Понятие денежного обращения и задачи статистики денежного обращения. Показатели денежного обращения
Денежное обращение— это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение обслуживает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платежного оборота в странах рыночной экономики приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая часть денежного оборота осуществляемся в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.
Денежно-кредитное регулирование— составная и важнейшая часть мероприятий правительства по регулированию рыночной экономики. Это система мероприятий государства, направленных на стабилизацию денежного обращения, валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путем изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на экономику.
Задачи статистики денежного обращениясводятся к следующему: определение денежной массы и ее структуры; отображение денежного обращения и оценка факторов, влияющих на обесценивание денег; характеристика кредитной политики; статистическое изучение форм кредита; изучение ссудного процента.
Система статистических показателей,характеризующих денежное обращение, опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной массы и ее структуры.
1. Деньги в качестве меры стоимостииспользуются для измерения, сравнения стоимостей различных товаров и услуг.
2. Деньги выполняют функцию средства обращения,если используются для покупки товаров и оплаты услуг. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю-продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность.
3. Деньги являются средством накопления.Эта функция состоит в сохранении стоимости, образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения операций в будущем.
4. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги.
В соответствии с указанными функциями система показателей, отображающих систему денежных отношений, включает следующие показатели:денежную массу, ее структуру; обеспеченность денежными знаками обращения общественного производства и покупательная способность денежной единицы (национальной валюты); операции на счетах, с депозитами, золотым запасом государства; операции с валютой в международных экономических отношениях.
В процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме. Всю денежную массу можно представить каксовокупный денежный агрегат(обозначим его М3), включающий в качестве составных частей денежные агрегаты М0, М:, М2. При построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую.
М3 — денежная масса в обороте, измеряемая совокупным объемом покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Переход от денежного агрегата М0 к денежному агрегату М3 покажем на примере стандартов МВФ (табл. 13.1). Международными стандартами предусмотрено от 4 до 7 показателей денежной массы. В статистике ООН предпочтение отдается показателю, объединяющему наличные и депозитные деньги. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М{ (как совокупность наличных денег и всех видов чековых вкладов) и показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, образующиеся на рынке). В банковской статистике развитых стран выделяются от трех показателей денежной массы (в Германии, Швейцарии) до десяти (во Франции). В США и Италии выделяются четыре основных показателя, в Англии — пять.
Таблица 13.1
Денежные агрегаты и соответствующие им инструменты
Денежные агрегаты | Инструменты |
М0 - денежная наличность | Национальная денежная наличность |
М1 - деньги в узком смысле слова | М0 плюс депозиты до востребования |
М2 - деньги в узком смысле слова плюс близкие категории | М1 плюс срочные и накопительные депозиты; депозиты в иностранной валюте; депозитные сертификаты; перекупаемые ценные бумаги по соглашению |
М3 - деньги в широком смысле слова | М2 плюс дорожные чеки, коммерческие бумаги |
от М4 к М6 или агрегат L, (ликвидность) | М3 плюс ликвидные государственные ценные бумаги; свободно обращающиеся облигации; пассивы других финансовых посредников |
В России исчисляются четыре показателя. В российской практике категория «совокупная денежная масса» (денежный агрегат М3) близка международным стандартам, хотя имеются некоторые различия в понимании и в трактовке ее составляющих — денежных агрегатов М1, М2.
В России в качестве наиболее универсального показателя денежной массы применяется денежный агрегат М2.
Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель «денежная база».Последняя включает денежный агрегат М0 плюс денежные средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке.
13.2. Денежный мультипликатор. Статистический анализ денежного обращения.
Для контроля за динамикой денежной массы, анализа возможностей коммерческих банков расширять объемы кредитных вложений в экономику используется показатель «денежный мультипликатор».
Денежный мультипликатор— это коэффициент, который служит мерой увеличения денежной массы в обороте за счет роста банковских резервов. Он рассчитывается по формуле:
где М2 — денежная масса в обращении; Н — денежная база; С — наличность; D — депозиты; R — резервы коммерческих банков.
Предельная величина денежного мультипликатора равна величине обратной ставки обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.
Вопросы соответствия количества денежных знаков объему обращения и факторов обесценения денег статистически изучаются посредством ряда показателей, среди которых: количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения; масштабы опережения произведения количества денег на скорость обращения над произведением уровня цен на товарную массу; показатель инфляции.
В соответствии с экономическим законом денежного обращения в каждый данный период количество единиц, необходимых для обращения (Д), определяется следующей формулой:
где Ц — сумма цен товаров, подлежащих реализации; В — сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода; П — сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили; ВП — сумма взаимопогашаемых платежей; Со — скорость оборота денежной единицы (сколько раз в году оборачивается рубль); М — масса реализуемых товаров; СЦ — средняя цена товара.
Из вышеприведенной формулы получаем равенство (уравнение обмена): .
Следовательно, произведение количества денег на скорость обращения (Д∙С0) равно произведению товарной массы на уровень цен (М∙СЦ). Когда равенство нарушается и Д∙С0>М∙СЦ, происходит обесценение денег (инфляция).
13. 3. Понятие и сущность инфляции.
Инфляция— кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп.
Природа возникновения инфляции — несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами. В некоторых случаях применяется специальный термин «инфляционная экономика», чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и
Инфляция приводит к росту цен и перераспределению валового продукта и богатства в пользу предприятий-монополистов, государства и теневой экономики за счет сокращения реальной заработной платы и других доходов широких слоев населения.
Внешние причины:рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта, рост курса иностранной валюты.
Внутренние причины:деформация народнохозяйственной структуры и неэффективность производства, дефицит бюджета, неэффективная налоговая политика, эмиссия и увеличение скорости обращения денег, кредитная экспансия банков, и др.
Рассматривая формы инфляции в укрупненном виде, можно выделить две: инфляцию открытую и скрытую.Первая форма, присущая странам с рыночной экономикой, видна на поверхности явлений, а вторая (в странах с нерыночной экономикой) заключается в обесценении денег, когда повышение цен скрыто (качество товаров понижается, выпускаемые новые товары имеют завышенную цену, не соответствующую потребительским свойствам, из-за нехватки денежных ресурсов задерживаются выдача заработной платы и другие платежи). Избыток денег трансформируется в товарный дефицит.
Наиболее объективный показатель инфляции — индексы цен, в частности индексы Пааше и Ласпейреса, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. В зависимости от количественных значений индексов различают ее виды:
Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие, примерно до 10 или несколько более процентов в год, темпы роста цен. Присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой и не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3—3,5%.
Галопирующая инфляциястановится трудноуправляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными цифрами (до 100% в год).
Гиперинфляция— ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы, остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.
Влияние на экономику:усиливает диспропорции в экономике; вызывает перелив капиталов из производства в сферу обращения; обостряет проблему емкости внутреннего рынка — тем самым ведет к снижению зарплаты; искажает структуру потребительского спроса; отрицательно влияет на МЭО; нарушает функции денежно-кредитной системы; обостряет кризис государственных финансов; способствует валютному кризису.
Социальные последствия: снижение реальных доходов населения; обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений); потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров); ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с фиксированными доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета); ослабление позиций властных структур (снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).
Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Выделяют два основных типа антиинфляционной политики: 1) активная «монетарная» политика — политика сокращения бюджетного дефицита, ограничения кредитной экспансии, сдерживания денежной эмиссии. Таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП; 2) политика регулирования цен и доходов, направленная на корректировку заработков в условиях роста цен. Одним из методов служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов, и т. д.
Для общей характеристики уровня инфляции используются два основных показателя:
- дефлятор валового внутреннего продукта (Iдеф);
- индекс потребительских цен.
Дефлятор ВВП – это индекс цен, исчисленный для ВВП в целом и характеризующий среднее изменение цен на добавленную стоимость, созданную во всех отраслях экономики, и чистых налогов на продукты и импорт.
Индекс-дефлятор ВВП может быть определен следующими способами:
- с помощью агрегатной формулы Пааше:
.
- косвенным методом путем деления индекса стоимости ВВП (в текущих ценах) на индекс физического объема ВВП (в постоянных ценах):
I деф = I ВВП в тек.ценах : I физ.объема ВВП = ,
где ∑q1∙p1 – стоимость ВВП отчетного периода в ценах отчетного периода;
∑q0∙p0 – стоимость ВВП базисного периода в ценах базисного периода;
∑q1∙p0 – стоимость ВВП отчетного периода в ценах базисного периода.
- на основе уравнения обмена количественной теории денег: , где IM- индекс изменения денежной массы, IV- индекс изменения скорости обращения денег, IQ – индекс изменения товарной массы.
Другие показатели инфляции:
- размер инфляции: ;
- норма инфляции: ;
- показатель уровня и динамики инфляции: ,
где Д1 – денежные доходы населения;
- индекс покупательной способности денег (покупательной способности рубля – пср)): .
Статистика кредита.
14.1. Категории, классификации и система статистических показателей кредита.
14.2. Статистика изучения процента за кредит.
14.3. Анализ среднего уровня и показателей вариации процентных ставок.