Факторы, определяющие необходимость международной торговли

Сущность, особенности международной торговли.

Ее конкурентоспособность.

Международная торговля, связывая все страны мира в единую международную экономическую систему — мировую экономику, занимает в ней особое место, так как и исторически, и логически интернационализация всех аспектов мировой экономики начиналась и начинается именно со сферы товарного обращения.

Мировая торговля –перемещение за границу товарно-материальных ценностей в обмен на денежные потоки.

Хотя в современных условиях объемы прямого зарубежного инвестирования превышают объемы международной торговли, она продолжает сохранять в системе международных экономических отношений центральное место, так как опосредует практически все л международного разделения труда: совместную производственную деятельность, международный трансферт технологий, лицензирование, франчайзинг и т. д. Являясь одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделении труда, внешняя торговля позволяет участвующим в ней странам:

· преодолевать ограниченность национальной ресурсной базы;

· расширять емкость внутреннего рынка и устанавливать связи националь­ного рынка с мировым;

· расширять масштабы производства, ограниченные производственными возможностями страны;

· получать дополнительный доход за счет разницы уровней национальных и мировых издержек производства;

· развивать специализацию страны, увеличивая тем самым объем националь­ного производства.

Все это обеспечивает международной торговле роль важнейшего фактора формирования и функционирования современного мирового хозяйства.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Неободимость международной торговли обусловлена рядом факторов. Перечислим основные из них.

Во-первых, особенность занимаемой страной территории. Трудно представить чтобы, например, в Монако был построен металлургический завод для производства того небольшого количества тонн стали, которое необходимо этому государству. Если же такой завод построят, производство окажется убыточным, но не потому, что жители Монако не обладают нужными деловыми качествами. Дело в том, что современное производство становится эффективным лишь при достиже­нии некоторого минимального объема выпуска продукции, притом все более и бо­лее высокого (положительный эффект масштаба). В настоящее время, в частности, больше уже не строят, если только нет крайней необходимости в этом, металлурги­ческих предприятий с объемом производства меньше 4-5 млн. тонн стали в год.

Эта экономическая необходимость приводит к тому, что небольшая страна не может иметь ту же самую структуру производства (независимо от объемов выпус­каемой продукции), что и большая страна.

Во-вторых, различия природно-климатических условий (запасы полезных ис­копаемых, количество и качество пахотных земель и т. п.). Например, виноград и вино из него можно было бы производить, например, в Финляндии. Однако оче­видно, что эффективность такого производства в расчете на единицу продукции несравнима с соответствующей эффективностью для страны, в которой почва, число солнечных дней в году, среднегодовая температура и количество осадков создают благоприятные условия для такой культуры и такого производства. Су­ществуют страны, где природные условия мало благоприятствуют сельскохозяй­ственному производству, тогда как в других странах они позволяют сделать эту отрасль производства очень доходной. Экономическая структура таких стран бу­дет в связи с этим глубоко различной.

Что касается полезных ископаемых, то вопрос о том, в какой мере природные богатства определяют структуру экономики и ее экономический рост, является до­статочно спорным. Сегодня все более сомнительным выглядит принятое в XIX в. представление о том, что Англия своим процветанием обязана запасам каменного угля. Однако абсолютно ясно, что наличие тех или иных природных запасов со­здает определенную ориентацию в структуре экономики страны, особенно если эта страна довольно мала (например, Кувейт).

В-третьих, неравномерность развития различных отраслей народного хозяй­ства. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невоз­можно реализовать на внутреннем рынке, вывозится на мировой рынок.

В-четвертых, на современном этапе развития национальных экономических систем четко прослеживается тенденция к максимальному расширению разме­ров производства (с целью минимизации средних издержек), тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения. Поэтому произ­водство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки сбыта.

В результате действия всех перечисленных факторов у абсолютного большин­ства стран возникает потребность в сбыте излишков своей продукции на внешних рынках, а также необходимость получения определенных товаров и услуг извне. Заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных свя­зей объясняется также стремлением извлечь более высокую прибыль благодаря использованию дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.

Нарастание интенсивности международного движения товаров, обусловлен­ное рассмотренными факторами, явилось логической причиной появления и раз­вития мирового рынка, общая эволюция которого представлена на рис. 1.

факторы, определяющие необходимость международной торговли - student2.ru факторы, определяющие необходимость международной торговли - student2.ru

Рис. 2.1.Эволюция форм рынка

Внутренний рынок — форма товарообмена, при котором все предназначенное для продажи сбывается потребителям данной страны

Национальный рынок — внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей

Международный рынок — часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками

Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

1) является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта
своей продукции за национальные рамки;

2) проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся
под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предло­жения;

3) оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

4) выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена
товары (а зачастую и их производителей), которые не в состоянии обеспе­чить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Главный внешний признак существований мирового рынка — передвижение товаров и услуг между странами, то есть международная торговля, состоящая из двух встречных потоков: экспорта и импорта.

Наши рекомендации