Вопрос 38. Определение стратегии и миссии организации

Миссия организации тесно связана с видением, но это далеко не одно и то же. Важны оба эти понятия для определения будущего фирмы и путей его достижения.

Видение – это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы (кто мы?).

Миссия фирмы – это предназначение ее бизнеса, роль в обществе (для кого и для чего мы?), она фокусирует внимание на потребителе. Считается, что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать шесть моментов:

1) провозглашение ценностей и убеждений;

2) продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворить;

3) рынок, на котором организация позиционируется;

4) способы выхода на рынок;

5) ключевые технологии, которые будут использоваться;

6) стратегические принципы развития.

Формулировка миссии должна отражать суть бизнеса – ее бизнес-идею. При этом должны учитываться интересы: собственников, сотрудников организации, потребителей, деловых партнеров, местного сообщества и в целом государства. Основа успешного бизнеса – виды деятельности, позволяющие создавать стоимость, за которые потребитель готов заплатить приемлемую цену. Для этого нужно решить две задачи:

1) выбрать способ создания некоторой полезности;

2) создать комбинацию способностей, обеспечивающих создание полезности.

Таким образом, миссия– это краткое, ясное и четкое определение основного направления деятельности, которая хорошо мотивирует сотрудников организации.

Миссия организации служит основой для формирования целей. Другими словами, это предвидение результата деятельности и путей его реализации с помощью определенных средств.

Цель –конкретное конечное состояние системы или желаемый результат, которого стремится добиться организация (должны быть приемлемыми, измеримыми, определенными во времени, сроках достижения, сопоставимыми).

Стратегия в общем виде – это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и в ожидаемом будущем. Иными словами стратегия – средство, способ, путь достижения цели, это набор правил, которыми руководствуется фирма при принятии управленческих решений, общий комплексный план осуществления миссии и достижения хозяйственных целей фирмы. Стратегия предполагает разработку обоснованных программ, проектов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые возможности. Стратегия показывает, как предприятие вводит в действие свои действующие и потенциальные активы (сильные стороны), с тем чтобы целенаправленно встретить изменения в окружающей среде.

Процесс формирования стратегий включает в себя три этапа:

  • выбор общей стратегии;
  • выбор конкурентной (деловой) стратегии;
  • определение функциональных стратегий.

Общая стратегия – модель поведения предприятия в целом в той или иной конкретной рыночной ситуации. Каждое предприятие выбирает свою стратегию развития. Вместе с тем все многообразные стратегии, применяемые на практике, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях.

Стратегии предприятия дают лишь общее направление, по которому развивается предприятие, поэтому они должны дополняться мероприятиями тактического порядка.

Стратегические цели должны быть сконцентрированы на конкурентах. Обычно они направлены на свержение того конкурента, который считается лучшим в отрасли по какой-то конкретной категории.

Стратегии предприятия находятся под влиянием изменений в окружающей среде. Изменения окружающей среды могут быть уже наступившими или еще только ожидаемыми. Стратегии дают возможность установить, каким образом можно ввести в действие имеющийся потенциал с учетом существующих и ожидаемых в будущем сильных и слабых сторон, чтобы выполнить намерения предприятия.

Обязательными требованиями к разработке стратегий являются:

  • наличие вариантов стратегии, включающих различные подходы к достижению цели альтернативы стратегии цен, распространения продукции, реализации технических идей и т. п.);
  • стратегии не должны быть слишком сложными, перегруженными, должны состоять из серии простых задач, которые в комплексе формируют способ достижения поставленных целей;
  • стратегии должны быть представлены в функциональной (ориентация на проблему), а не в физической форме (ориентация на продукт);
  • стратегии должны быть тщательно сформулированы, а их отдельные элементы – содержать детальное описание осуществляемых с их помощью шагов, ведущих к достижению поставленной стратегической цели.

Любая стратегия будет признана успешной только в том случае, если полученные в процессе ее реализации результаты окажутся максимально приближенными к запланированной цели. Поэтому стратегический бизнес-план всегда содержит в себе в качестве обязательного компонента сферу оперативных задач, обеспечивающих практическую целостность и завершенность реализации

стратегического замысла, то есть его воплощения.

Алгоритм разработки стратегии включает следующие этапы:

1.определение запросов наиболее значимых проблем и выявление критических несоответствий между будущим состоянием и результатами деятельности фирмы.

2.идентификация корневых компетенций фирмы.

3.определение направлений деятельности фирмы по степени привлекательности рынка

4.позиционирование товаров фирмы на рынке и в отрасли

5.определение спектра возможных стратегических траекторий развития фирмы

6.сведение воедино возможных траекторий, определение наличия ресурсов фирмы для реализации различных стратегических направлений

7.разработка стратегических программ

8.мониторинг выполнения стратегических программ и определение эффективности реализуемых стратегий

Трудности и ошибки 1.На предприятии создается отдел, служба стратегического планирования, аппарат, организующий работу руководителей и разных специалистов предприятия над стратегией. В этом аппарате кто-то должен знать методику и проблематику стратегической работы. К сожалению, часто эти службы недостаточно компетентны и бюрократизируют всю работу, сводя ее к ритуалам, стандартным совещаниям, заслушиваниям.2.Приглашается консультационная фирма, не знающая специфики предприятия, которые уделяют много внимания анализу макросреды. 3.работа над стратегией никогда не может быть закончена, т.к. этот процесс постоянен и никогда не должен быть остановлен. Имеет место формула: не то важно – есть на предприятии стратегия или нет, а то важно – ведется ли там работа над стратегией.

Наши рекомендации