Конкуренция на рынке труда

Несовершенная конкуренция — несовершенной считается конкуренция, если в ней не выполняется хотя бы одно правило совершенной. Например, если на рынке продавцы в силах подействовать на рыночную цену, то, значит, что это несовершенная конкуренция.[11]

В современном мире совершенная конкуренция практически не встречается, а вот несовершенная распространена повсеместно. Например, рынок сотовых операторов, где выделяется 3 основных лидера.

Основные признаки несовершенной конкуренции:

-Для того чтобы «войти» в отрасль надо преодолеть различные барьеры;

-Есть дифференцированность продукции;

-Значительную часть продаж осуществляет один или несколько производителей. Они являются лидерами в своей области;

-Есть возможность осуществлять полный или частичный контроль рыночных цен.

Основные формы несовершенной конкуренции:

-Олигополия;

-Монополия;

-Монополистическая конкуренция.

Олигополия — это часть рынка, где большая доля продаж принадлежит нескольким фирмам и при этом каждая из них может оказывать влияние на рыночную стоимость товара[12].

Основные черты:

-Небольшое число фирм, которое господствует на рынке;

-Наличие барьеров при вступлении в отрасль;

Присутствует эффект масштаба. Это означает, что только крупные фирмы смогут выжить в данной отрасли. Маленьким фирмам будет очень сложно конкурировать с такими гигантами, а также им придется преодолевать много различных барьеров, например, потребуются большие вложения в рекламу, а, значит, не каждая новая организация сможет потянуть ее.

Монополия — это своего рода полный антипод совершенной конкуренции. Ведь здесь правит один производитель. Он производит товар, который не имеет близких заменителей.

При таком стечении обстоятельств производитель сам может полностью контролировать как объем предложений, так и цену на товар.

Характерные особенности монополизма:

-Один продавец. Называется монополистом;

-Так как товар, можно сказать, что уникален, то покупателю приходиться платить установленную цену либо вообще отказываться от покупки;

-Если на горизонте появляются конкуренты, то монополист начинает устанавливать труднопроходимые барьеры;

Монополист полностью контролирует цену товара и объем производимой продукции.

Монополистическая конкуренция — это самый распространенный тип рынка, который наиболее близок к совершенной конкуренции. Стоит отметить, что она является не только самой распространенной формой конкуренции, но и самой трудно изучаемой[13].

Основные черты:

-Есть много и продавцов, и покупателей;

-Для вступления в отрасль барьеры не такие сложные, но все-таки при получении патентов, оформлении регистрации и лицензии проблемы возникают;

-В основном отдельный производитель не может влиять на общую рыночную стоимость товара;

-При такой форме конкуренции реклама играет значительную роль и в нее приходится вкладывать довольно много денег.

Совершенно конкурентный рынок труда – саморегулирующаяся система, в которой потенциальные работники имеют право выбора трудовой сферы, конкурируя между собой за оптимальные трудовые условия. Специфика совершенно конкурентного рынка заключена в:

-свободной конкурентной борьбе среди работодателей – организации без образования коалиций нанимают сотрудников в конкретной сфере занятости;

-конкуренции между квалифицированными работниками – одинаково компетентные специалисты конкурируют между собой при поиске вакансий, предлагая свои навыки в конкретной профессиональной области;

-свободном формировании ставок по заработной плате - организации и сотрудники влияют на размер заработной платы только косвенно.

Особенность рынка занятости заключена в том, что абсолютной занятости населения нельзя достичь априори. Это значит, что конкурентная борьба имеет постоянную основу.

Рынок совершенно конкурентной трудовой занятости характеризуется следующими специфическими чертами:

-наличием неограниченного количества предприятий-работодателей и работников (вакансий и трудовой силы);

-наличием устойчиво высокой мобильности рабочей силы, которая выражается свободной сменой места или отрасли занятости;

-однородностью рабочих категорий и предлагаемых рабочих мест;

-одинаковым доступом всех участников трудового рынка к предлагаемым вакансиям.

Однако рынок труда – это динамическая система, на которую влияют совокупные факторы, способствующие дисбалансу. Поэтому даже в экономически развитых государствах совершенная конкуренция рынка вакансий и труда не встречается в чистом виде.

Совершенна конкуренция на рынке вакансий и труда определяется следующими факторами:

-классификацией работников (по половому и возрастному признакам, их количеству в каждой отрасли и т. д.);

-территориальным и климатическим расположением рынка труда;

-общим уровнем жизни;

-динамикой социально-экономического развития;

-степенью интеграции инновационных технологий;

-наличием доминирующих областей занятости;

-квалификационной структурой рынка труда.

При отсутствии какого-либо признака совершенной конкуренции, рынок определяется в качестве системы, для которой характерна несовершенная конкуренция, имеющая форму олигополий, монополий или монопсоний. В таких системах предложения о вакансиях осуществляет работодатель (группа работодателей), который диктует условия труда в контексте собственной прибыли.

Поэтому государства проводят политику, позволяющую приблизиться к условиям совершенной конкуренции. Перспективность подобных мер заключена в том, что:

Количество фирм-работодателей не ограничивается. При олигополии работодателем выступает небольшое количество компаний, которые взаимозависимы от устанавливаемой ставки оплаты труда. Соответственно, конкурировать между собой им экономически невыгодно, тем самым они ограничивают предложения рынка в конкретной сфере занятости;

Соблюдается баланс спроса и предложения при неограниченной мобильности. При монопсонии одна компания-работодатель нанимает основную долю работников определенной квалификации. Эта же компания устанавливает ставку оплаты труда, а работники вынуждены согласиться, так как аналогичных вакансий из-за монопсиста нет.[14]

Поддерживается равновесие ставки заработной платы и неограниченный вход на рынок. При монополии работники объединяются в профсоюзы, которые ограничивают доступ других участников рынка к конкретному виду занятости и оказывают влияние на ставку заработной платы посредством забастовок и других радикальных методов воздействия.

Конкурентный рынок труда – это рынок, представленный множеством предложений различных компаний и фирм, которые функционируют в одинаковых условиях и имеют цель нанять сотрудников на одинаковые вакансии.

Характеристики конкурентного рынка труда:

1) Совершенно конкурентный рынок труда состоит из множества компаний, фирм, предприятий, которые производят похожие, по сути, товары и услуги, используя труд наемных работников. Характерно, что штат работников и их зарплата во всех компаниях примерно имеет одинаковые характеристики. В этом заключается суть конкурентности.

2) Работники, которые продают свой труд за определенное денежное вознаграждения в таких компаниях, фирмах, предприятиях, имеют одинаковый уровень квалификации и опыт. То есть предлагаемые ими услуги имеют приблизительно одинаковую ценовую стоимость.

3) Субъекты рыночных отношений в виде фирм и предприятий и их штатных специалистов не имеют возможности контролировать рыночные тенденции, из которых вытекает потребительский спрос и заработная плата на конкурентных рынках труда.

4) Абсолютная мобильность и информативность, не зависящая от издержек производства.

Существует такое понятие как эластичная кривая конкурентного труда. Она отображает уровень потребительского спроса и производственного предложения на рынке, анализирует количество и уровень конкуренции между компаниями, которые выходят на рынок труда. Так же эластичная кривая дает понятие об определенности уровня заработной платы на конкурентном рынке. Показательно, что каждая отдельная компания, какой бюджет бы она не имела, не может повлиять на этот уровень.

Конкуренция на рынке труда - student2.ru

Рис.1. Равновесие на конкурентном рынке труда (а) и для конкурентной фирмы (б)[15]

DL - спрос на труд;

SL - предложение труда;

W0 – ставка заработной платы;

MRС – предельные издержки;

MRP - предельная доходность.[16]

В целом следует отметить, что кривая конкурентного труда характерна положительным наклоном. Если потребительский спрос и производственное предложение не соответствуют друг другу, то это провоцирует дисбаланс на кривой конкурентного рынка. Достижение равновесия возможно при урегулировании соответствия этих двух понятий.

Баланс соответствия спроса и предложения можно рассматривать как локально, на примере одной фирмы или предприятия, так и более глобально, если анализировать весь конкурентный рынок в целом.

Если на рынке наблюдаются тенденции к изменению показателей спроса или предложения, то кривая рынка труда автоматически подстраивается под эти показатели, таким образом, само собой регулируется течение трудового процесса (рис. 2)

Конкуренция на рынке труда - student2.ru

Рис.2. Конкурентный рынок труда[17]

Если на рынке резко повышается спрос на определенные товары, то производители, соответственно, приминают меры по расширению производства именно этих товаров с целью удовлетворить потребительские запросы.

Если на рынке повышается спрос на труд определенных специалистов, то фирмы и предприятия обещают высокую заработную плату таким специалистам. Среди желающих устроиться работать по той или иной специальности возникает определенный уровень конкуренции. Уровень конкуренции бывает особо высоким тогда, когда возникает очень острая потребность в специалистах в определенном узком сегменте производства. Предприятия не могут предложить большое количество рабочих мест, но заработную плату ставят высокой, потому и требования к специалистам, соответственно, повышаются. Таким образом, отсеиваются работники с низким и средним уровнем знаний, а остаются только высококвалифицированные. Когда спрос на определенный вид услуг тех или иных специалистов падает, то понижается и уровень конкуренции на рынке труда. Так же уровень конкуренции высок тогда, когда количество специалистов, предлагающих свои услуги, превышает количество свободных вакансий. Это довольно распространенное явление.

Во все времена кривая конкурентных отношений на рынке находилась в постоянном движении, так как спрос на определенные виды профессий всегда был высок. В разные периоды функционирования рынка труда были востребованы разные профессии, и всегда появлялось предложение, способное заполнить требуемый резерв.

С изменением периодов спроса на специалистов определенных профессий зарплата, которую они получают за исполнение своей работы, понижается. Иногда те профессии, конкурентность среди представителей которых совсем недавно была очень высокой, через короткий период имеют очень низкий уровень спроса.

Продавцы рынка труда на фоне конкуренции стремятся к увеличению предложения при условии, что показатели заработной платы повышаются. Конкуренция среди работников будет увеличена при высоком уровне предлагаемой заработной платы, так как возрастет общий показатель спроса[18].

Напротив, в условиях, когда заработная плата в конкретной сфере занятости занижена, происходит превышение предложения при упадке спроса. Тогда конкуренция повышается среди работодателей.

Наличие безработицы на рынке труда означает, что рынок утратил признаки совершенной конкуренции и необходимо вмешательство для его регулирования.

Эффективный рынок труда предполагает наличие равенства между выгодой, получаемой от дополнительной единицы персонала, и выпуском продукции этим работником. Если речь идет о несовершенной конкуренции, данное положение неверно. Чаще всего встречается олигопсония, для которой характерно приобретение одной фирмой всех имеющихся ресурсов какого-то конкретного вид (яркий пример – профессиональные команды футболистов). Иногда появляется монопсония. Это ситуация, в которой фирма нанимает дополнительную рабочую силу, минимизируя свои издержки. Однако производит каждая дополнительная единица персонала меньший эффект для общества, чем это необходимо. Крайне редко встречается ситуация двусторонней монополии. Здесь сталкивается единственный в своем роде продавец и покупатель. Они имеют влияние на стоимость факторов. Одновременно осуществляют куплю-продажу какого-то одного или нескольких факторов производства.

Монопсония является противоположностью монополии. При монопсонической системе на рынке имеется единственный покупатель, а продавцов может быть неограниченное количество.

На рынках такого типа влияние на ценообразование оказывает покупатель. В качестве примера монопсонии можно привести рынок труда, в котором большое количество работников выступают продавцами, а единственное предприятие-работодатель приобретает рабочую силу.

При монопсонической системе на рынке имеется единственный покупатель, а продавцов может быть неограниченное количество. Монопсоническая система возникает, когда:

-происходит взаимодействие множества квалифицированных специалистов, не объединенных в профсоюзную организацию, и компании-монополиста или совокупной группы предприятий, выступающей в качестве работодателя;

-существует много специалистов конкретного профиля, которых нанимает одна организация;

-отсутствует мобильность определенного вида труда. Это может происходить в связи с географическими, социальными и иными причинами;

-компания-монополист самостоятельно устанавливает ставку вознаграждения за труд, а работникам предлагается соглашаться на такие условия или увольняться[19].

Ситуация возникновения монопсонии не редкость. Такое явление присуще экономике небольших населенных пунктов, где существует единственная крупная фирма-работодатель, которая становится основным нанимателем труда. Монопсония также проявляется в том случае, когда одна компания доминирует на рынке труда в рамках конкретной специальности или удобно географически расположена для работников.

В целом, монопсоническая система формируется не только на рынке труда, но и в специфических отраслях, где практически полностью отсутствует конкуренция. Наиболее часто - это отрасль оборонной промышленности.

Одной из разновидностей монопсонической системы отношений является олигопсония. Такая структура относится к процессу распределения производственных ресурсов. При олигопсонии несколько предприятий закупают все количество конкретного ресурса, которое предлагается на рынке.

Единственный покупатель имеет определенную власть при монопсонии. К примеру, он способен оказывать влияние на цены определенных ресурсов, закупаемых продавцом.

Рынок труда - идеальный пример монопсонической системы. Когда имеется только одна компания-наниматель, предложения труда этой фирмы и рынка будут одинаковыми. Предложение в рамках компании будет стремиться к росту, но вместе с ним возрастать будет и уровень средних издержек, так как общая заработная плата сотрудников с их увеличением будет также расти.

Однако, может случиться так, что компания будет вынуждена увеличивать размер заработной платы для нового сотрудника. В таком случае приходится поднимать уровень для всех сотрудников данной квалификации, что также негативно отражается на размере издержек. Они будут превышать среднюю ставку заработной платы на количество, необходимое для увеличения оплаты труда ранее нанятым сотрудникам.

Для того, чтобы получить высокую прибыль монопсонисту необходимо нанять оптимальное количество сотрудников, при котором доходность труда и его предельные издержки будут равны. Устанавливая минимальную ставку оплаты труда, прибыль предприятия будет максимальной.

Повлиять на уровень заработной платы могут профсоюзные объединения сотрудников. Они оказывают воздействие на увеличение спроса на труд, увеличивая спрос на производимые товары или услуги, рост производительности и другие факторы. Другим способом воздействия на оплату труда является сокращение его предложения. Это возможно при условии работы в замкнутом цехе, а рамках одной квалификации или одного лицензированного вида занятости.

Сегодня в экономике выделяют определенные группы факторов, которые значительное влияние оказали на монопсоническую структуру рынка.

Факторы, которые носят исторический характер. При перестройке одной экономической системы на другую возникали различные проблемы, которые вызывали появление монопсонии.

Классические факторы. Они имеют особую значимость, когда в государстве проводятся глобальные экономические реформы, нацеленные на либерализацию деятельности экономических субъектов.

Внешние факторы. К ним причисляются разные административные ограничения, которые касаются функционирования рынка.

По мнению многих экспертов Российский рынок труда, значительно отличается от общепринятых мировых стандартов рынков труда. Это случилось за счет того, что он формировался на протяжении десятков лет и в итоге сформировался не полностью. В процессе функционирования и становления российского рынка труда проявляется ряд специфических особенностей, которые существенно отличаются от рынка труда западных стран. Формирование российского рынка труда основывается на определённом институциональном фундаменте, на определенных правилах. Первой особенностью является обесценивание квалифицированной рабочей силы, которая становится более дешевой. Это во многом происходит из-за сокращения высокотехнологичных производств и отсутствия стимулов по внедрению новых технологий, которые действуют. В некоторых случаях на региональных рынках труда цена рабочей силы не соотносится со стоимостью рабочей силы. Для примера стоит рассмотреть среднюю заработную плату по системе высшего образования в целом по паритету покупательной способности среди преподавателей высшей школы.

К странам с более высокой средней заработной платой профессора относятся Канада (7196 долл. США), Великобритания (5943 долл. США), Италия (6955 долл. США), Саудовская Аравия (6002 долл. США). В России средняя заработная плата профессора составляет 617 долл. США. Исследования проводились ВШЭ среди 28 стран. Россия оказалась на предпоследнем месте. На последнем месте находится Армения (538 долл. США). Наряду с этим, низкая зарплата, будет являться толчком для дальнейшего и настоящего развития напряжения в социуме. Это может стать причиной покидания страны «великих умов» и перемещению квалифицированных, педагогических, научных, исследовательских кадров за рубеж[20].

Второй особенностью является то, что сложившиеся в определенной мере противоречия между наличием большого числа вакансий с одной стороны и остаточно большим числом безработных, которые могли бы заполнить существующие вакансии, однако они предпочитают иметь статус безработного.

Свидетельством этого является выявление в процессе социологического исследования верхней и нижней границы уровня безработицы. Нижняя граница – это официально зарегистрированные безработные. Верхняя граница безработицы – это число безработных среди экономически активного населения. В большинстве стран нижняя и верхняя границы уровня безработицы не различаются в такой мере как в России.

Как показывает статистика 2014-2015 гг. разница между официально зарегистрированными безработными и безработными среди экономически активного населения составила 4,0 –4,5%. По сравнению со странами Западной Европы общий уровень безработицы в России достиг 8,3% только в кризисные 2008-2009 гг., но он оказался значительно ниже уровня безработицы в Греции и Испании, уровень безработицы которых составляет 26,9% и 26,3% соответственно в 2013 году. Что касается России, то уровень безработицы в 2013-2014 гг. остается на уровне 5,5%[21].

Третьей особенностью рынка труда России является высокий уровень скрытой безработицы, которая «выплескивается» на открытый рынок труда даже в условиях относительной стабилизации в экономике. Скрытая безработица включает излишнюю численность работников предприятий, работающих в режиме сокращенного рабочего времени и в условиях «вынужденных» отпусков по инициативе руководителя организации при сохранении минимальной оплаты труда, что в конечном итоге существенно снижает эффективность труда.

Четвертой особенностью является переход скрытой безработицы в скрытую занятость, т.е. занятость в теневой экономике, которой свойственно широкое распространение устного найма работников, не закрепленного официальными документами. Скрытая безработица и теневая занятость –это два фактора, которые искажают реальный уровень безработицы в России и одновременно создают проблемы в области занятости и безработицы, поскольку способствуют установлению диспропорции между спросом и предложением на рынке труда в виду избытка предложения. Однако избыток предложения рабочей силы характерен не для всех региональных рынков труда.

Пятой особенностью российского рынка труда является его региональная асимметрия, которая свидетельствует о том, что в центральных регионах на рынке труда превалирует предложение, а в отдалённых регионах особенно северных спрос превышает предложение.

Вывод. Важнейшим элементом, который включает механизм функционирования рынка, является конкурентная борьба за потребительскую группу между производителями продуктов-аналогов. Умеренная конкуренция положительно сказывается на качестве товаров и услуг, а также является инструментом, сдерживающим неограниченный рост цен. Для населения одним из важнейших типов рынка является тот, на котором происходит оценка спроса и предложения трудовых ресурсов в стране. Механизм функционирования рынка труда немного отличается от всех остальных. Это объясняется тем фактом, что на нем осуществляется оценка и управление живыми людьми, а не материальными благами. Именно поэтому специалистам приходится учитывать психологический, социальный, религиозный и многие другие аспекты. Особенности функционирования рынка труда определяют формирующиеся на нем отношения. Так как товарами, по сути, являются возможности и навыки человека, необходимо грамотно развить мотивацию и пути повышения трудовой активности. В этом огромным помощником считается такой элемент рынка, как конкуренция. Соперничество между специалистами одного уровня за право завоевать конкретную должность способствует личностному росту участников рынка, получению дополнительных знаний в определенной области, повышению уровня квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования в заключение укажем следующие основополагающие выводы.

Структурой рынка труда является совокупность звеньев, которые взаимосвязаны и связей, которые упорядочены между ними, они характеризуют рынок труда как целую систему. Основные части рынка труда: открытый(делится на организационный и неорганизационный), потенциальный и внутрифирменный рынок труда. Открытый охватывает отрасль обращения рабочей силы в его наемной форме и трудоспособное население.

Во внутрифирменном рынке происходят отношения внутрипроизводственные между работниками и работодателями. Вместе внутрифирменный и открытый рынки труда образуют реальный рынок труда. Потенциальный рынок включает в себя трудоспособное население, которое не будет претендовать на работу на данный момент, но в случае необходимости может начать работу. Эту часть можно назвать «резервом». Вместе потенциальный и реальный рынок можно назвать совокупностью рынка труда

Элементом рыночной экономики является рынок труда, этот элемент характеризует систему трудовых отношений, он удовлетворяет потребность в рабочей силе и реализовывает права на труд. Важнейшей составляющей рыночной системы является рынок труда. Рынок труда удовлетворяет общественные потребности в факторе труда, он обеспечивает объединение личных и вещественных факторов производства и поддерживает баланс. На рынке труда происходит обмен и взаимосвязь между работодателем(владелец средств, удовлетворяет потребности на труд) и работником(выполняет намеченную работу за з/п).В качестве товара, на этом рынке, выступают эмоциональные, интеллектуальные и физические способности.

Рынок труда и его структура состоят из специфического товара – рабочей силы. Поэтому покупатель приобретает не человека, а его способность трудиться. Рассмотрим более подробно основные положения. Спрос и предложение на рынке труда формируются под влиянием ряда предпосылок, которые можно разделить на большие группы.

Спрос и предложение на рынке труда определяются куплей-продажей рабочей силы, которая способна повлиять на данный процесс и, естественно, на стоимость своих услуг.

Современный рынок труда в РФ – показатель национального благосостояния, стабильности и экономического развития страны.

Воздействие государства на рынок труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Государство регулирует работу рынка труда с помощью административных и экономических рычагов.

Целью государственного регулирования в области управления трудовыми ресурсами является эффективная занятость населения

Механизм государственного управления в социально-трудовой сфере функционирует на основе комбинирования различных форм регулирования.

Методы снижения числа безработных должны быть нацелены на поддержку населения в поиске места работы, помощи в переподготовке кадров, а также на существенное снижение уровня незанятого населения.

Можно выделить экономические и социальные факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда. К экономическим относятся динамика ВВП, инвестиции, доходы населения, уровень обеспеченности экономики денежной массой. К социальным факторам относятся динамика численности населения трудоспособного возраста и миграция населения. Вследствие миграции осуществляется плавное перемещение рабочей силы в различные регионы нашей страны, т.е. они устраиваются на работу на новом месте жительства и включаются в систему общественного воспроизводства. Миграция способствует территориальным перемещениям работников и в определенной мере решает проблемы сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Платоновой и др. - М.: Альфа-М, 2012. - 653 с.

2 Государственные закупки и конкуренция.: Учебное пособие / В.А. Галанов, О.А. Гришина, С.Р. Шибаев; Под общ. ред В.А. Галанова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 286 с.

3 Курс микроэкономики.: Учебник / Р.М. Нуреев. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 624 с.

4 Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2016. - 336 с.

5 Методы государственного регулирования экономики: Учеб. пос. / Московский Гос. Университет им. М.В.Ломоносова (МГУ) - М.: ИНФРА-М, 2011. - 300 с.

6 Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.

7 Микроэкономика: Учебник / М.Ю. Малкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 395 с.

8 Прогресс и производительность труда / Э.Н. Кузьбожев, И.Ф. Рябцева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 174 с.

9 Прогресс и производительность труда: Монография / Э.Н. Кузьбожев, И.Ф. Рябцева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 174 с.

10 Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Моногр. / А.Я.Кибанов, Ю.А.Дмитриева; Гос. Университет Управл. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 229 с.

11 Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России / К.Н. Пармененков. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 80 с

12 Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России / К.Н. Пармененков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 80 с.

13 Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.О. Аблязова, М.Г. Аверкин и др.; Под ред. А.П. Егоршина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.

14 Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов в условиях современного рынка труда: Моногр./К.М.Оганян - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 244 с

15 Филимоненко, И. В. Региональный рынок труда как индикатор экономического развития региона: монография / И. В. Филимоненко. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2016. - 90 с.

16 Хапилина С.И. Зайцев А.Г. Факторный анализ как инструмент маркетингового исследования регионального рынка труда / Интернет-журнал «Науковедение», № 2 (21), 2016

17 Экономика: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 375 с.

18 Экономика труда: Учебник / Под ред. Ю.П. Кокина, П.Э. Шлендера. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2016. - 686 с.

19 Экономика труда: Учебное пособие / Ю.М. Остапенко; Государственный Университет Управления. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.

20 Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда: Учеб. пособие / В.В. Федосеев. - 2-e изд., доп. и испр. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 144 с.

21 Экономическая теория: Учебник / Р.С. Гайсин, О.И. Кирюшин, В.Г. Кучкин, В.С. Семенович; Под ред. Р.С. Гайсина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 330 с.

[1] Курс микроэкономики.: Учебник / Р.М. Нуреев. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. с. 56

[2] Филимоненко, И. В. Региональный рынок труда как индикатор экономического развития региона: монография / И. В. Филимоненко. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2016. с. 12

[3] Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Платоновой и др. - М.: Альфа-М, 2012. с. 163

[4] Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Моногр. / А.Я.Кибанов, Ю.А.Дмитриева; Гос. Университет Управл. - М.: ИНФРА-М, 2016. с. 49

[5] Государственные закупки и конкуренция.: Учебное пособие / В.А. Галанов, О.А. Гришина, С.Р. Шибаев; Под общ. ред В.А. Галанова. - М.: ИНФРА-М, 2015. с. 88

[6] Филимоненко, И. В. Региональный рынок труда как индикатор экономического развития региона: монография / И. В. Филимоненко. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2016. с. 12 с. 19

[7] Экономика: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 с. 66 с. 9

[8] Экономическая теория: Учебник / Р.С. Гайсин, О.И. Кирюшин, В.Г. Кучкин, В.С. Семенович; Под ред. Р.С. Гайсина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 с. 146

[9] Экономическая теория: Учебник / Р.С. Гайсин, О.И. Кирюшин, В.Г. Кучкин, В.С. Семенович; Под ред. Р.С. Гайсина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 с. 146 с. 149

[10] Экономика: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 с. 66

[11] Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России / К.Н. Пармененков. - М.: ИНФРА-М, 2016. с. 7

[12] Хапилина С.И. Зайцев А.Г. Факторный анализ как инструмент маркетингового исследования регионального рынка труда / Интернет-журнал «Науковедение», № 2 (21), 2016

[13] Хапилина С.И. Зайцев А.Г. Факторный анализ как инструмент маркетингового исследования регионального рынка труда / Интернет-журнал «Науковедение», № 2 (21), 2016

[14] Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов в условиях современного рынка труда: Моногр./К.М.Оганян - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. с. 94 с. 64

[15] Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда: Учеб. пособие / В.В. Федосеев. - 2-e изд., доп. и испр. - М.: Вузовский учебник, 2016. с. 55

[16] Там же

[17] Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда: Учеб. пособие / В.В. Федосеев. - 2-e изд., доп. и испр. - М.: Вузовский учебник, 2016. с. 59

[18] Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов в условиях современного рынка труда: Моногр./К.М.Оганян - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. с. 90

[19] Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов в условиях современного рынка труда: Моногр./К.М.Оганян - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. с. 94

[20] Прогресс и производительность труда: Монография / Э.Н. Кузьбожев, И.Ф. Рябцева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015 с. 55

[21] там же

Наши рекомендации