Часть 1. основы стандартизации

Основы организации

И технологии стандартизации

Стандартизация

В различных сферах

Международная

и региональная

стандартизация

Раздел I. Основы организации

И технологии стандартизации

Глава I. Сущность стандартизации

Сущность и содержание стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Применение нормативных документов и характер их требований. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.

Сущность и содержание стандартизации

В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов «Государственная система стан­дартизации Российской Федерации (ГСС)». Изменения и до­полнения к ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности, введена новая ка­тегория нормативного документа — технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных доку­ментах. Эти нововведения весьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие измене­ния внесены в терминологию, гармонизующие ее с рекоменда­циями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина «утверждение» стандарта официально установлен тер­мин «принятие» стандарта. По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов.

Приближение правил отечественной стандартизации к меж­дународным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении га­рантии. Следуя международному опыту, их относят к коммер­ческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавли­вающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно «Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров» разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электро-радиотехники и других товаров долговремен­ного пользования.

Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни обще­ства, прежде всего в экономической, должна стремиться успе­вать и даже опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию отечественного производства, а не сдерживали его.

Кроме того, действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартиза­ции и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаи­мопонимания между партнерами как в сфере техники и техно­логии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заин­тересованных сторон. Это реализуется законным правом изгото­вителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специа­листов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.

Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует раз­витию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.

Стандартизация — это деятельность, направленная на разра­ботку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обес­печивающая право потребителя на приобретение товаров над­лежащего качества за приемлемую цену, а также право на безо­пасность и комфортность труда. Цель стандартизации — дос­тижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения ре­ально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), про­цессов их функциональному назначению, устранение техниче­ских барьеров в международном товарообмене, содействие на­учно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных об­ластях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкре­тизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

· безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоро­вья людей, окружающей среды и имущества;

· совместимость и взаимозаменяемость изделий;

· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

· единство измерений;

· экономию всех видов ресурсов;

· безопасность хозяйственных объектов, связанную с воз­можностью возникновения различных катастроф (при­родного и техногенного характера) и чрезвычайных си­туаций;

· обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Это определено Законом РФ «О стандартизации», приня­тым в 1993 г.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (пред­метом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требова­ния, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартиза­ция может касаться либо объекта в целом*, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации назы­вают совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартиза­ции, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

* Применительно, например, к мебели, конструкционные характеристики и тре­бования к безопасности могут быть изложены в двух стандартах.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического ре­гиона мира принимают стандарт. Если участие в стандартиза­ции открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация — деятельность, от­крытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осущест­вляется специалистами стран, представленных в соответствую­щих региональных и международных организациях, задачи кото­рых рассмотрены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандар­тизация также может осуществляться на разных уровнях: на го­сударственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ас­социаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, за­водов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Наши рекомендации