Значение рентабельности в деятельности предприятия.
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.
Для оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности используются показатели рентабельности.
Рентабельность это показатель характеризующий эффективность использования ресурсов предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить эффективность деятельности предприятия вне зависимости от его масштабов, отрасли. Показатели рентабельности характеризуют соотношение эффекта к затратам.
Определение
Рентабельность предприятия (бизнеса) – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики. Можно сравнить рентабельность с показателем КПД, то есть соотношением понесенных затрат и полученной в итоге прибылью (то есть, упрощенно, соотношение расходов и доходов). Если бизнес по итогам отчетного периода дает прибыль, то такой бизнес можно назвать рентабельным.
3. Виды:
Поскольку показатели эффективности традиционно различаются в зависимости от вида бизнеса, то стоит говорить о разных видах рентабельности. Также стоит заметить, что при расчете разных видов рентабельности используются разные коэффициенты и, следовательно, формулы будут весьма отличаться. Мы можем говорить о следующих видах рентабельности:
v Общая рентабельность активов - это характеристика, (оборотных и вне оборотных активов) – показывающая, какие денежные средства были привлечены компанией для получения прибыли на 1 рубль. Ее оценку можно провести исходя из соотношения прибыли до уплаты налогов и средней величины стоимости всех активов компании за конкретный промежуток времени (возьмем, к примеру, год). Другими словами, это способность активов компании (про пассивы и активы подробнее тут) создавать прибыль. Если мы говорим о рентабельности формирования самих активов компании, то в данном случае нам необходимо вычислить ее путем деления прибыли компании (опять же до уплаты налогов) на среднюю стоимость привлеченных активов опять же за конкретный промежуток времени (к примеру, год).
v Рентабельность продукции (товара) – соотношение между прибылью от продажи товара и средствами, затраченными на его изготовление (производство). Показатель характеризует насколько выгодным является производство того или иного товара или услуги.
v Рентабельность производства – экономический показатель, характеризующий целесообразность того или иного вида бизнеса. В данном случае мы говорим о соотношении между затратами производства и полученной в итоге чистой прибылью. Как уже упоминалось выше, рентабельным является производства с положительным балансом прибыли и затрат. К мерам увеличения рентабельности производства стоит отнести снижение себестоимости продукта и повышение качества производства.
1. Общая рентабельность равна отношению балансовой прибыли к общей величине активов. RО = ПБ / А × 100.
2. Чистая рентабельность RЧ = ЧП / А × 100
3. Рентабельность чистых активов – отношение балансовой прибыли к чистым активам (вне оборотные активы + оборотные - текущая задолженность) RЧА = ПБ / (ВОА + ОА – КЗ) × 100
Эти три показателя показывают какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.
4. Рентабельность производства – отношении балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. RПР = ПБ / (ОФ+ОС) × 100 ОФ + ОС – производственные фонды. Показывает какую величину прибыли получает предприятие с материальных активов.
5. Рентабельность продукции – отношение балансовой прибыли к затратам на производство продукции RПРОД = ПБ / З ×100
Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат.
6. Рентабельность продаж – отношение прибыли от реализации к реализованной продукции RПРОДАЖ = ПР / РП * 100 = [ ∑(Р-С)*Q / ∑Q*P] × 100 показывает какая доля прибыли содержится в каждой единице продукции и в общей выручке (то есть характеризует величину прибыли, полученную от реализации продукции).
7. Рентабельность собственных средств – отношение чистой прибыли к собственным средствам RСС = ЧП / СС × 100 характеризует насколько эффективно используются собственные средства.
8. Рентабельность инвестиций – прибыль полученная от дополнительных вложений к сумме инвестиций
RИНВ = Пин / Инв × 100
Характеризует какую величину прибыли получит предприятие с каждой единицы дополнительных вложений.
Показатели рентабельности можно объединить в три группы:
1. Показатели рентабельности продаж, исчисляемые как отношение прибыли к объему проданной продукции
Рентабельность оборота =(выручка-с/с)/(выручка) он показывает долю валовой прибыли, валового покрытия в объеме продаж
Рентабельность продукции (прибыль от продажи)/(затраты на производство продукции)
Рентабельность продаж = прибыль/сумма продаж
2. Показатели рентабельности активов, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов
Рентабельность производства = Прибыль чистая/(ОФ+ нормируемая часть ОС)
Рентб ОФ = Прибыль чистая/ (ОФ)
Рент ОС = Прибыль чистая/(ОС)
3. Показатели рентабельности финансовых источников, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств
Рент инвестиций = Прибыль балансовая/(инвестиционные деньги)
Рент СК = Прибыль чистая/(СК)
Рент ДЗК = Прибыль чистая/(долгосрочные обязательства)
Рентабельность инвестиций – прибыль полученная от дополнительных вложений к сумме инвестиций RИНВ = Пин / Инв * 100