Сущность монетаризма, его вклад в теорию денег

Монетаризм – главная школа современного неоконсер­ватизма, экономическая теория, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития.

Теория монетаризма построена на количественной теории денег и характеризуется следующими положениями:

- главный регулятор общественной жизни – денежная эмиссия;

- количество денег в обращении определяется автономно;

- скорость обращения денег жестко фиксирована;

- эмиссия денег стабильна;

- изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;

- исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;

- поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием, и это может привести к нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики.

Основные положениямонетаризма:

- существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики);

- число государственных регуляторов снижается до минимума (кроме налогового и бюджетного регулирования);

- рациональный характер поведения экономических субъектов;

- предоставление полной информации для формирования ожидания состояния экономики субъектам экономических отношений;

необходимость совершенной конкуренции, действующей на всех рынках;

- существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики).

Вклад монетаризма в экономическую науку – в глубоком исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции – основа денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования.

Милтон Фридмен (род. 1912) – основатель и лидер этой школы.

Основные труды:«Теория функции потребления» (1957), «Становление денежной системы в США» (другое название – «Монетарная история Соединенных Штатов») (1963).

Монетарная система М. Фридмена объективно теоретически намного слабее, беднее, чем экономическое учение Дж. М. Кейнса и его последова­телей. У кейнсианства в экономической теории присутству­ют мультипликатор, акселератор, психологические законы и убедительная логическая связь между этими категориями. Но с точки зрения практической, утилитарной, М. Фридмен силен. Его методы борьбы с инфляцией признаны во всем мире. Именно фридменовская школа разработала политику борьбы с инфляцией.

М. Фридмен утверждает, что современный капитализм – устойчивая, саморегулирующаяся система, обеспечивающая политическую свободу и экономическую эф­фективность. Удовлетворительной альтернативы нормальному рыночному механизму не существует. Но рыночная модель не должна господствовать безраздельно. Для общест­ва в целом важно, в какой мере его член имеет доступ к бла­гам, которые на данном уровне цивилизации считаются аб­солютно необходимыми (образование, медицинское обслужи­вание и т. д.). Вмешательство государства здесь неизбежно и желательно, но оно должно проходить под контролем об­щества, апри распределении средств на социальные цели его следует осуществлять через налоги и субсидии, а не через цены.

Главная задача государства – не корректировать рыноч­ный механизм с помощью кейнсианских методов регулирова­ния совокупного спроса путем манипулирования денежной массой, антициклического регулирования с использованием гибкой кредитно-денежной политики, а создать условия для максимально свободного и стабильного функционирования рыночногомеханизма, прежде всего путем проведения ра­циональной денежной политики.

М. Фридмен доказывает существование устойчивой функциональной связи между ди­намикой денежной массы и динамикой ВНП. В своем анализе М. Фридмен особое внимание обращает на политику борьбы с безработицей с помощью увеличения денежной массы. В реакции рынка на подобного рода дейст­вия он выделяет 2 среза – краткосрочный и долгосрочный.

В краткосрочном плане увеличение денежной массы ведет к понижению процентных ставок и расширению спроса, сокращению безработицы. Однако если увеличение предложе­ния денег с целью снижения ставки процента повторяется оп­ределенное число раз, то происходит интенсификация инвести­ционного процесса. Это, в свою очередь, включает рыночные механизмы, которые вызывают рост производства, увеличе­ние продаж, доходов и спроса на деньги, что повышает ставку процента.

Долгосрочный эффект такой политики – разрыв связи между движением нормы процента, изменением спроса на деньги и их предложением.

Условием долгосрочного равновесия денежного рынка яв­ляется, по мнению М. Фридмена, соблюдение основного денежного закона, устанавливающего связи между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным тем­пом роста реального продукта.

Целью долгосрочной денежной политики выступает стаби­лизация инфляции, превращение текущей инфляции в полно­стью ожидаемую. Проэкстраполировав темпы роста нацио­нального дохода США (3–4% в год), М. Фридмен пришел к выводу, что этим же темпом должна увеличиваться и денежная масса. Такая денежная политика, ориентирующаяся не на краткосрочные повороты хозяйственной конъюнктуры, а на долгосрочные тенденции, будет наилучшим образом со­действовать поддержанию оптимальных темпов роста.

Фридменовская концепция борьбы с инфляциейстроится следующим образом: на динамику ВНПнадо влиять через деньги. Он разработал формулу дополнительного ежегодно­го предложения денег, представленную в следующем виде:

Δ M = Δ P + Δ Y,

где Δ Р – среднегодовой темп ожидания инфляции;

ΔY – среднегодовой темп прироста ВНП или нацио­нального дохода.

По Фридмену, основным является второе слагаемое. После долгих рассуждений и расчетов он пришел к выводу, что первое слагаемое должно равняться 1%, а второе – 3%. Следовательно, ежегодное «впрыскивание» де­нег в обращение (т. е. инфляция) должно равняться 4%. В результате ежегодный рост производства будет равен 3 – 4 %. Инфляция, по Фридмену, это чисто денежный феномен. С 1974 г. практически во всех развитых странах кон­цепция М. Фридмена проводится в жизнь, т. е. ежегодный прирост денежной массы составляет около 4%.

Фридменовская модель дает положительные результаты в уже сформированной ры­ночной экономике. В России она не сработала, так как у нас нет рыночной экономики. Для России инфляция имеет структурный, а не денежный характер, т. е. она связана с диспропорциями в производстве.

М. Фридмен вводит понятие «ес­тественная норма безработицы» и объясняет причину ста­гфляции. Кейнсианское «глобальное регулирование» экономики включало в себя решение проблемы безработицы. Но оно обходило стороной ценообразование. В послевоенный период с помощью кейнсианских ре­комендаций в западноевропейских странах была достигнута полная занятость. Однако постепенно начали расти цены. Перед эконо­мистами встала проблема выяснения зависимости между инфляцией и безработицей.

В 1958 г. английский экономист Олбан Филлипс(1914–1975) опубликовал график (кривую) взаимного изменения уровней безработицы и заработной платы. На основе анализа динамики заработной платы и безработи­цы за период с 1861 по 1956 г. он установил обратно пропорциональную зависимость между заработной платой и безработицей. Построенная им кривая вошла в экономичес­кую литературу под его именем, т. е. «кривая Филлипса».

До 1968 г. «кривая Филлипса» хорошо срабатывала в США. Но после незначительного спада экономики в 1969–1971 гг. она перестала отражать реальную действительность. Появилась стагфляция,т.е. одновременный рост и безрабо­тицы, и инфляции (стагнация – застой). Кейнсианцы не объяснили причину стагфляции.

Явление стагфляции объяснил М. Фридмен, введя в на­учный оборот экономическую категорию «естественная без­работица». При разработке категории «естественная безработица» М. Фрид­мен положил в основу теорию безработицы, разработанную Л. Вальрасом применительно к чистому рынку. М. Фридмен скорректировал модель Л. Вальраса, введя в нее, во-первых, фактор фрикционности и, во-вторых, ин­ституциональный фактор. В результате этой корректировки получилась «естественная норма безработицы».

Институциональный фактор обусловлен наличием профсоюзов и государства. Профсоюзы не позволяют пред­принимателям увольнять работополучателей, так как в кол­лективном договоре записан уровень занятости. Государство же посредством пособий и субсидий увеличивает досуг. По М. Фридмену, и государство, и профсоюзы необходимы. Но они должны проводить умеренные акции. При таком усло­вии этих безработных тогда можно включить в «естествен­ную норму безработицы». Она является тем центром, вокруг которого идет колебание безработицы. На основе анализа статистических данных и математических расчетов М. Фридмен пришел к выводу, что естественная норма без­работицы в 70-х гг. составляла 6,62%, а в 80-х – 7%. Если безработица превышает 7%-ный уровень, тогда она будет не естественной, а вынужденной. Если же эта вели­чина будет ниже 7%, то такая безработица будет праздной.

Еще в 60-е гг. М. Фридмен критиковал выводы «кривой Филлипса». Он отмечал, что на больших отрезках времени (10–15 лет) она не работает. По его мнению, если государство проводит чрезмерную экспансионистскую поли­тику, т. е. сверх меры повышает бюджетные расходы, то на первых порах это приведет к снижению безработицы. Но со временем она восстанавливается с более высокой ин­фляцией.

М. Фридмен утверждает, что в крат­косрочном периоде «кривая Филлипса» существует, но в долгосрочном периоде она перерастает в вертикальную прямую. Если безработица будет выше естественного уров­ня, то это есть результат деятельности профсоюзов, тре­бующих повышения заработной платы. По Дж. М. Кейнсу, безработица, расположенная выше 3%–ной черты, яв­ляется вынужденной. М. Фридмен поднял эту планку до 7%. Согласно его утверждениям вынужденная безработица (т.е. все, что выше 7%) усиливает конкуренцию на рынке труда. Это ведет к снижению заработной платы. При пони­женной ее величине со стороны предпринимателей воз­растает спрос на рабочую силу, что и восстанавливает «естественный уровень безработицы».

Сократить естественный уровень безрабо­тицы в дли­тельном периоде возможно, если понизить фрикционный и инсти­туциональный факторы. В данном случае разработанная мо­дель будет стремиться к вальрасовской.

Для понижения «естественного уровня безработицы» М. Фридмен предлагает осуществлять следующие мероприя­тия:

1) помогать наемному персоналу не деньгами, а улуч­шением информации о трудоустройстве;

2) проводить пе­реквалификацию кадров, то есть оказывать помощь для самопомощи, чтобы человек сам зарабатывал, а не проявлял иждивенчество. Эта мысль М. Фридмена рациональна и для России.

Наши рекомендации