Барьеры социально-экономического характера
Вопрос 3. Барьеры входа–выхода фирм на отраслевой рынок
Рассматривая структуру отраслевого рынка, мы исходили из того, что в его границах действует определенное количество фирм, которые формируют предложение изделий на рынке и фиксированное число покупателей. Фирм может быть много или мало, потребителями их продукции может быть незначительное число крупных или множество мелких покупателей. Но главное, что ранее предполагалось: число участников рынка конечно и неизменно. В подразделе будут рассмотрены вопросы, связанные с расширением или сужением числа агентов отраслевого рынка, иными словами, переходим к рассмотрению одной из существенных характеристик структуры рынка – барьерам входа–выхода фирм на отраслевой рынок.
Большое влияние на рыночную структуру и последующее функционирование фирм оказывает свобода входа и выхода их на отраслевой рынок. На разных рынках высота и длительность действия барьеров входа–выхода различны. Степень свободы входа и выхода на рынок является также величиной переменной и во многом определяет движение фирм на рынках, что в свою очередь может иметь разные результаты. Одни рынки весьма динамичны, другие – более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.
Вход новых фирм на рынок может вызвать изменения в рыночной ситуации, а именно усилить конкуренцию и давление на уже действующие на рынке фирмы, и таким образом заставлять последние повышать эффективность производства и приспосабливаться к изменениям или искать другие более адекватные для них рынки. Вход новых фирм может также способствовать внедрению новых продуктов и технологий.
Условия входа фирм на рынок определяются разными факторами, в связи с чем входные барьеры классифицируются по видам. В частности, доминирующее положение фирмы на рынке может быть ею использовано для создания стратегического вида барьеров и установления монопольно высоких цен. На многих российских отраслевых рынках широко представлены, например, административные барьеры входа, что является специфической чертой экономики страны. В связи с этим актуальным представляется рассмотреть в данной теме сущность и виды барьеров входа в отрасль, различные типы структурных барьеров и факторы, влияющие на вход и выход фирм на рынок.
Вопросы
q Барьеры входа на отраслевой рынок.
q Классификация рынков по уровню входных барьеров.
q Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок.
q Показатели статистики входа–выхода фирм на рынок.
3.1 Барьеры входа на отраслевой рынок
Попытка объяснить феномен, что на отдельных отраслевых рынках у фирм устойчиво и систематически норма прибыли выше, чем на других рынках, приводит к предположению, что здесь могут иметь место преграды для входа новых фирм на этот рынок, препятствующие им использовать благоприятную рыночную ситуацию. Этому феномену, позволяющему действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов, Д. Бэйн дал название входного барьера. В работах Эдварда Чемберлина также исследовались вопросы потенциальной конкуренции и связанные с ней затруднения входа фирм на отраслевой рынок. В них была показана решающая роль степени затруднения входа на рынок в установлении зависимости между кривыми издержек и выручки фирмы. Позднее появились работы других экономистов.
В результате исследований данной проблемы были предложены альтернативные трактовки барьеров входа.
Барьеры могут возникать в результате действия самых разных факторов. Поведение уже действующих фирм с целью не допустить новые компании на рынок приводит к созданию стратегических барьеров. Препятствовать входу могут как факторы объективного характера (например, неразвитость инфраструктуры, низкий платежеспособный спрос населения и другие), так и особого рода препятствия, а именно, административные и гражданские барьеры. Административные являются результатом сознательной деятельности государства, а гражданские – результатом деятельности общества. Эти барьеры можно выделить в особую группу по причине их специфического характера. Прежде всего это касается гражданских барьеров, которые также можно разделить на два типа: действующие в рамках закона и вне его, т.е. криминальные. К законным можно отнести, например, деятельность отраслевых союзов, объединений, ассоциаций, роль которых на западных рынках достаточно велика. Таким образом, можно заключить, что под барьерами входа–выхода фирм на рынок понимается совокупность факторов объективного и субъективного характера, которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют ее выходу с рынка без существенных потерь [2, 12].
3.2 Классификация рынков по уровню входных барьеров
Д. Бэйн в своей работе рассмотрел вопрос о наличии барьеров (barriers) входа и выхода фирм на рынок [10]. Он предложил классификацию отраслевых рынков в зависимости от уровня барьеров входа: легкий, неэффективно или эффективно затрудняемый вход, а также блокированный вход фирмы на рынок.
Отраслевые рынки с легким входом фирм предполагают отсутствие фактического или потенциального конкурента на рынке, у которого имеются какие-либо преимущества в затратах. Любая попытка повысить цену сверх суммы минимальных средних затрат влечет за собой вход на рынок нового конкурента. Тип конкуренции здесь близок к совершенной, и фирмы конкурируют на нем так, как будто и нет угрозы входа нового конкурента. На таких рынках наблюдается высокая мобильность капиталов, сравнительная свобода в приобретении ресурсов и цена, как правило, стремящаяся к равновесной.
На отраслевых рынках с неэффективно затрудняемым или предоставляемым входомотдельные укоренившиеся фирмы могут иметь преимущества в затратах, которые они, как правило, используют, повышая цены чуть выше издержек. Но, с точки зрения долгосрочного периода, действующим фирмам выгоднее позволить новичкам войти, нежели нести затраты по возведению барьеров входа. В краткосрочном же периоде у отдельных фирм имеет место отрыв цены от предельных издержек. Действующая фирма оценивает выигрыш от возможного получения прибыли в длительном периоде с учетом дисконта и потерь текущего периода, связанных с затратами по возведению барьеров входа. Как правило, эта разница несущественна в отраслях с предоставляемым входом фирм на рынок.
Если же имеет место обратная ситуация, то мы находимся на отраслевом рынке со сдерживаемым, или с эффективно затрудняемым входом. Действующая фирма на этом рынке ведет себя так, чтобы эффективно мешать входу новичков. На таких рынках в долгосрочном периоде цены выше предельных издержек. Здесь наверняка присутствует доминирующая фирма.
И, наконец, отраслевые рынки с блокированным входом характеризуются тем, что цена, максимизирующая прибыль в краткосрочном периоде, сама по себе недостаточна для стимулирования новичков ко входу на рынок. Рынок, как правило, мало привлекателен для мелких фирм, поскольку для входа на этот рынок требуются значительные инвестиционные ресурсы. Здесь действующие фирмы конкурируют обычно так, как будто и нет угрозы входа новичков. Число участников такого рынка, как правило, стабильно, и в большинстве случаев на рынках с блокирующим входом функционирует фирма – естественный монополист.
Принято различать два вида барьеров: стратегические, т.е. формируемые в результате поведения фирм, и структурные, или нестратегические, т. е. те, которые по большей части не поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта. Нестратегические барьеры обусловлены фундаментальными условиями функционирования отрасли, факторами объективного характера, в большинстве случаев, они не зависят от поведения фирмы. К нестратегическим могут быть отнесены три группы барьеров: социально-экономические, правительственные и гражданские.
3.3 Виды нестратегических (структурных) барьеров входа фирм на рынок
Барьеры социально-экономического характера
В экономических системах с развитыми товарными отношениями, где рынок насыщен продукцией, барьером является установившаяся емкость рынка, или ограниченность спроса. Фирмы всегда учитывают фактор емкости рынка при проработке вопроса о выходе на отраслевой рынок. Высокий уровень предложения продукции и устоявшаяся платежеспособность покупательского спроса также являются препятствием для освоения отраслевого рынка потенциальными конкурентами, поскольку рынок становится малоприбыльным и предполагает повышенный инвестиционный риск. Кроме того, при устоявшейся емкости рынка и неменяющейся платежеспособности, импортные поставки могут рассматриваться как увеличение уровня социально-экономического барьера для отечественных предпринимателей. Следовательно, факторы, влияющие на высоту такого социально-экономического барьера, как емкость рынка, могут быть следующие:
- степень насыщенности отраслевого рынка продукцией;
- фиксированность платежеспособности населения;
- интенсивность деятельности на рынке иностранных конкурентов.
Уровень данного барьера может быть оценен как отношение минимально эффективного выпуска (годичный объем выпуска, при котором достигается минимальный уровень долгосрочных издержек) к количеству проданного и потребленного продукта за год.
Положительный эффект масштаба, который проявляется в снижении долгосрочных средних издержек по мере роста объема производства и определяет минимальный эффективный объем выпуска q1 (см. рис. 2.1), также может быть серьезным препятствием входа на рынок. При min эффективном объеме выпуска (МЭВ) средние издержки соответствуют своему минимальному уровню. Отрезок [q1, q2] характеризуется постоянной отдачей от масштаба, когда увеличение объема производства не изменяет издержки на единицу продукции. Графически этот случай представлен горизонтальным отрезком кривой долгосрочных средних издержек. Для объема производства, превышающего q2, средние издержки увеличиваются по мере его роста, что соответствует отрицательной отдаче от масштаба.
Предположим, что условия на рынках капитала таковы, что новые фирмы могут занять достаточный объем финансовых средств, чтобы финансировать вход на рынок так долго, пока он является прибыльным. Также допустим, что все фирмы имеют доступ к соответствующей (необходимой) технологии. При таких предпосылках положительный эффект масштаба действует как барьер входа, если в отрасли остался неудовлетворенный спрос в количестве, равном объему производства только небольшого числа фирм, каждая из которых выпускает достаточный для минимизации средних издержек объем продукции.
|
Q1 q2 Объем выпуска
Рис. 4.1 Кривая долгосрочных средних издержек
Если каждая фирма имеет кривую долгосрочных средних издержек, аналогичную изображенной на графике, то она должна выпускать и продавать продукцию, по крайней мере, в объеме q1, т.е. на уровне МЭВ, чтобы обеспечить минимальные возможные издержки. Количество фирм, производящих продукт, по крайней мере, на уровне МЭВ, зависит от рыночной кривой спроса.
Развитие рыночной инфраструктурытакже может выступать в качестве разновидности социально- экономических барьера как для на входа на рынок, так и для выхода из него. Наличие надежной системы взаиморасчетов, развитая система страховых услуг, разветвленная сеть складского хозяйства, густота и надежность функционирования транспортных коммуникаций – объективные факторы, понижающие уровень барьеров на отраслевом рынке. Высоту барьера здесь можно оценить как долю затрат, произведенных фирмой на оплату услуг институтов рыночной инфраструктуры, либо в розничной цене ее продукции, либо в отношении к заводским издержкам фирмы.
Существенным препятствием для входа на отраслевой рынок является капитальные затраты, или минимальный объем первоначальных инвестиций, которые необходимы фирме для входа на рынок.
Капитальные затраты тесно связаны с эффектом масштаба. В общем случае, чем выше МЭВ, тем больше требуется финансовых ресурсов, чтобы выйти на уровень МЭВ, поэтому, как правило, потенциальные конкуренты, чтобы профинансировать вход в отрасль, обращаются на рынки заемного капитала. Более того, новым фирмам приходится платить более высокие проценты за заемные средства, чем действующим фирмам, что также является барьером входа.
Экономисты выделяют, по крайней мере, три причины более высоких процентов по займам для новых фирм: более высокий риск, транзакционные издержки, несовершенство рынка займов. Кредиторы могут брать с новых фирм более высокие проценты, чтобы компенсировать риск возможного банкротства и невыплаты займов.
Таким образом, чем больший объем капитала требуется для организации производства на уровне МЭВ, тем более высокими будут барьеры входа на рынок. Очевидно, что на различных рынках величина капитальных затрат неодинакова, поэтому барьер капитальных затрат выше в тех отраслях, где имеет место производство капиталоемкой продукции.
Еще одним элементом рыночной структуры, представляющим собой барьер входа в отрасль, является дифференциация продукта. Покупатели рассматривают продукты как несовершенные заменители по разным причинам, включая различия в качестве, функционировании, репутации. Индивидуальным же производителям дифференциация продукции дает некоторую рыночную власть, т. к. каждая фирма может поднять цену продукта, не потеряв при этом всех потребителей. Дифференциация продукта позволяет действующим фирмам поднимать цены выше конкурентного уровня, не привлекая новые фирмы на рынок. Однако действующие фирмы могут настолько заполнить рынок товарами-субститутами, что новые компании не смогут выйти на уровень МЭВ в отрасли и получить ожидаемую положительную экономическую прибыль.
Усилению действия дифференциации продукта как барьера для входа в отрасль могут способствовать появление новых брэндов, реклама, новые методы продаж, заключение контрактов на послепродажное обслуживание и предоставление гарантий, изменение стиля и т.д.
Таким образом, существенным барьером являются преимущества уже действующих на отраслевом рынке фирм по уровню затрат.
Правительственные барьеры
Исторически нестратегические барьеры формируются государственными органами с самого начала их возникновения. Наиболее распространенными являются административные, или правительственные, барьеры входа–выхода фирм на рынок. Суть их состоит в том, что законодательно или на уровне подзаконных актов устанавливаются некие ограничения на ведение определенного вида деятельности. Преодоление этих ограничений требует временных и финансовых затрат, которые придется производить до вхождения на отраслевой рынок или же при желании его покинуть.
Административные барьеры в краткосрочный период приносят доход в казну государства, но в долгосрочной перспективе способствуют сдерживанию экономической активности и являются основанием для развития всевозможных коррупционных проявлений, ибо там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда наличествует вполне объяснимое ожидание на благодарность.
Количественно уровень высоты административных барьеров можно оценить как функцию от двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрацию предприятия, лицензирование и т. д.), можно рассматривать как упущенную выгоду. Денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике.
Вместе с тем введение административных барьеров можно рассматривать как тактическую (чрезвычайную) меру на несостоятельных рынках. К административным барьерам могут быть отнесены:
q лицензирование коммерческой деятельности фирм;
q выдача разрешений на определенные виды бизнеса;
q распределение квот для фирм;
q принудительная сертификация продукции, оборудования;
q установление норм экологического контроля за состоянием окружающей среды;
q всевозможные ограничения на ввоз или вывоз ресурсов.
Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно воспользоваться творчески, чтобы повысить состязательность на данном отраслевом рынке, так и напрямую и добиться сужения или вовсе исчезновения данного отраслевого рынка.
Кроме введения административных барьеров, любое государство законодательно формулирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым, определяет уровень барьеров организационно-экономического характера. Государство проводит определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику. Оно формулирует правила по использованию ресурсов на своей территории, и в первую очередь, регулирует порядок разработки недр, использования угодий, запасов, земли. Оно может вводить нормы обязательного страхования, устанавливать показатели срока окупаемости капитала, воздействовать на ценообразование. Все перечисленные факторы также могут способствовать росту барьеров на отраслевом рынке.
Хозяйственная практика знает немало случаев, когда под грузом административных и организационно-экономических барьеров многие виды гражданской деятельности исчезали или влачили жалкое существование. Именно поэтому следует приветствовать инициативу Российского правительства по сужению круга ограничений на лицензированию отдельных видов деятельности. Это, с одной стороны, позволит снизить зависимость экономически активного населения от чиновничества, сузить основу для коррупции, но с другой стороны, может привести к вседозволенности и бесконтрольности развития предпринимательской деятельности.
Гражданские барьеры
Снижение уровня административных барьеров в большинстве случаев рассматривается как безусловно позитивный процесс в нашей экономической жизни. Но было бы неплохо выяснить, почему административные барьеры были в свое время установлены? Что приходит им на смену?
Анализ ситуаций в странах с развитыми рыночными отношениями показывает, что административные барьеры не снимаются одноразово. Это может породить хаос и еще более тяжелые последствия, чем сохранение их на прежнем уровне. От того или иного административного барьера можно и нужно отказываться не тогда, когда установлено, что он сдерживает экономическое развитие, но, прежде всего тогда, когда найдена форма самоограничения субъекта рынка. Иными словами, то рациональное, что ранее проводилось в жизнь по линии государства, должно стать нормой для гражданских институтов, которую соблюдает не чиновник, а сообщество субъектов рынка.
В международной практике наблюдается повышение интереса властных структур и бизнеса к сотрудничеству с гражданскими объединениями. В России пока еще нельзя констатировать, что такая практика партнерства властей разного уровня и гражданских институтов стала заметной и распространенной. Однако часть случаев и в России деятельность гражданских институтов в социальной сфере оказывается более эффективной, чем деятельность предпринимательских или государственных структур.
По сути дела гражданские инициативы занимают те ниши, которые по тем или иным причинам недостаточно охвачены государством и бизнесом. Именно в них происходит стыковка возможностей и интересов государства и бизнеса с многообразием партикулярных потребностей и интересов отдельных граждан и их объединений.
Иногда эти организации не просто выступают партнером государства и бизнеса, но во многом начинают замещать их. Например, некоторым гражданским объединениям делегируются полномочия от государственных органов по аккредитации аналогичных себе организаций, которая предшествует выдачи лицензии. В результате такие объединения обретают функцию саморегулирования. В литературе эти организации обозначают аббревиатурой СРО, они являются профессиональными объединениями граждан или гражданских организаций. Их основная цель – установление правил и стандартов для профессиональной деятельности, а также создание системы контроля по их соблюдению.
Правила и стандарты таких гражданских институтов фиксируются в кодексе деловой этики. Это означает, что неформальные правила и устанавливаемые процедуры профессиональной деятельности становятся этическими нормами в общении в данном круге граждан. Нарушение кодекса деловой этики влечет за собой применение мер дисциплинарного взыскания, вытекающих из гражданско-правового характера отношений между участниками гражданского института. Именно поэтому для контроля и применения мер воздействия СРО вправе создавать контрольные и дисциплинарные органы. Разрешение споров между членами СРО, а также споров с их клиентами может осуществляться в третейском суде. Иногда специалисты и волонтеры (добровольцы) некоммерческих организаций (НКО) частично выполняют функции государственных экспертов. В идеале нужно не просто отменить некий спектр административных барьеров, а сосредоточить усилия по передаче или делегированию этих функций от чиновников действующим гражданским институтам.
Если же существующие административные барьеры отменить и не делегировать их гражданским институтам, то возникает вакуум, который заполняется деятельностью гражданских институтов другого, неформального или, точнее, криминального типа. Это и различного рода неформальные прикрытия предпринимательской деятельности со стороны криминальных структур, и многообразные неформальные контакты с представителями властных структур. Следует отчетливо осознавать, что там, где нет административного или обоснованного гражданского регулирования несостоятельного отраслевого рынка, там обязательно возникнут неформальные барьеры. Очевидно, что дополнительные затраты времени и денежных средств, связанные с преодолением бизнесом неформальных барьеров, также могут быть оценены виде суммы, повышающей издержки предпринимательской деятельности.
Видимо, перед тем, как провозглашать атаку на правительственные барьеры, неплохо было бы посчитать не только государственный вклад в снижение издержек производителя, но и его расходы, связанные с выплатами в адрес гражданских объединений и для преодоления неформальных барьеров входа–выхода фирм на рынок. Такое простое сравнение позволило бы осознанно приступать к поэтапному снижению уровня правительственных барьеров в отечественной экономике.
3.4 Показатели статистики входа–выхода фирм на рынок
В странах с развитыми рыночными отношениями уделяется должное внимание анализу показателей входа и выхода фирм на отраслевые рынки, которые позволяют зафиксировать динамику развития рынка. Одним из показателей оценки динамики рынка является норма входа фирм на отраслевой рынок. Величина этого показателя рассчитывается как отношение числа вошедших (Мв) за год на рынок фирм к общему числу фирм (Мв + д), действующих в отрасли на конец года, т. е. (Мв) : (Мв + д). Динамика этих величин достаточно наглядно иллюстрирует развитие отраслевого рынка.
Наряду с расчетом нормы входа фирм на рынок рассчитывается также показатель нормы проникновения новых фирм на действующий рынок. Он рассчитывается как отношение объема выпуска (Qв) или объема продаж, осуществленных вошедшими фирмами, к общему объему выпуска (Qв + д) продукции в отрасли новыми и действующими фирмами. Величина (Qв) : (Qв + д) характеризует степень влияния продукции вошедших фирм на общую картину отраслевого рынка.
Немаловажным является изучение процессов, связанных со временем достижения входящими фирмами размеров действующих на отраслевом рынке.
Распространенным показателем выхода фирм с отраслевого рынка является норма выхода. Этот показатель рассчитывается как отношение ушедших (Му) с рынка фирм к общему числу (Мд) действующих фирм на рынке, т. е. (Му) : (Мд).
Резюме
Барьеры входа–выхода являются важными детерминантами отраслевой структуры рынка и представляют собой факторы, препятствующие организации безубыточного производства в долгосрочном периоде.
Барьеры входа можно разделить на две группы: структурные, или нестратегические, и стратегические барьеры. Нестратегические барьеры – условия структурного характера, над которыми фирма не властна. Выделяются правительственные, гражданские и социально-экономические барьеры.
Уже действующие на рынке фирмы могут иметь абсолютные преимущества в издержках в связи с установлением контроля над сырьевыми ресурсами, доступом к инвестиционным фондам по более низким ставкам процента или к лучшей технологии производства, к лучшим управленческим кадрам по сравнению с фирмами-конкурентами, желающими войти на рынок.
Барьеры выхода, как правило, принимают форму необратимых издержек, которые невозможно возместить. Существенное влияние на длительность выхода из отрасли оказывают несовершенство законодательной базы и неразвитость рыночных отношений. Побудительными мотивами выхода фирм из отрасли могут быть отрицательные прибыли и падение спроса.
Между барьерами входа и выхода существует высокая степень корреляции. Динамику рынка можно оценить на основе показателей нормы входа, нормы выхода, нормы выживания. Отраслевой разброс этих показателей достаточно высок.
Рассмотрением барьеров входа–выхода фирм на рынок завершается изучение вопросов, связанных с анализом структуры рынка. Далее будет исследовано поведение фирм не как пассивных субъектов структуры рынка, но как активных участников, оказывающих обратное воздействие на саму эту структуру.
Контрольные вопросы
1. Как Д. Бейн определял барьеры входа фирм на отраслевой рынок?
2. В чем разница между стратегическими и нестратегическими барьерами входа?
3. Перечислите нестратегические барьеры входа.
4. Каковы факторы, создающие абсолютное преимущество в издержках действующих фирм? Приведите примеры.
5. Какую роль играют административные барьеры в отраслях российской экономики?
6. Что представляют собой гражданские барьеры входа на рынок?
7. Что понимается под барьерами выхода из отрасли?
8. Какие факторы могут влиять на длительность выхода фирм из отрасли?
9. Какова взаимосвязь входа–выхода фирм на рынки?
10. Какие показатели можно использовать для оценки динамики рынка?