Статус и структура юридической службы
Крайне важным моментом для правовой работы является правильное определение статуса, т. е. правового положения, юридических служб. Несмотря на многочисленные исследования, по этим вопросам до настоящего времени нет единой точки зрения.
В законодательстве в разные периоды статус юристов определялся весьмаразлично. Уже в первых публикациях, посвященных деятельности юридической службы в годы нэпа, отмечались некоторые особенности ее положения на предприятии. Поскольку юридическая служба непосредственно не участвует в основной деятельности предприятия, она наиболее необходима для его руководителей и сотрудников, выполняющих управленческие функции. Для последних роль юридического отдела весьма велика, поскольку от него они получают помощь при выработке управленческих решений, определении порядка исполнения нормативных актов, относящихся к деятельности организации.
Особое положение юридической службы объяснялось еще и тем, что ее сотрудники имеют возможность с правовой точки зрения видеть общий ход работы организации, а в связи с этим — получать полное представление о направлении этой деятельности и обладать точными материалами, необходимыми для своевременного проявления инициативы, выступая перед законодательными органами с предложениями о дополнении или изменении действующих норм права в целях наибольшего упорядочения и облегчения соответствующей работы1.
Особое место юридического отдела в структуре управления организации обусловливается характером, содержанием и методами его работы, которые значительно отличаются от содержания и характера работы других структурных подразделений организации.
Обоснованным представляется мнение К. М. Гавриленко и С. Н. Голубова о том, что подчиненное положение юридического отдела при одной из самостоятельных частей учреждения отдаля-
1 См.; Гавриленко К. М., Голубое С. Н. Организация юридической работы учреждений. Опыт руководстве для юрисконсультов и юристов-практиков. М., 1927. С. 4.
ет этот отдел от ответственных руководителей рядом служебных инстанций. Это препятствует наиболее близкому и тесному общению руководителей организации с юридическим отделом и вместе с тем ставит последний в неприемлемое положение зависимости и подчиненности той структурной части, при которой он состоит, подчиненности, о которой не может быть речи по характеру выполняемых юридическим отделом функций1.
Организация работы юридических служб советского периода часто критиковалась исследователями. Признавалось необходимым усовершенствовать постановку их работы путем осуществления следующих мероприятий:
проведение в жизнь приемов наиболее усовершенствованной техники документирования рабочих процессов, совершающихся в аппарате: системы регистрации судебных дел, дающей точный учет работы и постоянное наблюдение за ее движением, а равным образом быстроту и легкость составления всевозможных отчетных сведений по делам;
установление твердых штатных норм отдела в полном соответствии с объемом и характером выполняемых отделом заданий и на основе данных документального учета работы;
тщательное и внимательное оборудование отдела соответствующей библиотекой и систематическим справочником-картотекой по действующему законодательству («кодификации»);
точный учет всех выполняемых сотрудниками отдела видов и форм работы (первоначальная стадия работы в области планирования деятельности юридического отдела);
изучение учетных материалов для определения рода, вида и характера работы юридического отдела (вторая стадия в области планирования работы юридического отдела);
определение на основании полученных учетных материалов ближайшей программы работы юридического отдела (третья стадия в области планирования работы юридического отдела);
целесообразное распределение работы между сотрудниками: равномерность нагрузки; установление ответственных за каждое отдельное задание лиц в отношении быстроты исполнения и качества работы и пр.;
«увязка» работы юридического отдела с работой других подразделений организации: совещания по общим вопросам юридического характера, возникающим в практике отдельных структурных подразделений; собеседования по таким вопросам и пр.;
См.: Гавриленко К. М,, Голубое С. Н. Указ. соч. С. 5.
Правовая работа |
5. Статус и структура юридическойслужбы
«увязка* работы отдельных сотрудников внутри юридического отдела (принцип единства работы) и осуществление систематических мер по поднятию их квалификации: совещания сотрудников, доклады по разным вопросам права; поощрение инициативы в усовершенствовании методов и техники работы и т. д.;
«увязка» с работой судебных учреждений: соглашение о специально назначенных днях разбора судебных дел по искам организации и по искам к организации.
В 70-80-х гг. юридической службе отводилось особое место в системе органов управления предприятием1. Она признавалась важной составной частью аппарата управления.
Юридический отдел по законодательству тех лет представлял собой самостоятельное структурное подразделение и подчинялся непосредственно руководителю организации. Если данная служба осуществлялась одним работником-юрисконсультом, то он признавался самостоятельной структурной единицей аппарата управления и также непосредственно подчинялся руководителю организации.
Как и другие службы организации, наделенные контрольной функцией, юридическая служба обладала известной самостоятельностью, гарантии которой предусматривались Общим положением 1972 г. К их числу относилось правило о том, что на юридическую службу не могли возлагаться обязанности, не предусмотренные названным Положением, и не допускалось возложение на юрисконсульта несвойственных функций в ущерб исполнению его прямых обязанностей.
В соответствии со ст. 6 Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» руководитель юридической службы назначался на должность и освобождался от должности руководителем предприятия в установленном порядке. Обоснованность такого подхода отмечалась и ранее2.
В СССР для юридической службы было предусмотрено еще одно специальное правило. Положение о ней как структурном подразделении в изъятие из п. 93 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии утверждалось не руководителем предприятия, а соответствующим министерством. Это приводило к тому, что индивидуальные положения о юридической службе на местах принимать не рекомендовалось, а от-
1 См.: Аристаков Ю. М. и др. Правовая работа на промышленном предприятии. С. 34—35.
2 Гавриленко К. М., Голубое С. Н. Указ. соч. С. 4.
раслевос положение, принятое министерством, предлагалось считать актом прямого действия, определяющим статус юридической службы.
На практике такая модель правового регулирования оказалась весьма противоречивой, что повлекло за собой разнобой при ее применении. Так, отдельные министерства, полагая, что на уровне отрасли в целом определять статус юридической службы каждого предприятия нереально, дали подведомственным организациям предписания принять соответствующие индивидуальные положения. Для этих организаций регулирующим актом служило положение о юридической службе, утвержденное руководителем предприятия. Однако большинство министерств и ведомств пошли по иному нуги, и принятые ими отраслевые положения определяли статус юридической службы всех предприятий данной отрасли.
Отраслевые положения обычно повторяли дословно текст Общего положения либо содержали малозначительные изменения, которые ничего не добавляли по существу и носили скорее редакционный характер. Вместе с тем имелись и такие положения, которые предусматривали существенные дополнения и изменения функций юридической службы по сравнению с Общим положением. Многие из таких функций возлагались на юридическую службу в нарушение п.15 Общего положения 1972 г.
Противоречия между Общим положение и рядом отраслевых положений были вызваны, в частности, тем. что в законодательстве не было закреплено понятие правовой работы, и хозяйственные руководители разных рангов ошибочно считали ее прерогативой юридической службы. Поэтому многие функции, исполнение которых тесно связано с реализацией правовых норм, вменялись в обязанность юридической службы без достаточных на то оснований.
Таким образом, обоснованным представляется вывод о том, что структурная самостоятельность, строгая специализация и непосредственное подчинение руководящему органу должны признаваться основополагающими организационными принципами деятельности юридических служб,
Принцип специализации нашел отражение в п. И Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 207', который предусматривает, что возло-
СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307.
Правовая работа |
5. Статус и структура юридической службы
жение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.
На данное требование неоднократно обращали внимание исследователи юридической службы. Они отмечали, что очень часто юридические-службы недостаточно занимаются вопросами соблюдения законности в деятельности организации и ограничиваются выполнением лишь случайных текущих поручений, не задумываясь над анализом и планированием своей работы, как и над вопросами надлежащей организации правовой работы на фирме или в отрасли (подотрасли) хозяйства. Вследствие такого подхода в значительной степени утрачивается эффективность работы юридических служб.
В целом правовой статус юридических служб в современных условиях характеризуется неопределенностью. Общее положение 1972 г. не носит значения непосредственно обязывающего акта для негосударственных предпринимательских и иных организаций. В период после начала рыночных преобразований не было издано актов по этим вопросам.
Как свидетельствует многочисленные данные, утверждаемые руководителями организаций положения о юридических отделах и юрисконсультах отличаются неоправданным разнообразием. Нередко такие положения в организациях вообще отсутствуют. В результате правовой статус юридических служб перестал соответствовать основным целям и содержанию их деятельности. Подобное положение является тормозящим фактором успешной деятельности юристов и осуществления правовой работы в целом.
Структура и штаты юридических служб в настоящее время определяются руководящими органами предпринимательских организаций (ст. 91, 103 ГК РФ и др.). Вместе с тем при решении указанных вопросов им надлежит учитывать рекомендации, содержащиеся в Нормативах численности юридической службы, утвержденных Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР и Секретариатом ВЦСПС 11 декабря 1981 г.1
По установленному порядку введение должности старший юрисконсульт возможно, если работник руководит подчиненными ему исполнителями либо на него возлагается самостоятельный участок работы. На главных и ведущих юристов возлагаются руководство работами по одному из направлений деятельности фирмы и ответственность за их выполнение, например, «ведущий» по договорной работе, либо обязанность по координации и руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах.
В состав юридических отделов могут включаться другие специалисты, выполняющие вспомогательные обязанности по правовой работе.
В настоящее время в крупных фирмах практикуется включение в состав юридических служб специалистов:
по валютным и таможенным операциям (для обеспечения соответствия условий внешнеторговых контрактов, иной документации валютному и таможенному законодательству);
бухгалтеров (для составления расчетов убытков и контррасчетов по заявленным искам);
специалистов группы расследований (для проверки фактов неисполнения договоров, в том числе со стороны контрагентов, причин неплатежей, утраты или порчи товаров, страховых случаев и
пр.).
Юридические службы предпринимательских организаций действуют не только в традиционном виде юридического отдела, бюро или юрисконсульта. Практика породила большое разнообразие форм юридических служб. В крупных производственных, торговых фирмах, банках, страховых компаниях создаются юридические управления, департаменты, для общего руководства правовой работой иногда вводятся должности заместителя генерального директора по правовым вопросам или правовой работе. Внутри управлений или департаментов создаются отделы, подотделы либо группы по направлениям работы.
В центральных федеральных органах исполнительной власти согласно постановлению Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1094' департаменты могут образовываться при численности сотрудников не менее 35 чел., управления — 20 чел., отделы — 10 чел., отделы в составе департаментов — 5 чел. В состав департамента и управления должно входить не менее чем по 3 отдела. К предпринимательским организациям данные требования не предъявляются.
Выполняемые задачи и функции, т. е. обязанности, отделов, управлений, бюро определяются положениями о них. Распределение обязанностей между работниками регулируется приказами и должностными инструкциями.
Юридические службы средних и крупных организаций нередко имеют более сложное построение. К примеру, наряду с юридическими управлениями или отделами приходится вводить отдельные должности юрисконсультов в составе других структурных
'БНАСССР. 1984. № 2. С. 4. |
СЗ РФ. 1995. № 46. Ст. 4450. |
Правовая работа |
подразделений организации. Так, обычно требуется постоянное наличие специалистов с юридическим образованиеми в кадровых службах, договорных отделах, отделах сбыта или реализации, кредитных отделах банков и ряде других.
Юридические работники в этих подразделениях с учетом их интересов и систем поощрения могут назначаться на должности соответствующих специалистов. Однако при необходимости усиления контроля за соблюдением законности могут устанавливаться должности юрисконсультов. В таких случаях функциональное руководство ими осуществляет начальник юридического отдела.
Отдельные должности юрисконсультов могут и даже должны вводиться в территориально обособленных крупных подразделениях фирмы и филиалах организаций. В отношении всех этих работников головная юридическая служба должна осуществлять методическое руководство.
Вопросы:
1. Организационные принципы деятельности юридической службы.
2. Место юридической службы в организации.
3. Построение и штаты юридической службы.
6. Планирование правовой работы
Для надлежащей организации правовой работы необходимо осуществление ряда мероприятий, направленных на соблюдение следующих основных принципов:
планомерности;
единства работы;
координации работы;
функциональной ответственности.
Под планированием понимается развертывание деятельности по готовому плану в рамках установленных границ; противоположностью планомерности служат бессистемность и случайность. С этим нельзя не согласиться. План представляется эффективным инструментом повышения организационного уровня работы, ее результативности.
М. X. Хескон, теоретик современного менеджмента, говорит о преимуществах планирования следующее: в то время как набор задач отражает «конечные цели» управленческой деятельности, хорошо разработанные планы обеспечивают «средства» их достижения. Планирование действий связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для достижения данной цели. Это практический способ создания связующего звена между постановкой цели и более полной программой ее реализации1.
Процесс планирования действий дает следующие преимущества: позволяет оценить практические возможности достижения целей, выявить зоны потенциальных проблем и неожиданных последствий, облегчить поиски лучших и более эффективных путей достижения целей, обеспечить основы оценки затрат и разработки бюджетов, календарных планов и ресурсов, определить то, какие рабочие взаимоотношения и поддержка требуются, выявить непредвиденные обстоятельства, которые следует учитывать для достиженит целей.
Этап планирования действий принято разбивать на шесть стадий:
определение основных задач и мер, необходимых для достижения целей;