В. Патентование изобретений способствует ускорению технического прогресса или замедляет его?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Фундаментальная особенность информации как фактора производства состоит в том, что новое знание существенно труднее и дороже добывать, чем в дальнейшем тиражировать и видоизменять.
· В этой связи первооткрыватель (если его не защищает закон) беззащитен по отношению к подражателю. Он несет все издержки и риски, связанные с изобретением. Когда же результат получен, конкуренты могут почти без издержек повторить его и либо совсем вытеснить первооткрывателя с рынка, либо не дать ему окупить затраты.
· Легко понять, что наличие патентного права усиливает мотивацию к изобретательству. Первооткрыватель может быть уверен, что именно он пожнет плоды своего открытия, извлечет из него прибыль.
· С другой стороны, распространение и использование изобретений патенты, бесспорно, замедляют. Выпускать новый продукт имеет право лишь собственник патента, либо те фирмы, которым он продал лицензию. Сам продукт становится дороже и, следовательно, не все могут его приобрести.
· Какая из закономерностей сильнее? Одинаково ли выглядит ситуация с влиянием патентов на технический прогресс в развитых и развивающихся странах? Чем специфична в этом смысле Россия? Какова роль «пиратства» (противозаконного использования чужой интеллектуальной собственности)? Во всех ли отношениях оно негативно?
Патент - документ, подтверждающий право интеллектуальной собственности.
Фундаментальная особенность информации и фактора производства состоит том, что новое знание существенно труднее и дороже добывать, чем в дальнейшем тиражировать и видоизменять.
В этой связи первооткрыватель (если его не защищает закон) беззащитен по отношению к подражателю. Он несет все издержки и риски, связанные изобретением. Когда же результат получен, конкуренты могут почти без издержек повторить его и либо совсем вытеснить первооткрывателя с рынка, либо не дать его окупить затраты.
Легко понять, что наличие патентного права усиливает мотивацию к изобретательству. Первооткрыватель может быть уверен, что именно он пожнет поды своего открытия, извлечет из него прибыль.
С другой стороны, распространение и использование изобретений патенты бесспорно замедляют. Выпускать новый продукт имеет право лишь собственник патента, либо те фирмы, которым он продал лицензию. Сам продукт становится дороже и. следовательно, не все могут его приобрести.
Первая тенденция оказывает наиболее сильное влияние, нежели вторая. Современная ценовая политика на патентные изобретения характеризуется тем, что лишь на первоначальном этапе изобретение становится дорогим для широкого круга потребителей, но со временем, данный уровень снижается.
В большинстве стран (кроме Японии) экономически зависимым является только более поздний патент на способ, владелец же патента на продукт не зависит от владельца патента на новый способ его получения, а это значит, что первый может безвозмездно производить свой продукт любым способом, в том числе и запатентованным.
Создание функционально-способной патентной системы - это не только создание Патентного Ведомства и принятие Патентного Закона, оно требует развития структур представителей (патентных поверенных и патентных специалистов на предприятиях, квалифицированных кадров адвокатов и судей для решения патентных споров), которые могли бы действовать на основе общих и корректных правил.
В настоящее время, в период научно-технического прогресса, важность и актуальность законодательства об интеллектуальной собственности неизмеримо возросла. Использование результатов интеллектуальной деятельности преодолело границы стран через спутниковое вещание и глобальную сеть Интернет, новые технологии цифровой записи создали единый формат для различных произведений творчества. Несанкционированное использование книг, кинофильмов, музыкальных произведений, компьютерных программ и игр превратилось в доходный нелегальный бизнес, привлекающий не только одиноких «искателей легкой наживы», но и организованные преступные группы, деятельность которых нередко носит международный характер. Масштабные нарушения авторских и смежных прав, совершаемые с целью извлечения коммерческой выгоды, принято именовать термином «пиратство». В свою очередь, динамичное развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав ИС, таких как право авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов творческой деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д. и, конечно же, право на их охрану и защиту, причем не только в административном, гражданско-правовом, но и в уголовно-правовом порядке.
Патентование замедляет НТП. Все патентное право и интеллектуальная собственность - тормозит прогресс, потому что не дает людям использовать в полной мере глобально накопленный опыт всего человечества. При отмене патентного права и интеллектуальной собственности человечество шагнуло бы в своем развитии далеко вперед. Высокотехнологичные, экологичные, экономичные изделия стали бы доступными всем людям. Труд бы стал основным средством существования любого человека. Работа крестьянина стала бы ничуть не менее перспективной, уважаемой и престижной, чем работа банкира, программиста или ученого.
В. Свободное эссе по проблемам монополии и антимонопольного регулирования. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
Монополия (а также почти неотличимая от неё форма олигополии — картель) сопряжена с целым набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, её устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.
Ещё более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные случаи носят временный характер. Конкуренция быстро расставляет всё на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет своё отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. В таких условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Неслучайно в наше время нет ни одной страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь бесконтрольная деятельность естественных монополий способна принести значительный вред. Монополисты пытаются решить свои проблемы, прежде всего за счёт повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие: увеличиваются издержки производства в других отраслях; распространяются неплатежи; парализуются межрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверхбысрорастущие цены на энергию и т.п.
При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создаёт возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно захочет удерживать их на минимальном уровне, а скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объёмом их производства (например, целесообразно определять круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).