Проведение земельной реформы в Российской Федерации

Третий этап экономических реформ на территории Российской Федерации (для новой России — первый этап) начался с земельной реформы, идеи которой, основные цели, принципы и механизмы проведения впервые были закреплены в Законах РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»1 и от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 21 марта 2002 г.).
Закон «О земельной реформе» был адресован только пользователям земель сельскохозяйственного назначения — субъектам аграрного права. Целью земельной реформы было намечено перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель. На первый план выдвигалась идея реформирования колхозов и совхозов, а рациональное использование земли — в последнюю очередь.
Государство «содействует, — говорилось в Законе, — развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности» (надо полагать, на землю). Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется. Таким образом, Закон в качестве изначального постулата земельной реформы впервые закрепил, опережая Конституцию РСФСР (1978 г.), в качестве новой формы собственности на землю частную и ее разновидность — невиданную нигде в мире коллективно-долевую форму собственности.
Далее в Законе были даны категории субъектов с разными титулами и целями землепользования:
1) собственность граждан — земля предоставлялась для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;
2) право граждан на пожизненное наследуемое владение земельными участками либо на использование, в том числе на аренду;
3) земельные участки могли быть предоставлены колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества в коллективную (совместную или долевую) собственность; при этом каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства был наделен правом получения своей доли в виде земельного участка.
Все приведенные нормы были сформулированы в Законе РСФСР «О земельной реформе» в диспозитивной форме по принципу «могут», т. е. всем субъектам предоставлялось право выбора — реформироваться или остаться в прежнем положении. Однако ст. 7 Закона предусматривала совсем иное: до юридического закрепления земельных участков в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками, но на срок не более двух лет с момента вступления в силу данного Закона, по истечении которого названное право утрачивается. В приведенной норме не все ясно, однако ее императивность, обязывание в двухлетний срокреформироваться в земельных отношениях просматривается явно1.
Передача земли в собственность гражданам должна была производиться бесплатно для ведения:
1) крестьянского хозяйства и формирования коллективно-долевой собственности в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе;
2) личного подсобного хозяйства — в пределах норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов;
3) садоводства и животноводства — все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
В остальных случаях (приобретение дополнительных земельных участков, создание новых садоводческих и других организаций на обычных сельскохозяйственных землях) земельные участки предоставлялись за плату.
Закон закрепил также платность использования земли с помощью земельного налога.
Закон не предусматривал права распоряжения собственниками земельных участков, кроме передачи по наследству. Наоборот, был объявлен мораторий на куплю-продажу земельных участков сроком на 10 лет (в последующем этот вопрос мог быть пересмотрен Съездом народных депутатов квалифицированным большинством голосов или всенародным голосованием (референдумом)). Допускалась продажа земли или иное ее отчуждение только государству.
Возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам (по современной терминологии «реституция») не допускался, они могли получитьземельные участки в собственность на общих основаниях. Исключалась также передача земельных участков в собственность иностранным гражданам.
Проведение земельной реформы предусматривалось в два этапа: на первом необходимо было выявить потребности граждан, сформировать фонд перераспределения земель, установить ставки земельного налога и цены земли, на втором — фактически осуществлять реформу.
Таким образом, в Законе РСФСР «О земельной реформе» была фактически сконструирована полная модель земельной реформы, основанная на переводе государственной собственности на землю в частную, воспроизведенная в последующих законах и иных нормативных правовых актах с разной степенью изменения. Этот Закон (как и все другие земельно-правовые акты) утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведенииземельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Однако его роль в судьбе сельского хозяйства и всего общества оказалась в основном негативной.
В Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» была также предусмотрена схема раздела земель колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств в двух вариантах:
а) выдача колхозникам, работникам совхозов денежных акций (с правом наследования и получения дивидендов), удостоверяющих долю каждого из них в стоимости сельскохозяйственных угодий;
б) условный раздел земли между членами коллектива на паи (с правом наследования и получения дивидендов).
Однако такое решение экономически и юридически было несостоятельно, противоречило специальному Закону РСФСР «О земельной реформе» и потому не имело юридической силы.
В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. были воспроизведены нормы Закона «О земельной реформе»: о гражданах как субъектах частной собственности на землю и видах ее целевого назначения; о коллективно-долевой собственности на земельные участки; о моратории на продажу и иное отчуждение земельных участков (ст. 12 Конституции РСФСР).
Но Земельным кодексом РСФСР в отличие от Закона «О земельной реформе» приватизация земель колхозов и других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, предлагалась как альтернатива, т. е. им лишь предоставлялось право (по формуле «могут») трансформировать земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, в коллективную (совместную или долевую) собственность и только по решению общего собрания работников (членов) коллектива (ст. 8, 9), поскольку названные субъекты, равно как совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия согласно ст. 12 имели право и впредь пользоваться земельными участками, предоставленными им ранее (или вновь) в постоянное (бессрочное) пользование.
Особое внимание следует обратить на следующие особенности Земельного кодекса РСФСР.
1. Кроме права наследования и трех случаев возможной передачи земельных участков гражданами (их собственниками) в аренду (временная нетрудоспособность, призыв на военную службу, поступление на учебу) сроком на пять лет и наследование несовершеннолетними детьми никаких правомочий распоряжения земельными участками не предусматривалось. Аренда допускалась лишь у местных Советов народных депутатов в форме краткосрочной (для выпасов, сенокошения и др.) до 5 лет и долгосрочной — до 50 лет.
2. Кодекс не предусматривал права собственности юридических лиц (в ст. 6, 13 собственниками земельных участков ошибочно назывались колхозы).
В последующих нормативных правовых актах некоторые направления земельной реформы изменялись.
1. Расширен перечень категорий граждан, получивших право собственности на земельную долю (кроме работающих в сельскохозяйственных организациях, пенсионеров, постоянно проживающих на их территориях, и лиц, занятых в социальной сфере). В их число вошли работавшие ранее в хозяйстве, временно отсутствующие (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные из этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г. (согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), а также руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации, руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые получили право собственности на земельные участки за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель согласно Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».
2. «Раскрепощалось» право распоряжения всеми собственниками земельных участков и земельных долей:
а) сняты ограничения на куплю-продажу земельных участков сугубо потребительского назначения (Закон РФ от 23 декабря 1992 г. « О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»);
б) с 1 января 1992 г. гражданам, владеющим земельными участками на правах собственности, разрешена их продажа другим гражданам и оформление в местной организации в следующих случаях: при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет); при получении земли в порядке наследования; при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения; при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе (Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»);
в) установлено абсолютное право частной собственности на земельные участки и земельные доли с полным набором правомочий по распоряжению ими: продажа, передача по наследству, дарение, сдача в залог, аренду, обмен, передача в качестве взноса в уставные (паевые) фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями; дано разрешение на продажу земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации (Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»).
Таким образом, на этой стадии (в канун принятия новой Конституции РФ) земельная реформа достигла своего апогея — вовлечение земельных участков в качестве товара в свободный рынок с использованием конкурсов и аукционов. Земельные участки, как и все прочно с ними связанное, отнесены к недвижимости, и потому все сделки должны регулироваться гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.
Итак, правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления (1991-1993 гг.) ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан (98% земельных участков хозяйственных обществ и 99,1% — сельскохозяйственных кооперативов, т. е. в собственность юридических лиц передано соответственно 2 и 0,9%), а затем после принятия Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 — в собственность владельцев крупного капитала, далеких от сельскохозяйственной деятельности. Абсолютная свобода распоряжения земельными участками без каких-либо ограничений, которая нигде в мире не существует, нанесла непоправимый ущерб сельскохозяйственным организациям, разрушила их как единые технологические комплексы, привела к невосполнимой утрате плодородия почв, нарушению требований охраны окружающей среды.
Мораторий на продажу земли в течение 10 лет, закрепленный в первых законах РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и в ст. 12 Конституции РСФСР (1978 г.), был вначале сведен на нет (первый Указ Президента РФ), а затем полностью проигнорирован.
Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период с 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась ст. 36 (п. 2) Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это первая в российском законодательстве сложная частнопубличная норма, отражающая, хотя и не в полной мере, социальную функцию собственности на землю, которая занимает основополагающее место в зарубежном законодательстве.
Так, ст. 14 основного закона Федеральной Республики Германия гласит: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу». О социальной функции собственности на землю говорится в конституциях ряда государств Южной Америки. К примеру, ст. 22 Конституции Республики Боливия закрепляет правило: «Частная собственность гарантируется, пока она используется не вопреки общественным интересам. Изъятие частной собственности возможно ... в случае общественной необходимости или в случае, когда частная собственность не соответствует принципу социальной функции собственности». Более развернутое определение значения и понятия социальной функции дано в Конституции Республики Бразилия (ст. 186): «Социальная функция выполняется тогда, когда сельская собственность отвечает в соответствии с критериями и уровнями, установленными законом, одновременно следующим условиям: I. Рациональное и адекватное использование; II. Адекватное использование находящихся в распоряжении природных ресурсов и сохранение окружающей среды; III. Соблюдение положений, регламентирующих трудовые отношения; IV. Использование, благоприятствующее благосостоянию собственников и трудящихся». Социальная функция собственности (в общем плане) закреплена также в Конституции Республики Эквадор (гл. 4): «Собственность, в любой из ее форм и пока она выполняет социальную функцию, представляет собой право, которое государство признает и гарантирует для организации экономики».
В приведенных примерах подчеркивается значение социальной функции как всеобщего принципа функционирования собственности независимо от ее форм и предмета. Но этот принцип играет особую роль в реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, призванные самой их природой служить обществу, всему населению, поскольку они являются, во-первых, единственным источником обеспечения его продуктами питания и сырьем для одежды, и, во-вторых, природным объектом, а не рукотворным результатом, в силу естественного права объективно должны удовлетворять публичным требованиям. Поэтому в законодательстве зарубежных стран не существует абсолютного права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, право распоряжения ими существенно ограничивается требованиями, вытекающими из социальной функции собственности на землю: 1) не допускать создания латифундий и дробления участков за пределами норм, установленных законодательством; 2) не нарушать интересы иных лиц; 3) вести рациональное и эффективное использование земли, что означает требование сохранять и улучшать плодородие почв, вести земледелие (а равно и животноводство) таким образом, чтобы население страны было обеспечено продовольствием и иной продукцией сельского хозяйства в необходимом количестве и ассортименте, высокого качества и с наименьшими издержками, обусловливающими снижение или стабилизацию потребительских (розничных) цен; 4) не нарушать правила охраны окружающей среды и др. Поэтому предъявляются особые требования к квалификации приобретателя прав при любых сделках с земельными участками в форме наличия соответствующего образования, практического опыта эффективного ведения сельского хозяйства, к его дееспособности (ограничение предельного возраста). В ряде государств предусмотрены и иные ограничения: в целях борьбы со спекуляцией установлен мораторий на продажу земельных участков разной продолжительности.
В российском земельном законодательстве первого периода реформ, как уже отмечалось, не закреплялись названные требования социальной функции собственности, за исключением общих правил охраны окружающей среды, установленных в экологических нормативных правовых актах. В данном периоде можно отметить первую попытку внести ограничения в процесс реализации права собственности, и то лишь на земельную долю, что соответствовало п. 2 ст. 36 Конституции РФ, обязывающему не нарушать прав и законных интересов иных граждан. Речь идет о выборе местоположения земельного участка, выделяемого в натуре при реализации права на земельную долю.
По Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»1 (ст. 10) местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей. Однако согласно постановлению Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственниковземельных долей и имущественных паев»2 не позднее чем через месяц со дня подачи заявления о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей. Если между собственниками и заявителями достигнуто согласие по вопросу выделения земельных участков в счетземельных долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков. Решения принимаются единогласно. Протокол подписывают представители собственников, каждого заявителя и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. При наличии разногласий между собственниками и заявителями или между несколькими заявителями по поводу выделения земельных участков, а также при отсутствии согласия о способе определения местоположения этих участков спор разрешается в суде в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством. Протокол представляется в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит основанием для ясности границ земельных участков.
В приведенных правовых решениях прослеживается соблюдение режима общей долевой собственности, прописанного в Гражданском кодексе РФ.
На современном этапе развития земельной реформы с 2001 г. правило единогласия собственников земельных долей при решении вопроса о местонахожденииземельного участка, при выделении его в натуре в счет земельной доли в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)3 нарушено. Согласно ст. 13 участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников или опубликовать сообщение в средствах массовой информации с указанием местоположения выделяемого земельного участка, а также требования направлять возражения в письменной форме. Оба способа уведомления участников долевой собственности и тем более их возражения практически нереальны. Не обеспечивается даже квалифицированным большинством голосов решение фбщего собрания участников долевой собственности о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в долевой собственности, связанного с межеванием, установлением границ участков, принимаемого по правилам, прописанным в ст. 14 Закона, где оно считается принятым при голосовании за него участниками, владеющими более 50% долей от их общего числа.
Современный этап земельной реформы характеризуется четкой установкой на завершение приватизации земель, используемых приватизированными несельскохозяйственными предприятиями на праве постоянного (бессрочного) пользования, в 2009 г. или на перевод их на арендные условия землепользования. Что касается сельскохозяйственных организаций (негосударственных и унитарных), то согласно принятым субъектами Федерации законам об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация их земельных участков в ряде регионов будет осуществляться намного позже и затянется на несколько лет (см. гл. II).
Особого внимания заслуживает новелла федерального законодательства о том, что не только государственные и муниципальные унитарные, но и казенные предприятия могут не приватизировать земельные участки, а переоформлять право пользования ими на условиях аренды.

ТЕМА 2.2 Понятие земельного баланса

Земельный баланс – система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года. Он содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель. Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

  • изменений в составе земель,
  • данных съемок и обновления картографических материалов,
  • данных земельно-кадастровых документов и книг,
  • земельного баланса предыдущего года,
  • материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,
  • бонитировки почв и экономической оценки земель,
  • данных государственного контроля за использованием земель,
  • решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,
  • передачи их в собственность и предоставлении в пользование,
  • данных инвентаризации земель,
  • актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель,
  • материалов графического учета текущих изменений и т.д.

В земельном балансе выделяют земли используемые землепользователями и собственниками земли за пределами административно-территориальных единиц, а также землепользователями и владельцами земли на территории других административно-территориальных единиц.

Основные документы земельного баланса: отчет о наличии земель и распределении их между землепользователями, собственниками земли и угодьями - форма 6-зем. Аналогичные отчеты составляют для орошаемых (форма 6-зем) и осушенных земель (форма 6б-зем). К отчетов форм 6-зем, 6-зем, 6б-зем подают приложения, среди которых справка об изменении площадей сельскохозяйственных угодий всех категорий земель (с землями в собственности и пользовании граждан включительно), отчет о земле, отведенной предприятиям, организациям и учреждениям для несельскохозяйственных нужд в постоянное и временное пользование, отчет о возвращении предприятиям, организациям и учреждениям земель, предоставленных для несельскохозяйственных нужд, пояснительная записка, решение соответствующего совета народных депутатов об утверждении отчета с предложениями по устранению недостатков в использовании земель и т.п. Землепользователей и собственников земли в этих формах объединяют в группы:

  • сельскохозяйственные предприятия,
  • граждане, которым предоставлены земли в собственность и пользование,
  • жилищно-эксплуатационные организации,
  • учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, торговли, быта, общественные организации и др.,
  • предприятия, организации, учреждения промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,
  • организации, учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения,
  • лесохозяйственные предприятия,
  • водохозяйственные предприятия,
  • предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам,
  • совместные предприятия, международные объединения и организации с участием украинских и иностранных юридических и физических лиц,
  • земли государственной собственности, предоставленные в собственность или пользование (запас общего пользования, резервного фонда населенного пункта).

· Разработка подходов к эффективному управлению экологическими проектами в сфере землепользования является одной из актуальных задач современного рационального природопользования. Применение технологии управления экологическими проектами в сфере землепользования – первый шаг на пути к эффективному управлению эколого-экономическими системами, достижению рационального природопользования, обеспечению экологической безопасности и улучшению качества земельных ресурсов.

· Множество проектов, реализуемых в результате хозяйственной и иных видов деятельности, неразрывно связаны с использованием в различных целях земельных ресурсов. При реализации таких проектов основным критерием их эффективности является экономическая целесообразность, а социально-экологическая имеет второстепенное значение и финансируется по остаточному принципу.

· В ходе работы были изучены современные информационные технологии анализа систем управления землепользованием, с помощью метода многокритериальной оценки на базе теории ориентированных графов построена концептуальная метамодель системы управления землепользованием и выявлено влияние факторов, определяющих эффективность землепользования, на уровень экологической безопасности осуществляемой деятельности.

· В работе было применено экспертное моделирование для определения весовых коэффициентов компонентов вышеуказанной метамодели системы землепользования. В экспертную группу входили специалисты, имеющие профильное образование и ученую степень в области экологии и экономики природопользования. Разработана методика оптимизации управления экологическими проектами в сфере землепользования основанная на методах динамического программирования.

· Применение метода многокритериальной оценки системы землепользования РФ на базе теории ориентированных графов позволило рассмотреть земельные отношения как многокомпонентную систему, состоящую из 7 элементов, содержащих 26 факторов. Проведенные исследования показали, высокую степень адекватности разработанной модели и достоверность прогноза поведения реальной системы землепользования. Анализ экологических, экономических, социальных, информационных и других элементов системы позволил увеличить число альтернатив выбора управляющих вершин для достижения поставленных целей. В ходе исследований особое внимание уделялось уровню профессиональной подготовки членов экспертной группы и участников проекта. Установлено, что основными управляющими критериями в системе земельных отношений должны быть социальный, юридический и информационный элементы, способствующие формированию рационального и безопасного использования земельных ресурсов.

· Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляют в соответствии с Федеральным законом «О Государственном земельном кадастре», положением о Федеральной службе земельного кадастра России, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

· Отчет составляют один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

· Отчетной документацией являются формы федерального государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, утвержденные постановлением Госкомстата России, а так- же приложения к статистическим формам и таблицы.

· Отчет о наличии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

· Одна из основных целей ведения Государственного земельного кадастра - информационное обеспечение государственного и муниципального управления земельными ресурсами.

· Отчет о наличии и распределении земель является документом, содержащим обобщенные сведения о землях в границах территорий (поселений, административных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации), необходимые для управления земельными ресурсами, включая формирование налоговой и инвестиционной политики. Отсюда объектом учета для целей составления данного отчета являются соответствующие земельные фонды административно-территориальных образований.

· Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет и документацию по ведению текущего учета земель, - это принцип баланса.

· В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного обязательно влечет изменение другого, и связь между показателями выражается в форме равенства итогов (в данном случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории).

· Таким образом, при сравнении качественных и количественных изменений в земельном фонде используют балансовый метод анализа, который предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей (семь категорий земель и виды угодий) с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, что в дальнейшем используют для расчетов и прогнозирования.

· Заполненные формы отчета представляют собой земельный бланс района (города). Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (г Правительство Российской Федерации постановляет:

· 1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений

· Наименование - Федеральная целевая программа "Создание

· Программы автоматизированной системы ведения

· государственного земельного кадастра

· и государственного учета объектов

· недвижимости (2002 - 2008 годы)".

· В рамках Программы реализуются подпрограмма

· "Информационное обеспечение управления

· недвижимостью, реформирования и регулирования

· земельных и имущественных отношений"

· и подпрограмма - "Создание системы кадастра

· недвижимости (2006 - 2011 годы)"

· (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.09.2005 N 560,

· от 29.12.2007 N 1009)

· (см. текст в предыдущей редакции)

·

· Наименование, - распоряжение Правительства Российской Федерации

· номер и дата от 15 марта 2001 г. N 369-р

· принятия

· решения о

· разработке

·

· Цель Программы - целью Программы является создание· автоматизированной системы ведения· государственного земельного кадастра и· государственного учета объектов недвижимости,· обеспечивающей эффективное использование земли· и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и· стимулирование инвестиционной деятельности на· рынке недвижимости в интересах удовлетворения· потребностей общества и граждан, а также· создание системы государственного кадастра· недвижимости, обеспечивающей гарантии прав· собственности и иных вещных прав на недвижимое· имущество, формирование полного и достоверного· источника информации об объектах недвижимости,· совершенствование государственных услуг,· оказываемых организациям и гражданам, а также· органам государственной власти и органам· местного самоуправления

Развитие новых земельных отношений требует разработки и внедрения современных технических средств, методов и технологий ведения государственного кадастра и землеустройства. В настоящее время перед комитетом по земельным ресурсам и землеустройству стоит сложная задача -создание и ведение автоматизированного земельного кадастра. Требуется внедрение единых кодов категорий земель, единых символов обозначений объектов, единых стилей линий и других параметров для векторизации карт.

Состав документов государственного земельного кадастра.
Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы, и их ведение осуществляется на русском языке.
Состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

Основные документы государственного земельного кадастра

подразделяются на:

- Государственный реестр земель кадастрового района (ГРЗ КР);

- Дежурные кадастровые карты (планы);

- Журналы учета кадастровых номеров;

- Кадастровые дела.

Назначение основных документов и их полное и сокращенное

наименование приведены в таблице 1.

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ГЗК

------------------------------------------------------------------

| Полное | Сокращенное | Основное назначение |

| наименование | наименование | |

|-----------------|--------------|-------------------------------|

|Государственный |ГРЗ КР |Проведение государственного |

|реестр земель | |кадастрового учета земельных |

|кадастрового | |участков |

|района | | |

|-----------------|--------------|-------------------------------|

|Дежурная |ДКК |Документирование актуальных |

|кадастровая карта| |сведений о границах земельных |

|(план) | |участков, учтенных в ГРЗ КР |

|-----------------|--------------|-------------------------------|

|Журнал учета |ЖКН |Учет кадастровых номеров, |

|кадастровых | |присвоенных земельным участкам |

|номеров | |в кадастровом районе |

|-----------------|--------------|-------------------------------|

|Кадастровое дело |КД |Организация архивного хранения |

| | |совокупности документов, на |

| | |основании которых проводится |

| | |государственный кадастровый |

| | |учет и формируются сведения в |

| | |ГРЗ КР и ДКК |

------------------------------------------------------------------

Производные документы государственного земельного кадастраподразделяются на: - кадастровые планы земельных участков (выписки из ГЗК) в объеме,соответствующем характеру запрашиваемых сведений; - справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованномурегламенту; - перечни земель, находящихся в собственности РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; - статистические отчеты; - производные кадастровые карты (планы); - другие справочные и аналитические документы.


Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках:
кадастровые номера;
местоположение (адрес);
площадь;
категория земель и разрешенное использование земельных участков;
описание границ земельных участков, их отдельных частей;
зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
3 Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

ТЕМА 2.2.ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО БАЛАНСА

2 Ведение земельного баланса.

Положение

о рабочей группе по созданию системы ведения земельного баланса в Российской Федерации на основе автоматизированной обработки данных Единого государственного реестра земель

1. Общие положения

1.1. Рабочая группа создается с целью подготовки и реализации проекта создания в Российской Федерации системы ведения земельного баланса (далее – проект).

1.2. Рабочая группа формируется из специалистов центрального аппарата Роснедвижимости, специалистов подведомственных Роснедвижимости организаций, а также других министерств и ведомств, привлекаемых к работе над проектом в рамках межведомственных соглашений.

1.3. Рабочую группу возглавляет руководитель Рабочей группы – заместитель руководителя Роснедвижимости. Руководитель Рабочей группы имеет двух заместителей. В состав Рабочей группы входит ответственный секретарь и члены Рабочей группы.

1.4. Состав рабочей группы устанавливается индивидуальным правовым актом Роснедвижимости.

1.5. В своей деятельности Рабочая группа руководствуется:

- Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

- Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

- Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 846;

- другими нормативными актами в области государственного кадастрового учета;

- настоящим Положением.

2. Основные задачи и функции Рабочей группы

К основным задачам Рабочей группы относятся:

2.1. Координация и контроль за ходом выполнения работ в рамках намеченных мероприятий по реализации проекта.

2.2. Анализ и оценка выполненных работ, а также разработка на их основе соответствующих предложений по развитию проекта.

2.3. Организация работ по внедрению и сопровождению автоматизированной системы формирования и ведения земельного баланса в Российской Федерации.

2.4. Организация и осуществление работ по созданию методической базы (в случае соответствующего поручения органа правового регулирования - нормативной правовой базы), а также разработке системы показателей, документов и инструментальных средств формирования и ведения земельного баланса в Российской Федерации.

Рабочая группа с целью выполнения возложенных на нее задач:

2.5. Осуществляет планирование мероприятий по реализации проекта;

2.6. Разрабатывает планы-графики работ по реализации намеченных мероприятий;

2.7. Осуществляет выполнение плановых работ собственными силами, а также организует участие соисполнителей указанных работ в установленном порядке;

2.8. Рассматривает разработанные в соответствии с планом работ проекты нормативных правовых, методических, технических документов и технологических решений, а также осуществляет организационные и технические работы по введению в действие одобренных в установленном порядке документов и технологических решений;

2.9. Обеспечивает сбор и анализ информации о ходе работ по реализации намеченных мероприятий и выполнении утвержденных планов-графиков работ с целью оценки достаточности принимаемых мер и выработки предложений по развитию проекта;

2.10. Организует работы и осуществляет подготовку соответствующих документов по межведомственному взаимодействию в рамках реализации проекта;

2.11. Осуществляет подготовку предложений по финансовой и организационной стратегии создания системы ведения земельного баланса;

2.12. Осуществляет подготовку предложений по включению работ, обеспечивающих создание системы земельного баланса, в состав работ, выполняемых в рамках федеральных целевых программ.

3. Организация работы Рабочей группы

3.1. Организация работы Рабочей группы предусматривает назначение членов Рабочей группы ответственными за выполнение отдельной задачи или комплекса задач, темы или комплекса тем (далее – сфера деятельности), относящихся к различным предметным областям.

3.2. Члены Рабочей группы, ответственные за определенные сферы деятельности, в пределах своей компетенции разрабатывают перечень необходимых мероприятий и систему мер по их реализации, а также вносят соответствующие предложения в планы работ по созданию в Российской Федерации системы формирования и ведения земельного баланса.

3.3. Организация работ и подготовка материалов членами Рабочей группы осуществляется в соответствии с установленными для них сферами деятельности и Планом-графиком работ, утвержденным руководителем Рабочей группы.

3.4. Координация и контроль за ходом выполнения работ по всем направлениям деятельности, а также подготовка итоговых материалов осуществляется ответственным секретарем Рабочей группы.

3.5. Подготовленные членами Рабочей группы материалы рассматриваются руководителем Рабочей группы, а при необходимости – на заседаниях Рабочей группы. Рассмотренные и принятые к реализации материалыудостоверяются подписями руководителя Рабочей группы и его заместителями.

3.6. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости. В целях оперативного решения вопросов руководство Рабочей группы может проводить заседания Рабочей группы в неполном составе, при этом в заседании Рабочей группы должно участвовать не менее трех членов Рабочей группы.

3.7. Заседания Рабочей группы проводит ее руководитель. При временном отсутствии руководителя Рабочей группы его полномочия исполняет заместитель руководителя Рабочей группы.

3.8. Дата, повестка дня и порядок проведения очередного заседания определяются руководителем Рабочей группы в соответствии с планом работ Рабочей группы и с учетом предложений членов Рабочей группы, и доводится до членов Рабочей группы ответственным секретарем.

3.9. Предложения членов Рабочей группы к проекту повестки дня заседания представляются ответственному секретарю Рабочей группы не менее чем за пять рабочих дней до даты заседания.

3.10. Материалы к заседанию Рабочей группы предоставляются членам Рабочей группы не менее чем за три рабочих дня до даты заседания.

3.11. Решения Рабочей группы оформляются протоколом и подписываются руководителем Рабочей группы.

3.12. План работ Рабочей группы по реализации намеченных мероприятий составляется на год на основе предложений членов Рабочей группы, включающих обоснование необходимости рассмотрения указанных вопросов, и утверждаются руководителем Рабочей группы.

4. Документация Рабочей группы

4.1. В состав документации Рабочей группы входят протоколы, решения, планы, графики выполнения работ, а также материалы, подготовленные членами Рабочей группы в процессе реализации проекта, рассмотренные и утвержденные руководством Рабочей группы.

4.2. Ведение и хранение документации Рабочей группы обеспечивает ответственный секретарь.

4.3. Копии документов о деятельности Рабочей группы передаются в Управление информационных технологий кадастра.

ТЕМА 3.1 Стратегическое развитие территории.

1. Проблемы формирования рационального стратегического развития территории.

Наши рекомендации