Виды группировок и их назначение
В соответствии с основными тремя задачами, решаемыми с использованием группировок, принято выделять три основных видов группировок: типологические, структурные, аналитические.
Типологические группировки обеспечивают разграничение массовых явлений на качественно однородные совокупности. При этом качественно однородными совокупностями считаются такие, все единицы которых подчинены определенному закону развития (качеству объекта). Примерами типологических группировок могут служить расчленение при изучении народного хозяйства – на отрасли при изучении отдельной отрасли (например, связи) – на подотрасли основной деятельности (почтовую связь, телефонную связь и т.д.), при изучении предприятий отдельной подотрасли – на отдельные группы по их размерам.
Для типологической группировки не являются произвольными ни выбор признаков (для группировки по отраслям народного хозяйства – общее разделение труда в обществе, для группировки по подотраслям – частное разделение труда, то есть разделение общественного труда внутри отрасли), ни установление ее интервалов по количественному признаку (группировка предприятий по масштабам производственно-хозяйственной деятельности с учетом ряда технико-экономических показателей).
Группировки, применяемые для изучения структуры массовых явлений, называются структурными. С помощью таких группировок можно изучить состав (структуру) качественно однородной совокупности. Например, состав населения по полу, возрасту, образованию, национальности и другим признакам.
В изменении структуры массового явления отражаются важнейшие закономерности их развития. Сопоставляя изменение структуры явления за различные периоды времени можно выявить взаимосвязи варьирующих признаков. Следовательно, второй целью структурных группировок можно назвать изучение зависимостей, взаимосвязей варьирующих признаков.
Группировки, предназначенные для изучения взаимосвязей и зависимостей между явлениями и процессами, называются аналитическими. Многие массовые явления достаточно тесно взаимосвязаны между собой: себестоимость продукции зависит от производительности труда: производительность труда в свою очередь зависит от технического уровня производства и труда, квалификации работников и т.д.
Изменение любого экономического явления в конечном счете обуславливается влиянием на него других явлений, с которыми оно связано. При исследовании взаимосвязей принято явления и их признаки подразделять на факторные и результативные. Факторными называются признаки (явления), вызывающие изменение другого, зависящего от них признака (явления). Последний (зависящий) носит название результативного признака (явления).
Аналитическая группировка ставит своей целью выявить и установить количественное выражение степени связи между факторным и результативным признаками (явлениями) в конкретных условиях места и времени. Ведь один и тот же фактор в одних условиях может оказывать сильное влияние на результативный признак (явление), в других – слабое. В этом случае говорят о наличии или отсутствии связи между изучаемыми признаками (явлениями).
Аналитические группировки строятся по факторному признаку (явлению). Например, изучая взаимосвязь между производительностью труда и себестоимостью продукции предприятия следует сгруппировать по уровню производительности труда.
Пример.
Уровень п/т(млн.рб/чел) | Средняя с/ст, руб. (на 100 руб. доходов) | Количество предприятий |
До 100 | ||
100,1…200 | ||
200,1…300 | ||
300,1…400 | ||
400,1…500 | ||
500,1…600 | ||
Свыше 600,1 |
Данные приведенной аналитической группировки показывают четкую зависимость снижения себестоимости продукции от роста производительности труда.
Кроме рассмотренных выше основных видов группировок в статистическом исследовании могут быть использованы и другие.
Группировка изучаемого явления может быть произведена по одному или нескольким признакам. Если группировка образована по одному признаку, то она называется простой группировкой. Если для выделения групп берется одновременно два или более признака, при этом группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому признаку, то такая группировка называется комбинационной (сложной).
Макет комбинационной группировки:
Стаж работы, лет | Заработная плата, тыс. руб. | Итого работников, чел. | |||
До 600 | 600-800 | 800-1000 | 1000 и выше | ||
До 5 5…10 10…20 свыше 20 | |||||
Всего работников, чел |
Разрабатывая статистический материал следует помнить, что при комбинационной группировке с увеличением количества группировочных признаков весьма быстро растет число групп. Поэтому рекомендуется образовывать группы не более чем по трем признакам. При большей детализации весьма затрудняется анализ статистических данных. Ведь если в комбинированной группировке сочетаются, например, четыре признака, и причем в каждом предусмотрено по пять групп, то всего образуется 5х5х5х5=625 комбинированных групп.
В некоторых статистических исследованиях первичные, обычно комбинированные, группы тоже могут подвергаться обработке методом группировки. В этом случае группировке подвергаются не единицы совокупности, а сами первичные и комбинированные группы. Этот прием называется методом вторичной группировки.
В современной математической статистике этот прием известен под названием многомерного кластерного анализа.
Метод вторичной группировки является важным средством анализа статистических данных, переходом от формальной группировки к типологической, отражающей качественные типы, по сути дела разграничивающей качественно отличные друг от друга однородные подмножества изучаемой совокупности.
Целесообразно остановиться еще на одном виде группировки – динамической группировке.
Результаты любой группировки относятся к определенному времени. С течением времени численные соотношения групп изменяются.
Группировку, показывающую переходы из одних групп в другие (а также вход и выход из совокупности), называют динамической.
Числа переходов удобно располагать в квадратную («шахматную») таблицу.
Например, результаты экзаменов в двух сессиях:
Оценки в I сессии | Оценки в I I сессии | Всего студентов в I сессии | |||
отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно | ||
отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно | - - | - | - - | - - | - |
Всего студентов во I I сессии |
По данным таблицы видно, что (из 30 отличников по I сессии) успеваемости, 10 получили оценку «хорошо» во II сессии и т.д.