Экономическая теория налогообложения
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных (в виде физических и юридических лиц). Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, и есть налоги.
Налог – обязательный платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.
Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
– гасить возникшие сбои в системе распределения;
– заинтересовывать (или не заинтересовывать) граждан в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Смит А. сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.
4. Налоги должны превышать расходы на содержание армии чиновников по сбору этих налогов.
К настоящему времени сложились два принципа (две концепции) налогообложения.
Первый принцип – физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Логично, что тот, кто получил выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Например, тот, кто пользуется хорошими дорогами, должен оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определёнными трудностями. Например, в данном случае невозможно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги, и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.
Дело в том, что потребители действуют всегда рационально, т.е. в первую очередь тратят свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем уже на не столь нужные товары.
Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономическим состоянием страны, в зависимости от взглядов правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах.
Современная налоговая система использует оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определённые принципы.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:
Субъект налога или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо. Поэтому рассматривают и носителя налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество, товары и т.д.).
Источник дохода – доход, за счёт которого уплачивается налог.
Ставка налога – важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (например, на тонну нефти, кубометр газа).
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины (например, налог на заработную плату в размере 13 %).
При прогрессивной ставке налогообложения ставка налога повышается по мере возрастания дохода, и налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
При регрессивной ставке налогообложения ставка налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении дохода.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами. Регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
По платёжеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога: подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий, налоги на имущество и наследство.
Косвенные налоги – это налоги на определённые товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Налоговая система РФ предусматривает введение большого количества местных налогов. В России местные органы управления получили права на установление 22-х видов налогов, поступления которых будут направлены в бюджеты соответствующих регионов. Среди них четыре общеобязательных. Кроме налога на имущество физических лиц, это земельный налог, регистрационный сбор и платежи за пользование природными ресурсами. Остальные 18 устанавливаются по мере необходимости, исходя из финансового положения данной территории и целей региональной политики.
КРИВАЯ ЛАФФЕРА
Налоги рассматриваются как один из важнейших факторов экономического роста и регулирования экономики. Снижение налогового бремени приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности и наоборот. Американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость доходов бюджета от уровня налоговых ставок.
Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
− ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
− ставка налога равна 100 %: поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.
В точке А при значении rА достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rА считается оптимальным уровнем ставки налога; ТА – максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с rА , то произойдёт не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при rВ > rА , ТВ < ТА , поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке B), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rА) в краткосрочный период приведёт к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к труду.
Иными словами, если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».
Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и совокупного дохода, что в свою очередь не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост поступлений в бюджет за счёт расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).