Тема 4. спрос, предложение и рыночное равновесие

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

7. Эластичность рыночного предложения по цене.

8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

Б. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации?

Пометьте крестиками в приведенной ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми. В первой строке таблицы в качестве примера нужные клетки уже помечены.

  Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
Изменение цен     Х   Х
Изменение цен товаров-заменителей Х      
Внедрение новой технологии производства     Х  
Изменение моды   Х      
Изменение доходов потребителей Х      
Изменение цен на сырье       Х  
Изменение цен дополняющих товаров Х   Х  
Появление сильных инфляционных ожиданий Х   Х  

В. Как влияют налоги на процессы в экономике и на положение субъектов рынка в разных ситуациях?

Пометьте словами «выше» или «ниже» в приводимой ниже таблице те клетки, в которых проявления перечисленных последствий введения налогов окажутся более или менее выраженными:

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВ: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен ниже Выше
Падение объема продаж выше ниже
Величина налоговых поступлений в казну ниже выше
Потери производителя Выше Ниже
Потери потребителя Ниже Выше
  ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен Выше Ниже
Падение объема продаж Выше Ниже
Величина налоговых поступлений в казну Ниже Выше
Потери производителя Ниже Выше
Потери потребителя выше ниже

Тесты и ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Закон спроса отражает следующая зависимость: а) прямая зависимость объема спроса от его цены; б) обратная зависимость объема спроса от его цены; в) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; г) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; д) прямая зависимость цены от качества товара. Ответ «б», т.к. согласно закону спроса потребителями при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Т.е. закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
2. Взаимозаменяемые товары: а) имеют одинаковую цену; б) дополняют друг друга при сбыте; в) конкурируют друг с другом на рынке; г) стимулируют сбыт друг друга. Ответ «в», т.к. уменьшение товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении приведет к уменьшению спроса на данный товар , т. е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам-конкурентам.
3. Все перечисленное ниже может быть причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме: а) изменения вкусов потребителей; б) увеличения доходов покупателей; в) уменьшения цены товара; г) увеличения цены взаимодополняемого товара; д) уменьшения цены взаимодополняемого товара. Ответ «в», т.к. все это – неценовые факторы ( кроме уменьшение цены товара) , которые являются причиной сдвига кривой спроса. Только изменение цены ведет к движению по кривой спроса, а не ее сдвиг.
4. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: а) эластичным; б) неэластичным; в) с единичной эластичностью; г) абсолютно эластичным; д) абсолютно неэластичным. Ответ «а», т.к. Е = изменение Q в % / изменение P в % Е = 1,2%/1%=1,2 => Е>1 => спрос – эластичный
5. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: а) Ecross > 0; б) Ecross < 0; в) Ecross = 0; г) Ecross > 1; д) Ecross < 1. Ответ «в», т.к. если Еcross =0 – товары индифферентны друг другу, т. е. изменение цен на один из них ничего не меняется в количественном спросе на другой, например растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.
2. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что: а) цена на товар равна равновесной цене; б) цена на товар ниже равновесной цены; в) сократился объем предложения данного товара; г) цена на товар выше равновесной цены; д) увеличился объем спроса на данный товар. Ответ «г», Если реальная цена выше равновесной (Р1>Р0), возникает излишек предложения.
7. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: а) 10; б) 15; в) 20; г) 30; д) 50. Е = изменение Q в % / изменение P в % =>изменение P в % = изменение Qв %/Е
8. На эластичность предложения оказывает влияние: а) уровень доходов потребителей; б) наличие на рынке товаров заменителей; в) фактор времени; г) доля расходов в бюджете на данный товар; д) не влияет ни один из указанных факторов. Ответ «а» и «в». На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, скажем, предложение промышленной продукции более эластично, чем с/х и др.Важнейшее значение для эластичности предложения имеет однако фактор времени.
9. Эффект сноба - это: а) когда потребление потребителя диктуется желанием не отставать в потреблении от других; б) когда потребителем движет желание быть не похожим на других; в) когда индивидуум покупает блага, недоступные по цене для других; г) все перечисленные ответы не верны. Ответ «б».

Наши рекомендации