Роль юридических служб в ведении правовой работы

· Структура и штаты

· основные задачи

· правовой статус

Понятие правовой работы является ключевым. Деятельность любой организации регламентируется, пронизывается правовыми установлениями с разных сторон. Нормативные акты устанавливают правила, касающиеся почти всех аспектов деятельности корпораций. Предпринимательство, базируясь на ЧП началах, инициативе, вместе с тем регулируется огромным массивом публичных норм. Очевидно, что исполнение нормативных предписаний и запретов требует участия в этом руководящих подразделений и всего административного персонала фирмы. Ведет правовую работу не только юрист, а, прежде всего, старший и средний персонал фирмы. А остальные, неадминистративные работники? Участвуют ли они в правовой работе? Следует признать, что задачи таких работников далеки от правовой работы. Обязанности данной категории лиц состоят в соблюдении трудового договора и внутреннего распорядка.

· Руководство

· административный персонал

· все подразделения фирмы

Кто несет ответственность за ведение правовой работы, за ее состояние? Общую ответственность за соблюдение законов должен нести руководитель организации. Это вытекает , хотя и косвенно, из разделов УК и КоАП об ответственности за экономические преступления и правонарушения. Лишь когда исполнение какого-либо требования возложено руководителем на конкретное должностное лицо, то отвечать за нарушение будет это лицо. Упрекнуть за плохое состояние правовой работы только юриста не следует. Серьезным просчетом законодательства о предпринимательстве является отсутствие общего правила об ответственности руководителя за нарушения законности в рамках возглавляемой им организации.

Таким образом, задача обеспечения исполнения законов в деятельности корпораций сегодня не возложена непосредственно на руководителя, не предписана им. Такая практика порочна. В результате, издаваемые законы обычно игнорируются. Следовало бы установить, что лица, создающие организацию, руководящие ее работой, обязаны отвечать за соблюдение правовых установлений в деятельности возглавляемых ими структур.

Особую роль в организации правовой работы призваны играть юридические службы, однако их задачи и функции определяются в основном законодательством советского периода. Главный акт, который необходимо знать — это общие положения о юридическом положении и юрисконсульте. Оно утверждено постановлением Совмина СССР от 22.06.1972 №467. Лектор просит им обзавестись, оно помещено в приложении учебника. Оно не признано отмененным и может применяться с поправками на современное законодательство. Лекции основываются в основном на прошлом законодательстве, но нацеливают нас в будущее. В пункте 1 Положения указано, что для проведения правовой работы создается юридическая служба (очень неточная запись). Правовая работа проводится независимо от наличия юридической службы на фирме. Юрист выступает лишь организатором и исполнителем ряда задач. Понимание обязанностей юристов за 20 столетие претерпело существенные изменения: задачи юристов в разное время понимались по-разному. В прошлом столетии было принято 3 положения о юридической службе (1925, 1964 и 1972). Первые 2 положения закрепляли консультативно-контрольные задачи юриста, исходя из идей 19 века. Юрист должен был давать устные и письменные консультации, представительствовать в суде и проверять законность подготовленных локальных правовых актов. Примерно на это нацеливало также положение 1964 года, а вот положение 1972 года коренным образом изменило обязанности и содержание деятельности юридических работников. Исходя из этого документа, юридическая служба должна пониматься и в настоящее время. Каждая предпринимательская организация может и обязана использовать общее положение, пока не издан современный закон о правой работе. Содержащиеся в общем положении требования могут предъявляться не только к штатным юристам, но и к любым юридическим работникам, в том числе привлекаемым по договору. Общие положения в пункте 2 устанавливает основные задачи юридических служб:

· соблюдение законности в деятельности организации

· активное применение правовых средств для модернизации деятельности и улучшения экономических показателей

· обеспечение правовыми средствами выполнения договорных обязательств, улучшения качества продукции, сохранности собственности

· защита прав и законных интересов организации

· разъяснение правовых положений руководству и сотрудникам, пропаганда законодательства

Обратить внимание на то, что в определении основных задач четко прослеживается 2 аспекта, 2 направления деятельности юридических служб:

· содействие исполнению и соблюдению законодательства

· использование, причем активное, правовых средств для решения хозяйственных задач.

Поэтому, если не понимать сущности правовых средств, не знать способов работы с ними, невозможно выполнять задачи, стоящие перед юридической службой, то есть профессиональную непригодность юриста, работающего на фирме.

Если адвокат не подчинен закону, не обязуется его соблюдать, он превращается в опасного для общества субъекта. Наша модель адвокатуры копируется с американской модели, но там возможность произвола адвокатов уравновешивает сильный суд, а отношение бизнесменов к адвокатуре в основном негативное. Адвокатура должна быть жестко подчинена закону. Есть еще один документ, о котором необходимо сказать: Справочник должностей руководителей и специалистов, утвержденный Минтрудом 21.08.1998 года №37. Следует учитывать, что при разработке конкретных инструкций юридических работников возможно расширение круга обязанностей по сравнению с Квалификационным справочником.

Структура и статус юридической службы определяется самими предпринимательскими организациями, их собственниками и руководителями. Вместе с тем, при решении указанных вопросов следует учитывать рекомендации, содержащиеся в нормативах численности юридических служб, утвержденных госкомтрудом, минюстом СССР и еще одной службой (посмотреть какой)11.12.1981 года. Более поздние нормативы, утвержденные 10.07.1990 года не были официально опубликованы. Они есть в Консультанте, ими можно пользоваться, но на них нельзя ссылаться в официальной переписке. Нормативы разработаны НИИ Труда путем определения трудозатрат и расчетов времени на выполнение основных операций, там указываются выполняемые юристами операции и необходимое время. Эти нормативы времени являются подспорьем для установления численности юридических служб. Некоторые статутные положения закреплены в статье 1 Общего Положения, в соответствии с этой нормой, юридическая служба создается в качестве самостоятельного структурного подразделения, юридического отдела или бюро, либо вводится должность старшего юрисконсульта и юрисконсульта. По установленному порядку, введение должности «старший» возможно, если работник осуществляет руководство исполнителями или если на него возлагается самостоятельный участок работы. На главных и ведущих юристов возлагается ответственность за исполнение работ по одному из направлений деятельности фирмы либо обязанность по координации и руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах. При численности 2 и более человек, юрслужба является отдельным структурным подразделением. Надо знать названные важные положения и опираться на них. Эти требования весьма важны для налаживания правовой работы, однако проводить их надо умело уравновешено.

Собственно службы действуют не только в традиционном виде. Практика породила большое разнообразие форм юридических служб. В крупных фирмах и банках, страховых организациях, создаются юридические управления, департаменты, сектора. Иногда вводятся должности заместителя гендиректора по правовым вопросам и правовой работе. Внутри таких управлений создаются отделы, подотделы либо группы по направлениям работы.Выполняемые задачи и функции, то есть конкретные обязанности определяются положениями о них. Распределение обязанностей между работниками регулируется приказами и должностными инструкциями. Наряду с юридическими отделами приходится вводить отдельные должности юристов в составе других структурных подразделений организации. Так обычно требуется введение самостоятельных должностей юристов в кадровых службах, в договорных отделах, отделах сбыта или реализации, кредитных отделах банков и ряде других. Практика показала необходимость постоянного наличия в них юристов и этого следует добиваться. Работая в других подразделениях, такой юрист может числиться в составе юридического отдела. Это позволяет более авторитарно исполнять требования закона. Хотя нередко юрист, работающий в неюридическом подразделении, оформляется на должность старшего специалиста или менеджера. Это зависит от уровня зарплаты и системы премирования. Отдельные должности юрисконсультов должны вводиться в территориально обособленных подразделениях фирмы.Юристы должны иметься в отделениях и филиалах организации. В отношении всех юристов головная организация должна осуществлять методическое руководство. Для юридического обслуживания небольших фирм могут привлекаться сторонние организации, они могут наниматься для постоянной работы либо для исполнения разовых работ. Отношения сторон определяются договором, в котором при постоянном характере обслуживания следует предусматривать выполнение всех, обозначенных в положении и квалификационном справочнике обязанностей. Закон этому не препятствует. Возможно использование услуг сторонних адвокатских коллегий и юридических фирм даже при наличии собственных юридических служб. Такая система называется аутсорсингом. Такая практика используется для решения сложных задач, с которыми собственный юротдел не справляется.

Развитие самостоятельных юридических организаций происходит в следующих формах. Закон об адвокатуре упорядочил и изменил формы адвокатских образований. Такими образованиями являются:

· адвокатский кабинет

· коллегия адвокатов

· адвокатское бюро

· юридическая консультация

Все адвокаты субъекта образуют адвокатскую палату. Собрание адвокатов избирает совет адвокатской палаты, который из своего состава выделяет Президента. Совет палаты занимается методической деятельностью, решает организационные вопросы. Члены президиума палаты получают зарплаты плюс гонорары за личное ведение дел. Закон закрепляет правило, согласно которому в каждом субъекте Федерации создается по одной палате. На Западе адвокатские фирмы строятся в качестве непредпринимательских организаций, обычно, некоммерческих партнерств. Учредители, старшие партнеры, являются владельцами фирмы и получают доход, нанимаемые сотрудники работают за зарплату. Вместе с тем, юрист, проработавший 10 или 15 лет получает право войти в дело, он становится старшим партнером и участвует в распределении прибыли организации. Наряду с адвокатурой, распространение имеют юридические фирмы, их деятельность пока специально не урегулирована. Они обслуживаю в основном предпринимательские организации. Их функции состоят в выполнении правовых работ и оказании правовых услуг для заказчика. В настоящее время они активно стали вести дела в арбитражных судах. Согласно АПК представителями в суде могут выступать штатные работники спорящих организаций и адвокаты, однако КСРФ признал то положение неконституционным. Деятельность юридических фирм будет меняться в сторону специализации выполнения определенных видов работы.

Согласно Указу Президента 1991 года «О министерстве юстиции», на минюст была возложена регистрация и выдача лицензий на оказание правовых услуг. Это правило утратило силу с изданием закона о лицензировании. Юридическая служба приобрела положение «безнадзорного скота». Лицензирование юридических услуг — это общепринятый в мире прием регулирования деятельности юридических фирм и адвокатов. С отменой лицензии контроль за ними был утрачен.

По данной теме найти:

· общее положение о юротделе и юрисконсульте

· нормативы численности

· квалификационный справочник должностей минтруда

Вопросы:

· основные задачи

· структура и штат

· организационное построение

Наши рекомендации