Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в Евразийском экономическом союзе
Реферат по
«Государственному регулированию социальных и экономических систем»
Магистрантки
кафедры таможенного дела
Специальность: 1-26 80 01 – управление в социальных и экономических системах
Минск, 2016
Оглавление
Оглавление................................................................................................. 2
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1 Таможенно-тарифное регулирование как элемент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности........................................ 4
1.1 Сущность, цели, основные направления и методы таможенно-тарифного регулирования................................................................................................. 4
1.2 Единое таможенно-тарифное регулирование Евразийского Экономического Союза............................................................................................................... 5
глава 2 Нетарифное регулирование в Евразийском Экономическом Союзе 10
2.1 Меры нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности: понятие и назначение..................................................................................................... 10
2.2 Виды нетарифных мер регулирования внешней торговли в ЕАЭС.. 12
Заключение.............................................................................................. 18
Список использованных источников...................................................... 19
Введение
Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно- географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей. Можно сказать, что формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются также каждой страной с учетом ее особенностей. Но при всех условиях государство должно защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения. Использование тарифных мер, в частности, таможенного тарифа, а также нетарифных мер в качестве инструментов регулирования внешней торговли играет большое значение для защиты национальных интересов. Данные действия носят экономический характер, а учитывая взаимосвязь тарифных и нетарифных ме, они составляют единый экономический механизм регулирования внешнеэкономической деятельности.
Рассматривая в качестве объекта исследования Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), следует отметить, что таможенно-тарифное и нетарифное регулирование стран-членов ЕАЭС осуществляется уже не на уровне государств-членов, учитывая особенности внешнеэкономической деятельности каждой, а непосредственно на уровне интеграционного объединения.
Актуальность темы исследования обусловлена созданием общего рынка ЕАЭС и в связи с этим расширением внешнеэкономических связей.
Объектом исследования является таможенно-тарифное и нетарифное регулирование стран ЕАЭС.
В качествеисточниковдляисследования использовались законодательные акты ЕАЭС, международные конвенции, публикации, учебные пособия.
Цель работы – проанализировать меры тарифного и нетарифного регулирования в странах ЕАЭС и методы их применения.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы предполагается решить следующие задачи:
- определить место и роль таможенно-тарифного и нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности стран;
- дать правовую характеристику законодательной базы в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕАЭС;
- проанализировать применяемые меры и дать им оценку.
Глава 1
Таможенно-тарифное регулирование как элемент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Сущность, цели, основные направления и методы таможенно-тарифного регулирования
Внешние связи экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности базируются, с одной стороны, на взаимосвязи проблем данной деятельности с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой - на тех обязательствах, которые принимает на себя государство при вступлении в международные и региональные союзы и коалиции. Внутренние связи в рамках единого экономического механизма возникают на базе взаимосвязей между образующими его элементами и возможностями замены одних элементов другими, то есть их взаимозаменяемости в определенных пределах. [1, c.29]
В данном случае речь пойдет об едином интеграционном объединении ЕАЭС, в котором применяются единые меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования для каждого государства-члена.
Согласно ст.7 главы 2 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь» от 25 ноября 2004 г. к методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифное регулирование;
- запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
- меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.
Основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемых в целях защиты внутреннего рынка, является таможенно-тарифное регулирование. [8]
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор.
Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
· Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
· Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.
· Балансировочная функция, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Задачами таможенно-тарифного регулирования являются:
1. Защита национального производителя (достичь равновесия, равенства торгового баланса).
2. Пополнение доходов бюджета.
3.Регулирование спроса и предложения (желаемое количество по оптимальной цене).
4.Обеспечить устойчивый экономический рост.
5.Достижение стабильности.
Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.
Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
1.2 Единое таможенно-тарифное регулирование Евразийского Экономического Союза
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также стали Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года. [3]
ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Таможенно-тарифное регулирование в странах-участницах осуществляется в соответствии с нормами ЕАЭС. В ЕАЭС на единой таможенной территории государств-членов ЕАЭС применяются единые меры таможенно-тарифного регулирования.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
· Единый таможенный тариф ЕАЭС;
· Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
· Единые правила определения страны происхождения. [3]
На единой таможенной территории государств-членов ЕАЭС применяют Единый таможенный тариф. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. со вступлением в силу Договора о ЕАЭС от 10.10.2014 утратило силу. С 23 августа 2012 г. вступила в силу новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС), которая утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. До 1 января 2012 г. применялась редакция ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС, утвержденная решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии переданы наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК). Решения ЕЭК входят в договорно-правовую базу ЕАЭС и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов ЕАЭС.
Основными целями применения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются:
1) обеспечение условий для эффективной интеграции Союза в мировую экономику;
2) рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Союза;
3) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Союза;
4) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Союзе;
5) поддержка отраслей экономики Союза.
В Едином таможенном тарифе ЕАЭС применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, устанавливаемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические, устанавливаемые в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении облагаемых товаров (количества, массы, объема или иных характеристик);
3) комбинированные, сочетающие оба вида, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта. [13]
В зависимости от страны происхождения товара:
- минимальные (базовые или предельные). Базовая ставка – режим наибольшего благоприятствования;
- максимальные (генеральные или общие). Генеральная ставка ТП применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила РНБ, либо страна происхождения товара неизвестна (генеральная ставка таможенной пошлины равна удвоенной минимальной (базовой);
- преференциальные применяются к развивающимся странам.
Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам:
• по объекту обложения: (а) импортные; (б) экспортные; (в) транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);
• по способу взимания: (а) адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); (б) специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); (в) комбинированные (сочетают оба вида таможенного обложения);
• по способу введения: (а) автономные (являются максимальными по размеру и применяются к товарам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); (б) конвенционные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными); (в) сезонные.
• по специфичности применения: (а) антидемпинговые; (б) специальные; (в) компенсационные;
• по времени действия: (а) генеральные; (б) временные; (в) сезонные;
• по способу исчисления: (а) номинальные (сюда относятся тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе); (б) эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров).
Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году и которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
Единый таможенный тариф ЕАЭС является одноколончатым тарифом, то есть предусматривает только одну ставку таможенной пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения товара. Использование ЕТН ВЭД ЕАЭС создает возможность более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность. При этом правильная классификация и идентификация товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС имеет решающее значение как для определения соответствующих мер таможенно-тарифного регулирования, применяемых к товарам при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС, так и для формирования достоверной таможенной статистики внешней торговли.
Тарифные методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Решающую роль играют ввозные пошлины.
Таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической деятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеэкономического обмена.
Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, повышающий цену импортного товара.
Целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.
Торгово-политическая роль таможенных пошлин заключается в том, что они защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров; таможенные пошлины широко используются в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки.
глава 2
Нетарифное регулирование в Евразийском Экономическом Союзе
2.1 Меры нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности: понятие и назначение
Под нетарифными методами регулирования ВЭД понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.
Дж. Уолтер определяет нетарифные барьеры в мировой торговле как «все частные и правительственные средства и мероприятия, за исключением таможенного тарифа, которые служат ограничению размеров, деформации структуры и направлений мировых потоков товаров и услуг». [5, с.9]
Согласно п. 8 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза. [13]
На данный момент известно около 800 видов нетарифных ограничений, однако классификация их является весьма условной.
Сегодня в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных ограничений, разработанные секретариатами ГАТТ, ЮНКТАД, Всемирным банком, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палатой и рядом других организаций.
Классификационная схема, разработанная секретариатом ГААТ в ходе Токийского раунда (шестого раунда переговоров), в настоящее время является наиболее распространенной и насчитывает более 600 конкретных видов нетарифных мер, объединенных в пять групп:
1. Количественные ограничения и сходные административные меры: импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании при производстве готовой продукции.
2. Меры финансового характера: предварительные импортные депозиты, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.
3. Ограничительная практика правительственных органов: субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная (для национальных предприятий) система размещения государственных заказов, транспортные мероприятия, дискриминирующие иностранные грузы и предприятия, региональная политика развития, устанавливающая льготы отдельным регионам (по экспорту и импорту), научно-исследовательская и конструкторская деятельность, пользующаяся льготным государственным финансированием, дискриминационная политика в отношении иностранных инвестиций, связанных с внешней торговлей, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика, практика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их.
4. Таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле: в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно. Это же касается завышенных и произвольных требований к документам, необходимым для таможенного оформления, особенно когда экспортеры и импортеры не могут использовать независимую судебную защиту (или лишены ее) либо таможенные власти не несут достаточной судебной и финансовой ответственности за неправомерные действия. Пути устранения этой группы нетарифных барьеров подробно регламентированы в Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
5. Технические барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары; промышленные стандарты и требования безопасности; требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки. Эта группа мер сейчас регулируется Кодексом по техническим барьерам, который прямо устанавливает, что такие меры не должны формулироваться или применяться таким образом, чтобы создавать препятствия для международной торговли. [12]
По результатам завершающего этапа создания Всемирной торговой организации (далее – ВТО) – Уругвайского раунда [2] – были разработаны следующие рекомендации ВТО в сфере нетарифного регулирования:
· санитарные и фитосанитарные меры;
· технические барьеры в торговле;
· инвестиционные меры в торговле;
· оценка таможенной стоимости;
· предотгрузочная инспекция;
· происхождение товара;
· лицензирование импорта;
· субсидии и компенсационные меры;
· защитные меры. [15]
Кроме того, существует следующая классификация нетарифных мер регулирования согласно ЮНКТАД:
· количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля);
· технические меры (технические барьеры в торговле);
· паратарифные (сверхтарифные) меры;
· меры валютно-финансовой политики;
· меры контроля над ценами;
· меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле;
· таможенные процедуры;
· правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий;
· монополистические меры. [14]
2.2 Виды нетарифных мер регулирования внешней торговли в ЕАЭС
В торговле с третьими странами на территории ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования. Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Комиссией.
Согласно ст. 46 «Меры нетарифного регулирования» Договора о ЕАЭС от 10.10.2014 в торговле с третьими странами ЕАЭС применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
· запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
· количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
· исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
· автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
· разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 7 к Договору. Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к Договору.
Приложение № 7 к Договору о ЕАЭС представлено Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Товары, в отношении которых принято решение о применении мер, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее - единый перечень товаров). В единый перечень товаров включаются также товары, в отношении которых Комиссией принято решение об установлении тарифной квоты либо импортной квоты в качестве специальной защитной меры и о выдаче лицензий.
Предложение о введении или отмене мер может быть представлено как государством-членом, так и Комиссией.
Экспорт и импорт товаров осуществляются без применения запретов и количественных ограничений, за исключением случаев, когда могут устанавливаться:
1) временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза;
2) запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;
3) ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде.
При введении Комиссией на территории Союза количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.
Количественные ограничения применяются: при экспорте - только в отношении товаров, происходящих с территорий государств-членов; при импорте - только в отношении товаров, происходящих из третьих стран.
Комиссия распределяет объемы экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами и определяет метод распределения долей экспортной и (или) импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.
Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права. Товары, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также порядок определения государствами-членами участников внешнеторговой деятельности, которым предоставляется такое исключительное право, определяются Комиссией. Экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых участникам внешнеторговой деятельности предоставлено исключительное право, осуществляются на основании исключительных лицензий, выдаваемых уполномоченным органом.
В целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров Комиссия вправе вводить автоматическое лицензирование (наблюдение). Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится автоматическое лицензирование (наблюдение), а также сроки такого автоматического лицензирования (наблюдения) устанавливаются Комиссией.
Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров реализуется посредством введения лицензирования или применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
При ввозе и (или) вывозе отдельных видов товаров могут вводиться меры, если они:
1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
2) необходимы для охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений;
3) относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;
4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;
5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
6) связаны с ограничением экспорта товаров, происходящих с территорий государств-членов, для обеспечения достаточным количеством таких товаров внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие товары держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;
7) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
8) необходимы для выполнения международных обязательств;
9) необходимы для обеспечения обороны и безопасности;
10) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.
В исключительных случаях по основаниям, предусмотренным разделами VII и VIII Протокола, государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры, в том числе по основаниям, отличным от указанных в разделах III и IV Протокола. Государство-член, вводящее временную меру, заблаговременно, но не позднее 3 календарных дней до даты ее введения, уведомляет об этом Комиссию и вносит предложение о введении такой меры на таможенной территории Союза. Комиссия рассматривает предложение государства-члена о введении временной меры и по итогам рассмотрения предложения государства-члена может принять решение о введении такой меры на таможенной территории Союза. Срок действия такой меры в данном случае устанавливается Комиссией.
В случае если решение о введении временной меры на таможенной территории Союза не принято, Комиссия информирует государство-член, которое ввело временную меру, и таможенные органы государств-членов о том, что временная мера действует не более 6 месяцев с даты ее введения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» утверждены [10] :
Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами; [6]
Положения о применении ограничений, регламентирующие порядок ввоза/вывоза отдельных категорий товаров.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 октября 2015 г. № 131 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30») утверждены [9]:
1)перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, к которым относятся:
· опасные отходы;
· информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации;
· орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
· изделия из гренландского тюленя и детенышей гренландского тюленя;
· средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители;
· служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему;
2) Положения, регламентирующие разрешительный порядок ввоза/вывоза на/с таможенную территорию Евразийского экономического союза следующих категорий товаров:
· органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека;
· минерального сырья;
· диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья;
· редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в Красные книги государств - членов Евразийского экономического союза;
· опасных отходов;
· культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов;
· шифровальных (криптографических) средств;
· наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
· средств защиты растений (пестицидов);
· коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных;
· драгоценных камней, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
· радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров;
· специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
· гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему;
· информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья.
Указанными выше Положениями определены случаи представления таможенному органу лицензии на экспорт/импорт товаров, заключения (разрешительного документа) уполномоченного органа на ввоз/вывоз товаров, либо иных сведений при помещении указанных выше товаров под таможенные процедуры, а также определено, помещение под какие таможенные процедуры отдельных категорий товаров не допускается.
Заключение
Таким образом, в обеспечении экономической безопасности государства в настоящее время важнейшую роль играет таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование происходит на уровне государств-членов, исходя их экономических целей и особенностей ведения внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифное регулирование, осуществляющееся посредством взимания пошлин является неотъемлемой частью ведения внешнеэкономической деятельности в фискальных и протекционистских целях. В ЕАЭС данное регулирование осуществляется на основании Единого таможенного тарифа, Единой товарной номенклатуре ВЭД, а также посредством определения страны происхождения товаров, где действует определенная система преференций исходя из экономического развития третьих стран.
Нетарифные ограничения существенно затрагивают экономические интересы экспортеров и импортеров ЕАЭС при их выходе на внешние рынки. Термин «нетарифные меры регулирования» охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, которые создают препятствия для внешней торговли товарами и услугами. Следует подчеркнуть, что в практике принято различать меры нетарифного регулирования, специально создаваемые, с тем чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта и др.), и нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер и др. Побочное действие этих мер также создает препятствия для международной торговли (иногда путем их сознательного использования в этих целях).
Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа и нетарифных ограничений на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от государств-членов ЕАЭС взвешенного подхода к определению уровня пошлин и нетарифных ограничений, учитывающих всю совокупность возможных последствий.
Список использованных источников
1. Графова, Е. М. Таможенно-тарифная политика Республики Беларусь как инструмент обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации мировой экономики / Е. М. Графова // Мир экономики и права. – 2010. – №3.
2. Давыденко Е.Л. Нетарифные методы регулирования внешней торговли в рамках ВТО / Е.Л. Давыденко // Журнал международного права и международных отношений. – 2005. — № 4.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе, 29 мая 2014г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза[Электронный ресурс] : 29 мая 2014 г. // Государственный таможенный комитет Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjR5O-Qs-7MAhXBiiwKHbTKBUMQFggaMAA&url=http%3A%2F%2Fgtk.gov.by%2Fnfiles%2F001572_621749_.docx&usg=AFQjCNHFSE0JSl15hIBDmFzXH_R6M5iceA&bvm=bv.122448493,d.bGg. – Дата доступа: 10.10.2016.
5. Дюмулен, И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. – Москва: ВАВТ МВЭС РФ, 1997.
6. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами: Приложение 1 Решения Евразийской экономической комиссии, 16 августа 2012 г., №134 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.
7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факто ров производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 416 с.
8. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 ноября 2004 г., №347-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.
9. О мерах нетарифного регулирования: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии, 21апреля 2015г., №30 (ред. от 30.08.2016) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой инф. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования: Решение Евразийской экономической комиссии, 16 августа 2012 г., №134 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.
11. О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 января 2014 г., №129-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.
12. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. - М.: РИО РТА, 1997.
13. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) Консультант Плюс : Россия [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Рос.Федерации.
14. Guidelines to collect data on official non-tariff measures // United Nations Conference on trade and development. – 2016. Mode of access : http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab2014d4_en.pdf. – Date of access : 10.10.2016
15. The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. The legal Treats. Geneva: WTO, 2002.