Общественные и частные блага

Классификация экономических благ может осуществляться по различным критериям в зависимости от целей микроанализа.

В данном случае интерес представляет проблема общественных благ, производство которых рынок не обеспечивает в силу отсутствия их денежной оценки, но необходимость и важность которых для всех членов общества очевидна.

В качестве критериев рассмотрим: 1) конкурентность в потреблении

2) исключаемость из потребления.

особенности потребления Конкурентность (соперничество) получение выгод от потребления данного блага одним индивидом делает невозможным получение таких же выгод от того же самого блага другим индивидом  
Неконкурентность означает неделимость благ в их потреблении. Поэтому индивидуальное потребление таких благ не уменьшает их количества и качества, доступного для потребления другими  
наличие прав собственности Исключаемость наличие возможности для данного субъекта воспрепятствовать всем остальным одновременно с ним потреблять данное благо
Неисключаемость невозможность запрещения кому-либо участвовать в потреблении данного блага, даже если этот кто-то отказывается за это платить
         

Сочетание свойств конкурентности и исключаемости относится к чистым частным благам. Именно эти свойства делают их максимально приспособленными к обращению на рынке. Каждая единица чистого частного блага может быть продана за отдельную плату. Большинство экономических благ являются чистыми частными.

Сочетание свойств неконкурентности и неисключаемости характеризует чистые общественные блага, которые потребляются коллективно.

Чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду при его использовании, и возможность помешать им. Проблема бесплатного пользования возникает в том случае, если число пользователей велико,
а исключение хотя бы одного из них невозможно.

Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть ках общественными, так и частными. Пример: салют в большом городе – благо общественное. Но если салют организован в частном увеселительном парке, это частное благо, т.к. его посетители заплатили за входные билеты.

В качестве общественного блага часто называют маяк. Однако известно, что в XIX в. на побережье Англии действовало несколько частных маяков. Владелец местного маяка взимал плату за услугу с ближайшего порта (а не с капитанов кораблей). В случае отказа владельца порта платить собственник маяка давал команду погасить огонь. В результате сокращалось число заходивших в порт судов и соответственно его доходы. Сегодня работа большинства маяков обеспечивается правительством.

ВЫВОД: если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если выгоду извлекает прежде всего владелец порта, это частное благо.

Кроме чисто общественных и чисто частных благ существуют промежуточные (смешанные) блага,не обладающие в полной мере свойствами частных или общественных благ.

  Конкурентные Неконкурентные
исключаемые чистые частные блага смешанные блага I
неисключаемые смешанные блага II чистые общественные блага
  Исключаемость высокая исключаемые общественные блага (смешанные блага I) чистые частные блага
низкая чистые общественные блага общие (совместные) блага (смешанные блага II)
  низкая высокая
конкурентность

Особый интерес представляет перегружаемое общественное благо, использование которого создает отрицательный внешний эффект.

В ряде случаев потребление данного блага сохраняет черты чистого общественного товара до некоторого порогового уровня, за которым наступает его нехватка для всех,
т.е. перегрузка. Предельные издержки на каждого следующего потребителя данного объема блага становятся выше 0, а предельная выгода (полезность) начинает снижаться.

Типичным примером перегружаемых благ являются мосты, тоннели, шоссейные дороги: в часы "пик" появление дополнительного потребителя приводит к образованию "пробок", снижению скорости, повышению опасности движения; общественные помещения (библиотечные, лекционные и т.п.). Действительно, до определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей одинакова и дополнительные пользователи не ухудшают положения остальных.

Одним из способов решения проблемы перегруженных дорог, например, является взимание платы с водителей. В сущности плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на внешний эффект перегруженности. Но зачастую (как и в случае с местными дорогами) ее взимание нецелесообразно из-за высоких издержек на содержание персонала.

В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Для эффективного ее решения необходимо взимать плату за проезд только в часы "пик", что стимулирует водителей изменять расписание движения.

Интересен в связи с этим опыт администрации Сингапура по борьбе с перегруженностью дорог в течение более 10 лет. Сингапур – единственный город, в котором не существует проблем перегруженности дорог и загрязнения, связанного с автомобильными выхлопами.

В центре города расположены пункты по взиманию платы за проезд по улицам. Чтобы проехать в город, каждый водитель должен заплатить сумму в зависимости от времени дня и уровня загрязнения. Изменение уровня оплаты позволяет достичь оптимальной загруженности магистралей.

Кроме того, администрация Сингапура рассчитывает максимально допустимое, не вызывающее чрезмерного загрязнения воздуха, количество автомашин за пределами центра города и продает каждый месяц на аукционе права по лицензированию новых автомобилей. Введены специальные карточки, допускающие разную интенсивность пользования автомобилем. Карта, позволяющая поездки на автомашине в любое время суток, намного дороже карты, допускающей поездки только по выходным. Цены на карточки зависят от соотношения спроса и предложения.

В результате применения этой системы Сингапур экономит ресурсы, используемые на развитие инфраструктуры. Взимание платы за проезд позволяет снизить некоторые городские налоги.

Общие (совместно потребляемые) блага(смешанные блага II)отличаются высокой конкурентностью и низкой исключаемостью: леса, водоемы, реки, общественные парки для отдыха, национальные заповедники и т.п. При свободном доступе к этим благам нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, доводящая ее до разрушения (действие отрицательного внешнего эффекта).

Правительство может решить проблему ограничения доступности общих благ
с помощью прямого регулирования или введения специального налога.

Иногда в качестве альтернативы – перевод общего блага в разряд частного товара.

Это правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: "Меньше всего заботы проявляется об общем для многих,
так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно
с другими".

Так, Мировой океан раньше имел статус чистого общественного товара.
В настоящее время его ресурсы ограничены и их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей. Это значит, что в ресурсной части Мировой океан превратился в чистое частное благо, а с точки зрения мореплавания остается чистым общественным товаром.

Исключаемые общественные блага(смешанные блага I) имеют высокую исключаемость при низкой конкурентности. В отличие от чистых общественных благ здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления таких товаров, несмотря на коллективный его характер. Это значит, что исключаемые общественные товары могут производиться (и производятся) в частном секторе без участия государства (шоу-бизнес).

Разновидностью исключаемого общественного блага является так называемое клубное благо, когда принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению этих благ ограничен уставными требованиями и размером членских взносов. Типичными примерами являются клубы по интересам (конный, теннисный клуб), самоуправляемые общественные организации. Это значит, что на такие блага легко назначить цену.

Исключаемые общественные товары могут предлагаться на рынке в частном порядке фирмами и могут производиться государством.

Особую группу в исключаемых общественных благах составляют квазиобщественные блага: пожарная охрана, полиция, музеи, библиотеки, а также продукция естественных монополий: газо −, водо – , тепло − , электроснабжение, транспорт, кабельное телевидение.

Вместе с тем "чистые общественные товары" и "блага, предоставляемые правительством" не являются синонимами. Действительно, производство чистых общественных благ осуществляется государством (национальная оборона, охрана окружающей среды). Эти блага не имеют денежной оценки и не могут быть проданы. Выгоды от их потребления достаются всем гражданам. Одновременно государство обеспечивает население и другими благами: пособия по безработице, пенсии, объекты инфраструктуры и т.п. Многие из них потребляются индивидуально.

5. Спрос на чистые общественные блага и проблема "безбилетника"

Спрос на чистые общественные блага существенно отличается от спроса на частные товары:

1) каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого

чистого общественного блага (как в случае с частным товаром), а вынужден

потреблять данное количество целиком. Это значит, что объемы индивидуального

потребления общественного товара равны между собой и равны объему его

предложения: QS = q1 = q2 = ... = qn

для частного блага: Qd = q1 + q2 + ... + qn = ∑ qi 1 < i < n

2) все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного

блага одновременно. Предельные социальные выгоды от потребления

дополнительной единицы общественного товара складываются из суммы всех

предельных выгод для всех его потребителей:

MSB = MB1 + MB2 + ... + MBn = ∑ MBi 1 < i < n

3) общая кривая спроса на общественный товар определяется путем вертикального

суммирования индивидуальных цен, которые каждый потребитель готов платить за

данный объем этого блага.

Чистое общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и

продано по частям. Цена в данном случае не является переменной.

Для частного товара общая кривая спроса получается путем горизонтального

суммирования объемов спроса всех потребителей при каждой цене.

Общественные и частные блага - student2.ru Общественные и частные блага - student2.ru Кривая спроса на чистое общественное
благо

Для достижения эффективного использования ресурсов чистое общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная социальная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага:

MSB (Qd) = MC (QS).

Общественные и частные блага - student2.ru

Таким образом, существует некоторый однозначноопределяемый эффективный объем выпуска общественного блага. Но для определения этого объема нужно точно знатьобщественные предпочтения в отношении общественного блага.

Достижение эффективного объема выпуска чистого общественного блага предполагает, что потребители не скрывают сведений о своих предельных полезностях. Однако в реальной практике наличие такой информации – большая редкость. Более того, у потребителей чистых общественных товаров появляются серьезные стимулы к искажению информации о своих действительных предпочтениях или ее сокрытию. Особенно это характерно для ситуаций, когда потребителей общественных благ очень много.

Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание получить его бесплатно. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника ("зайца").

Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, заинтересованных в потреблении таких благ, не будет склонен их оплачивать.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков.

В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественного блага бывает ниже эффективного объема выпуска.Поэтому производство таких благ берет на себя государство за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

Наши рекомендации