Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия имеет большое значение в деятельности каждого предприятия. Она требуется для определения конкурентных позиций предприятия, разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбора контрагентов для совместной деятельности, осуществления инвестиционной деятельности. Существует множество методик оценки конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим основные.
1. Оценка с позиции сравнительных преимуществ.
Сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности.
2. Метод, основанный на оценке конкурентоспособности продукции предприятия.
Данный метод основывается на утверждении о том, что конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью выпускаемой им продукции. Исследованиями установлено, что в процессе сравнения и отбора продукции потребителями выигрывает та, у которой значение соотношения полезного эффекта к затратам на приобретение максимальное.
Следует отметить, что полезный эффект продукта соответствует его качеству, а затраты на приобретение равны цене продукта. Таким образом, согласно данному методу, конкурентоспособность предприятия будет зависеть от цены и качества выпускаемой продукции. К преимуществам данного метода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия — конкурентоспособность его продукции. Недостатком метода является получение ограниченной информации о конкурентоспособности предприятия.
3. Матричный метод.
Данный метод базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. Суть метода — анализ конкурентоспособности предприятия с учетом жизненного цикла его продукции. Оценка осуществляется при помощи матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке. По данному методу наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. Преимуществом матричного метода является то, что при наличии соответствующей информации обеспечивается высокая адекватность оценки.
4. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
По данному методу наиболее конкурентным является то предприятие, на котором лучше всего организована работа всех подразделений. Конкурентоспособность предприятия рассчитывается на основе интегрального показателя:
K = ∑Ki*Wi,
где Кi — критерии качества позиционирования предприятия;
wi — весомость соответствующих критериев.
Оценка ведется в соответствии с 4 группами показателей (критериев) конкурентоспособности:
§ показатели, оценивающие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных производственных фондов;
§ показатели, оценивающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам;
§ показатели, оценивающие эффективность управления сбытом и продвижением товара путем рекламы и стимулирования;
2.2. Оценка конкурентоспособности товаров
Конкурентоспособность товаров отражает их способность более полно удовлетворять запросы покупателей в сравнении с аналогичными товарами конкурентов на рынке.
Оценка конкурентоспособности товаров — совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров- конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.
Основа оценки конкурентоспособности — исследование потребностей покупателя. При совершении покупки каждый потребитель осуществляет выбор необходимого ему товара среди ряда аналогов, предлагаемых на рынке, и приобретает тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.
При оценке конкурентоспособности товаров должна учитываться их специфика. Например, цена потребления таких потребительских товаров, как одежда, машины и оборудование, будет различна и напрямую связана со спецификой товара.
Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:
§ если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
§ если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Оценка конкурентоспособности товара включает:
§ изучение рынка (специализации рынка и его географического положения, емкости рынка);
§ исследование конкурентов (основных конкурентов, торговых марок товаров конкурентов, особенности товаров конкурентов, вида и особенностей упаковки товаров конкурентов, форм и методов сбытовой деятельности, рекламных материалов конкурентов);
§ изучение потребностей покупателя (возможных покупателей с учетом сегментации рынка, типичных направлений и способов использования товара покупателями, мотивов покупки данного товара, факторов формирования покупательских предпочтений, неудовлетворенных потребностей товарами данного вида);
§ определение параметров оценки товара (технических, эргономических и др.). На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему товару, а далее определяется перечень параметров, подлежащих оценке;
§ систематизацию факторов конкурентоспособности товаров:
§ определение подходов к количественной оценке конкурентоспособности товаров.
Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Поэтому важно определить критерии, существенные с точки зрения потребителя, а потому и подлежащие анализу.
При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм- конкурентов при сборе информации целесообразно в качестве оценочных критериев использовать следующие показатели (атрибуты) качества:
§ назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);
§ надежность;
§ экономное использование материальных, энергетических ресурсов;
§ эргономические (удобство и простота в эксплуатации);
§ эстетические;
§ экологические;
§ безопасности;
§ патентно-правовые (патентные чистота и защита);
§ стандартизацию и унификацию;
§ технологичность ремонта;
§ транспортабельность;
§ вторичное использование или утилизацию (уничтожение):
§ послепродажное обслуживание.
Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качества продуктов рыночных лидеров.
Только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Поэтому можно использовать качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).
В процессе оценки конкурентоспособности товаров группы показателей конкурентоспособности можно классифицировать следующим образом:
§ группа показателей, отражающих прогрессивность коммерческой идеи товара;
§ группа технических, экономических и коммерческих показателей, характеризующих качество продукта;
§ группа показателей, характеризующих условия сбыта;
§ группа показателей, характеризующих условия эксплуатации;
§ группа показателей, характеризующих социально-психологическое восприятие продукта потребителем.
ВЫВОДЫ
В современных условиях конкуренция и конкурентная борьба на внутреннем и зарубежном рынках являются ключевыми категориями рыночной экономики и главным содержанием функционирования отечественных предприятий. Конкуренция является движущей силой общества, и она диалектически связана с категорией "конкурентоспособность", которая формируется на разных уровнях экономической системы: страна, регион, отрасль, предприятие, продукция. В пособии приведены показатели конкурентоспособности, образующие иерархическую систему, все элементы которой взаимосвязаны между собой, и показатели нижнего уровня входят как составные элементы в показатели верхнего уровня. В условиях острой конкурентной борьбы проблема повышения конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политики страны, и она касается всех уровней ее иерархии, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество различных определений этого многогранного понятия, все же основным и определяющим фактором остается его способность производить конкурентоспособную продукцию, которая на рынке в наибольшей степени удовлетворяет потребности потребителей по сравнению с продукцией конкурентов. Материалы пособия помогут слушателям в поиске новых инструментов управления и рычагов повышения конкурентоспособности предприятий.
Список использованной литературы:
v Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 4. C.45–49;
v Пострелова А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] / А. В. Пострелова, М. С. Маркин // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 398-402.;
v Якупов И. Ф. Определение и оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] / И. Ф. Якупов // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 156-158.;
v Чайникова, Л.Н. Ч157 Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чай- никова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 192 с. – 120 экз. – ISBN 5-8265-0568-0 (978-5-8265-0568-7).
Электронный ресурс:
сайт: www.Grandars.ru » Экономика фирмы » Экономика фирмы » Конкурентоспособность товаров и услуг:
http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost-tovara.html#a2