорожанию продукции.

Олигополия– это такая рыночная структура, при которой на отраслевом рынке присутствуют несколько крупных фирм (от 2 до 10), на долю которых приходится более половины общего объёма продаж. Когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, то говорят о жёсткой олигополии. Расплывчатая олигополия – когда 6-7 фирм делят 70-80 % рынка. Различают однородную и дифференцированную олигополию. Однородная олигополия существует в отраслях, которые производят стандартизированную продукцию. Например, производство стали, цемента, сахара и другие. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции (автомобили, телевизоры, сигареты и другие).

Олигополия имеет ряд характерных черт. Во-первых, все фирмы на рынке взаимозависимы. Это значит, что каждая фирма при определении цены на свою продукцию или определении объёма производства всегда должна учитывать возможную реакцию фирм-конкурентов. Во-вторых, присутствуют высокие барьеры для вступления в отрасль. Ограничения могут быть связаны с наличием патентов и лицензий. Кроме того, нужны очень большие денежные средства для открытия предприятия. В-третьих, рыночные цены относительно устойчивы (жёсткие), они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех фирм. Это объясняется олигополистической взаимозависимостью фирм. Например, производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведёт к падению доходов. В-четвёртых, фирмы могут заключать между собой договор (тайный или явный) при определении объёмов производства и установлении уровня цен, что позволяет им увеличить прибыль.

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда относительно большое количество производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Выделяют следующие признаки монополистической конкуренции. 1. На рынке присутствует большое количество разных по размерам фирм, но преобладают некрупные фирмы. Большое количество фирм на рынке исключает возможность сговора между ними о сокращении объёма выпуска продукции и повышении цен. 2. Дифференциация продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар принадлежит к определённой группе товаров, но одновременно отличается от изделий других производителей. Например, большое количество фирм выпускает мужскую обувь. Но существует несколько видов обуви (сезонная, модельная, спортивная и другие). Каждая модель в какой-то степени уникальна. Производитель каждого вида является на рынке монополистом. В то же время другие производители поставляют на рынок множество аналогичных товаров, различающихся по цвету, фурнитуре и т.д. Поэтому на рынке возникает конкуренция. 3. Отсутствуют высокие барьеры для вступления в отрасль. Фирма стремится получить доход за счёт роста качества продукции, а не увеличивая объём производства. Это позволяет функционировать на рынке небольшим фирмам. Следовательно, вступление в отрасль не требует больших денежных средств. 4. Велика роль неценовой конкуренции и рекламы. Необходимый уровень рекламных расходов может оказаться настолько большим, что становится барьером для вхождения в данную отрасль.

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. Прежде всего, выделяют ценовые и неценовые методы конкуренции.

Использование ценовых методов конкурентной борьбы означает, что производители снижают или повышают цены на свою продукцию, что приводит к росту количества проданных товаров. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации, когда в разных местностях или для разных покупателей устанавливаются различные уровни цен на один и тот же товар. Иногда производители (продавцы) для завоевания рынка используют так называемые демпинговые цены, когда товары продаются по очень низким ценам.

Методы неценовой конкуренции делятся на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.Конкуренция по продукту – стремление захватить часть рынка путем выпуска продукции нового ассортимента и улучшения качества продукции.

Конкуренция по условиям продаж предполагает использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Такая конкуренция включает рекламу, повышение качества предпродажных и послепродажных услуг, более длительный гарантийный срок, льготы для постоянных покупателей и другие. Среди прочих неценовых методов можно отметить улучшение экологических показателей производства и товара, что имеет важное значение в условиях обострения экологической обстановки в мире.

Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку (кредит) и лизинг. Возможность покупки товаров в кредит значительно увеличивает спрос покупателей, что для производителей проявляется в увеличении количества проданной продукции. Лизинг осуществляется путём предоставления средств производства (машины, оборудование, транспортные средства, здания производственного назначения) в долгосрочную аренду, то есть временное пользование средствами производства на определённых условиях.

Методы конкурентной борьбы могут быть законные и незаконные (запрещенные). При использовании незаконных методов речь идет о «недобросовестной конкуренции». Она осуществляется, прежде всего, путём дискриминации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. Наиболее часто используются такие методы, как:

· распространение ложных или неточных сведений о конкуренте или его товаре;

· незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;

· реклама товара, не отвечающего требованиям качества.

Наши рекомендации