История и эволюция маркетинговой концепции
Основные подходы (концепции), на основе которых коммерческие организации ведут маркетинговую деятельность, представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Концепции маркетинга
Состояние рынка | Концепция | Суть концепции |
Спрос больше предложения | Концепция совершенствования производства | Необходимо сделать понравившийся потребителям продукт максимально для них доступным. Руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства, росте производительности труда и повышении эффективности системы распределения. |
Концепция совершенствования товара | Потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством. Производители направляют свои усилия на повышение качества товара, несмотря на белее высокие издержки, а следователь, и цены. | |
Спрос равен предложению | Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбыта) | Потребители не будут покупать товары организации в достаточных объемах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. |
Спрос меньше предложения | Концепция маркетинга (возникла в 50-е гг ХХ века) | Залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами. |
Концепция социально-этичного маркетинга (возникла в 70-е гг ХХ века) | Задачей организации является удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. |
История возникновения и основные этапы развития маркетинга.
Ø Теория маркетинга зародилась в США на рубеже XIX и ХХ веков.
Ø Кризис 1929-1933 годов привел к активному развитию маркетинга.
Ø 50-е годы – теория маркетинга сомкнулась с теорией управления. На крупных предприятиях создаются отделы маркетинга («Дженерал Электрик», Макдональдс», «Проктор энд Гембел» и другие).
Ø Во второй половине ХХ века маркетинг получил широкое распространение в странах Западной Европы и Японии.
Ø 1976 г. – Создана Секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР.
Ø 80-е гг. – вводится курс маркетинга в ряде экономических вузов СССР.
Задания
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличаются друг от друга рынок товаров потребительского спроса и рынок товаров промышленного назначения?
2. Какие факторы постоянно воздействуют на поведение покупателей?
3. Перечислите основные функции рынка и их назначение.
4. Какие факторы относят к многочисленным характеристикам покупателя и как они влияют на его поведение?
5. Какие источники информации использует потенциальный покупатель?
Тесты:
Выберите правильный ответ:
1. Рынком покупателей называется:
а) рынок, на котором спрос на товары при фиксированной цене превышает спрос на него;
б) рынок, на котором предложение товара при фиксированной ценепревышает спрос на него;
в) рынок, который представляет совокупность существующих и потенциальных покупателей;
2. К субъектам рынка относятся:
а) домохозяйства;
б) предприниматели, индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации как участники сделок на рынке;
в) политические партии.
3. Рынок изучают в целях:
а) удачного вступления в конкурентную борьбу;
б) использования благоприятно складывающейся конъюнктуры;
в) раз работки тактики поведения фирмы, снижения рисков путем выборы таких рынков, которые будут способствовать достижению фирмой коммерческого успеха.
4. Под конъюнктурой рынка понимают:
а) сложившиеся на рынке традиции купли-продажи товаров;
б) современное состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товарного рынка;
в) определение ёмкости рынка.
5. К показателям конъюнктуры рынка относятся:
а) маркетинговая стратегия выхода фирмы на новые рынки;
б) показатели материального производства;
в) конкуренты и их стратегии.
Задание.Распределите маркетинговые концепции в хронологической последовательности согласно периоду возникновения:
концепция классического маркетинга;
концепция совершенствования производства;
концепция социально-этичного маркетинга;
концепция совершенствования товара;
концепция интенсификации коммерческих усилий.