Вопрос 41. Характеристика отраслевых, портфельных и функциональных стратегий

Отраслевые стратегии. При рассмотрении отрасли необходимо определить такие показатели, как ее вид, стадия жизненного цикла, масштабы, средние издержки, ключевые факторы успеха и т.д.

А)стратегии на стадии зарождения отрасли: разработка и предложение на рынок новых видов товаров, захват наиболее емкой потребительской ниши, защита своей доли рынка, формирование фирменной торговой марки, поиск новых потребителей и т.д.

Б)стратегии на стадии зрелости: обеспечение прочных долгосрочных отношений с поставщиками и потребителями, взаимодоверие, развитие сбытовой сети, поиск новых сегментов рынка освоение новых географических регионов, оживление развития зрелой отрасли, низкие издержки и усиление финансового контроля, расширение рынка для получения более высокой прибыли, стабилизация прибыли, совершенствование деятельности

В)стратегии на этапе спада отрасли: поиск рыночных ниш или сегментов сохранившегося устойчивого спроса, дезинформация конкурентов, способствование их массовому выходу из отрасли, выход на международные рынки, внедрение технологических и организационных инноваций, сужение номенклатуры производимой продукции, выход из данной отрасли

Портфельная стратегия - выбор, связанный с сочетанием различных объектов управления (продуктов, бизнес-единиц, предприятий, технологий, ресурсов) между собой и определение места каждого объекта в ряду других. При этом решается задача получения сбалансированного портфеля товаров и услуг. Портфельные стратегии можно разделить на активные и пассивные. Пассивные стратегии требуют минимальной информации о будущем. В основе таких стратегий лежит диверсификация, обеспечивающая максимальное соответствие доходности выбранному рыночному индексу. Активные стратегии используют доступную информацию для повышения эффективности инвестиций по сравнению с простой диверсификацией. К портфельным стратегиям относятся продуктовая стратегия и корпоративная стратегия.

Продуктовая стратегия - решение по поводу ассортимента и объемов реализации основных продуктов, выпускаемых предприятием. То есть решения по каждому отдельному продукту - например, поддерживать сбыт, модифицировать или снять с производства, начать разработку нового продукта и т.д.

Корпоративная стратегия - решение по поводу отдельных предприятий, входящих в корпорацию (диверсифицированную компанию). Например, увеличить влияние на управление предприятием путем скупки дополнительных акций; продать предприятие; не вмешиваться в деятельность предприятия и т.д. Таким образом, речь идет о формировании "портфеля предприятий".

Корпоративная стратегия отвечает на вопрос, как диверсифицированная компания намерена утвердить позиции стратегических бизнес-единиц в различных отраслях, и определяет действия и подходы используемые для повышения производительности видов бизнеса, в которые компания осуществила диверсификацию.

Функциональная стратегия разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия. Цель этой стратегии – распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

При разработке функциональной стратегии необходимо:

  • определить роль и конкретное содержание функциональной подсистемы;
  • заручиться уверенностью в том, что соответствующему менеджеру ясна корпоративная миссия;
  • уточнить, как данная функциональная подсистема способствует развитию бизнеса;
  • четко провести разграничения между функциональными областями;
  • если это возможно, провести одновременную ревизию всех функциональных подразделений;
  • направить энергию исполнителей всех функциональных подразделений в единое русло корпоративной миссии, чтобы избежать угрозы "местнического" подхода;
  • сбалансировать тенденции, связанные с профессиональней компетентностью,
  • профессиональной этикой и предпринимательством таким образом, чтобы не допустить возникновения конфликтов.

Операционная стратегия относится еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами при решении ежедневных

оперативных задач, имеющих стратегическую важность (рекламные кампании, закупка сырья, управление запасами, профилактический ремонт, транспортировка).

Функциональные стратегии:

Инновационная стратегия предполагает выработку научно-технической политики предприятия, определяет и координирует решения, связанные с созданием нового продукта и технологии производства. В рамках этой стратегии обобщаются основные этапы создания нового продукта – от его первоначальной разработки до внедрения на рынке. Инновационная стратегия может быть направлена как на разработку принципиально новых продуктов и услуг, так и на совершенствование продуктов и услуг.

Маркетинговая стратегия определяет наиболее эффективный комплекс маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).

Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии являются контроль за издержками и повышение эффективности производственных операций. Стратегия управления персоналом (людскими ресурсами) решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации и аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.

Финансовая стратегия направлена на формирование и эффективное использование ресурсов для реализации поставленных целей.

Вопрос 42. Основные понятия и принципы логистики. Структура и признаки логистической системы

Под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри его и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующих потоков — информационного и финансового. Под логистикой подразумеваются также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производст­венное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и по воз­можности с наиболее низкими издержками.

Принципы логистики

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предпри­ятия является выбор наиболее подходящего варианта логисти­ческой системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая сис­тема предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей.

3. Принцип системности. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны и все связи. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предо­стерегает нас от ошибок...» Принцип системности предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и мате­риальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Принцип системности предполагает исследование логисти­ческого объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализиру­емый объект находится в определенных отношениях с остальными системами.

4. Принцип иерархии. Иерархия — это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню.

5. Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции на­правлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функ­ций во времени и в пространстве. Логистическая система как упо­рядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдель­ным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

6. Принцип формализации. Формализация предполагает получе­ние количественных и качественных характеристик функциони­рования логистической системы предприятия.

Принципы системного анализа применительно к логистике постоянно развиваются, причем в различных направлениях.

Предмет исследования логистики — это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регули­рованию, учету процесса продвижения продукции и услуг.

Цель логистики считается достигнутой, если выполнены пере­численные выше правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потреби­телю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.

Логистическая система — упорядоченное множество (совокуп­ность) элементов, находящихся в определенных связях и отноше­ниях друг с другом, образующих определенную целостность и един­ство, выполняющих те или иные функции логистики.

Свойства логистической системы:

  • целостность и членимость — логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;
  • сложность (большое число элементов, сложный характер взаимо­действия между отдельными элементами, сложность функций, сложная система управления, обусловливаемая воздействием на логистическую систему значительного числа стохастических факторов внутренней и внешней среды);
  • подвижность — изменчивость параметров элементов логисти­ческой системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;
  • уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;
  • адаптивность — способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.

Элемент логистической системы — функционально обособлен­ный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, вы­полняющий локальную целевую функцию.

Логистическая функция — укрупненная группа (совокупность) операций, однородных с точки зрения их цели и направленных на реализацию целей логистической системы.

Логистический канал — частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих доведение матери­ального потока от производителя до потребителей.

Логистическая цепь — линейно упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и ор­ганизаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (ин­формационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур.

Логистическая сеть — множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и со­путствующим им информационным и финансовым потокам. Логистические задачи решаются не изолированно, а в комп­лексе, в единой системе. При этом учитывается многообразие воздействующих факторов внутренней и внешней среды — техни­ческих, технологических, экономических, правовых и организаци­онных.

Анализ логистических систем — это процедура выработки, обосно­вания и принятия решений в процессе исследования и формирова­ния логистических систем предприятий. Суть анализа — сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую про­блему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.

Порядок исследования логистической системы:

  1. логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;
  2. выбираются и применяются наиболее подходящие специаль­ные методы для решения отдельных задач;
  3. частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.

Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:

· правильно и четко описать логистическую систему;

· собрать данные о конкретной логистической системе;

· выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем, чтобы определить его состав, методы, формы и спо­собы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

· сформулировать основные цели создания и развития логис­тической системы;

· установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;

· разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внеш­ней среды;

Потребность в анализе логистических систем возникает в следу­ющих случаях:

  1. при решении логистических задач:
    • когда определяется, что нужно знать и понимать специ­алистам службы логистики и других функциональных под­разделений предприятия;
    • когда требуется увязка цели логистической системы с множеством средств ее достижения;
    • когда элементы логистической системы имеют развет­вленные связи, которые могут вызывать отдаленные послед­ствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;
    • когда имеют место трудно сравниваемые варианты ре­шений или достижения комплекса целей;
  2. при формировании новых логистических систем;
  3. при осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;
  4. при принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;
  5. при выработке ответственных решений на отдаленную перс­пективу (15—20 лет);
  6. при выработке критериев оптимальности с учетом целей раз­вития и функционирования логистической системы предприятия.

Иными словами, потребность в анализе логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру опреде­ления целей — выяснить их приоритеты и иерархию. Анализ логис­тических систем применяется, в частности, для решения глобальных задач в области логистики, связанных с деятельностью больших групп людей и со значительными затратами ресурсов предприятия.

Структуру логистических систем различают по следующим при­знакам:

  • состав;
  • назначение (функции);
  • качество;
  • надежность;
  • экономичность;
  • размер;
  • компоновка;
  • степень дублирования;
  • эффективность;
  • результативность;
  • сложность;
  • связи;
  • организация.

Структуризация логистической системы направлена на выяснение:

  • реальных целей функционирования логистической системы;
  • путей достижения этих целей;
  • взаимосвязей между элементами логистической системы;
  • ограничений и последствий того или иного варианта (курса) действий.

Структуризация способствует углубленному пониманию внеш­них условий, в которых имеет место логистическая проблема.

В зависимости от уровня структуризации выделяют три класса логистических систем:

  • хорошо структурированные, или количественно сформули­рованные;
  • неструктурированные, или качественно выраженные;
  • слабо структурированные, или смешанные, содержащие ка­чественные и количественные показатели.

Основные методы, используемые при анализе логистических систем:

  • метод сценариев;
  • метод Дельфи;
  • метод дерева целей;
  • матричный метод.

Требования, предъявляемые к формированию логистических систем:

  • интеграция звеньев цепи поставок в единую систему, обес­печивающую эффективное сквозное управление материальными и информационными потоками;
  • интеграция систем контроля над движением и использо­ванием номенклатуры сырья, материалов и другой продукции, поступающей в производство, а также готовой продукции, достав­ляемой потребителю;
  • обеспечение эффективного взаимодействия и согласован­ности построения и функционирования элементов логистической системы;
  • согласованность с действующими процессами и системами управления предприятием;
  • функционирование в соответствии с принципом Парето, при­званным помочь сотрудникам подразделений предприятия выявить важные задачи и возможности. Иными словами, логистическая система должна включать элементы, помогающие решать действи­тельно важные и приоритетные задачи (т. е. такие, для которых выделяют ресурсы);
  • равное внимание методам, объектам, субъектам и самому предмету исследования;
  • упорядоченность и ясность (что не исключает ценности инту­иции), совместимость со стилем управления, принятым на пред­приятии, направленность на действия.

Вопрос 43. Логистическая стратегия. Фазы контроля логистической системы

Стратегияописывает принципиальный образ действий, выбран­ный для того, чтобы достичь установленных целей.

Логистическая стратегия представляет собой:

  • правила принятия решений и установки, направляющие про­цесс развития логистической системы предприятия. Сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей ло­гистической деятельности;
  • обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

Стратегическое управление логистикой — деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотно­шений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ре­сурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.

Виды стратегии:

  • стратегия дифференциации — стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания по­требителя;
  • стратегия лидерства по за­тратам — стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;
  • стратегия фокусирования — концентрация на удовлетворение потребностей потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии — удовлетворять потребности потребителей вы­бранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться боль­шой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;
  • стратегия диверсификации используется для того, чтобы пред­приятие не стало зависимым от одного функционального стра­тегического подразделения.

Виды диверсификации:

  • горизонтальная предполагает рас­ширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей с исполь­зованием имеющихся каналов рас­ширения и методов продажи (на­пример, техника сбыта фирменной продукции); расширение номенкла­туры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;
  • вертикальная — предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения. Вертикальная диверсификация является формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение предприятия на рынке изменяется за счет расширения путем добавления новых структур;
  • латеральная — включение в производственную программу пред­приятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятель­ности предприятия.

Планирование логистики:

  • упорядоченный, основанный на переработке логистических данных процесс разработки логистического проекта, определяющий параметры для достижения целей в будущем;
  • формирование управленческих решений на основе прогнози­рования будущих событий в области логистической деятельности предприятия;
  • «предвосхищающее решение», т. е. под планируемым реше­нием понимают такое решение, которое вырабатывается по времени раньше наступления данных событий.

Цель концептуального планирования — предотвратить распыле­ние ресурсов предприятия на слишком большое число разрознен­ных действий (акций).

Виды планирования по срокам:

  • стратегическое. Представляет собой деятельность по выработке плана с дальним прицелом. Эта деятельность касается форм и способов поддержания существующего уровня бизнеса, его развития в условиях постоянно изме­няющейся внешней среды. При стратегическом планировании форму­лируются только глобальные цели и стратегии, соотносимые с отрезками времени от 10 до 20 лет; » долгосрочное. Конкретизируются планы инвестиций и программы об­служивания потребителей. Долгосроч­ное планирование охватывает, как правило, отрезок времени до 10 лет;
  • среднесрочное. Задачей среднесрочного планирования является создание предпосылок для реализации программ долгосрочного планирования. При этом учитываются финансовый, экономи­ческий, технический и технологический аспекты планирования. Его временной промежуток — около пяти лет — определяется прежде всего потребностью во времени, необходимом для инвестиций и особенно для подготовки оборудования и поме­щений, изготовления специального оборудования;
  • бюджетное;
  • скользящее краткосрочное.

Наши рекомендации