Существующие подходы к решению проблем теневой экономики в России
Как сформулировал знаменитый американский экономист Джордж Стиглер, «для предельного сдерживания необходимы предельные затраты». То есть для искоренения и ликвидации ТЭ придется на деньги налогоплательщиков содержать армию сил правопорядка и переносить массу бюрократических процедур. Чтобы все виновные были изобличены и наказаны, придется исчерпать все ресурсы общества. Поэтому выгоднее не искоренение, а сдерживание, не только борьба, но и легализация.
Выделяют три основных способа борьбы с ТЭ:
1. Силовой подход - ужесточение санкций против нарушителей, но это может ударить по наиболее открытым фирмам. В качестве одной из попыток реализации силового подхода можно рассматривать принятие закона о контроле за соответствием крупных расходов фактическим доходам. Но воротилы бизнеса имеют столь огромные регистрируемые доходы, что смогут оправдать любую покупку, а попасться могут представители мелкого и среднего бизнеса. В законе упор неправомерно сделан на преследовании людей, а не на устранении условий, способствующих ТЭ.
2. Экономический подход апеллирует к экономическим интересам агентов, например, путем снижения налоговых ставок и легализации части теневого бизнеса. ТЭ порождается низким уровнем жизни, следовательно, нужно поднять уровень жизни россиян. Существует проблема покупательского спроса. Если бы производители уплачивали все налоги на товары, прошедшие через таможню, выплачивали все затраты, связанные с соблюдением авторских прав и т.д., то, возможно, эту продукцию некому было бы покупать, особенно в депрессивных районах.
3. Культурно-цивилизационный подход нацелен на изменение социальных норм: уважение к правилам, лояльность к государству и т.д. Борьба с коррупцией чиновников включает такие меры, как реформа законодательства, упрощение регистрации, усиление контроля за чиновниками - чиновник (а также члены его семьи) должен декларировать доходы не только когда вступает в должность, но и когда покидает свой пост. Введение системы этических стандартов для госслужащих, престижность и высокая оплата госслужбы.
Для увеличения эффективности борьбы с преступной средой в области экономики необходим порядок в проведении хозяйственных операций и немалая отдача работы правоохранительных органов. К более преимущественным направлениям борьбы с преступной средой в области экономики можно отнести:
-лимитирование деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» компаний и организаций (ликвидация, арест банковского счета и т.д.);
- раскрытие и нейтрализация управляющих (лидеров) санкционированных беззаконных формирований, исполняющих беззаконную деятельность в области экономики;
-привлечение к уголовной ответственности соучастников санкционированных беззаконных формирований за «фоновые» правонарушения (ношение оружия, хранение наркотиков).
Для увеличения эффективности работы в структурах правопорядка следовало бы расширить полномочия внедрения поощрительных мер к людям, помогающим структурам правопорядка в борьбе с преступной средой в области экономики, а именно:
а) использовать в законодательство институт «сделки с законопреступником», то есть освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление подтверждений беззаконной деятельности;
б) предвидеть вероятность освобождения от уголовной ответственности за участие в беззаконной организации в связи с деятельным сожалением (интенсивная помощь структурам правопорядка в выявлении беззаконной деятельности формирования).
Теневая экономика стала задачей не только структур правопорядка, а всего государства, в общем.
При исследовании комплекса мер воздействия на теневую экономику главной задачей надлежит считать перемены единых критериев хозяйствования, улучшение законодательства, уничтожение правовых проблем, делающие безвыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность.
Возможные подходы к решению задач теневой экономики:
- многократные исправления правовых и хозяйственных условий работы бизнесменов;
- реструктурирование налоговой задолженности, сначала для небольшого бизнеса в перерабатывающей индустрии;
- изменение части распределения денежных средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в соотношении 30-35-35%;
- освобождение от налоговой доли прибыли, идущей на создание новейших рабочих мест и расширение производства; - упразднение НДС на импорт новейшего оборудования и технологий, уменьшение общего общественного налога;
- создание в РФ особой инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительной гарантии сохранности и конфиденциальности операций. В.В. Путин отметил на пресс-конференции 20 июня 2003 года: «Дабы капитал не «утекал», необходимо сделать условия для его использования» и др.[11]
Для устранения наличествующих дефектов законодательства, также в целях моделирования, выхода в свет новейших методов совершения финансовых правонарушений нужно было на казенном уровне сделать систему криминологической экспертизы, разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу финансовых взаимоотношений.
Таким образом, используя имеющийся зарубежный опыт, на наш взгляд, необходимо применить следующие эффективные меры по противодействию теневой экономике в России:
1. Ужесточение законодательства в борьбе с экономической преступностью, законодательное установление обязанностей учреждений кредитно-финансовой сферы особо фиксировать финансовые операции, связанные с оборотом наличных денежных средств.
2. Применение законодательно установленных крупных штрафных санкций к компаниям, использующим оффшорные схемы.
3. Разработка целостной правовой системы борьбы с ОПГ, направленной на ее расследование, контроль и преследование.
4. Создание независимой структуры по борьбе с коррупцией, по примеру созданного в Сингапуре специального агентства – Бюро по расследованию случаев коррупции.
5. Одними из основных мер наказания за коррупционное действие установить конфискацию имущества, запрещение работать в государственных организациях и лишение всех социальных льгот, которые представляет государственная служба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема теневой экономики является весьма актуальной в наши дни.
Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. В России теневая экономическая деятельность пустила глубокие корни и получила распространение во всех сферах экономики. Теневые процессы стали неотъемлемой чертой уровня и образа жизни населения страны. Характерная особенность современной России – это «теневые» договоренности в рамках институтов исполнительной и законодательной власти, «теневые» методы решения проблем в отраслях социальной сферы.
Следует отметить, что к настоящему времени теневые процессы приобрели системный характер. Они пронизывают все сферы общества: политическую, социальную, экономическую, правоохранительную. И главная опасность здесь заключена в их устойчивости и стабильности, о чем свидетельствуют появление специфических социальных норм и традиций, формирование соответствующих им социальных групп, влияние, которое они оказывают на экономику и политику. Масштабность этого явления представляет опасность для стабильности российского общества в целом.
Для осуществления эффективной борьбы с теневым сектором российской экономики одного признания наличия этой проблемы недостаточно. Необходимо на самом высоком государственном уровне осознание в качестве важнейшей политической задачи неизбежности устранения этого ключевого препятствия для обеспечения повышения эффективности экономических показателей национальной экономики. При этом необходимо учитывать те глубинные процессы, которые происходят под влиянием теневого бизнеса. К числу важнейших из них, например, относятся:
увеличение объема нелегального денежного оборота, в том числе легализации незаконных и преступных доходов, оттока теневых финансовых ресурсов из российской экономики и, как следствие, их использования для развития и повышения конкурентоспособности иностранных экономик;
рост преступности в сфере экономической деятельности, коррумпированности политической власти и недоверия к ней. Прочное присутствие в экономике этих элементов разрушающим образом способно воздействовать не только на финансовую и социально-экономическую систему страны, но и на общественно-политическую стабильность и мировой имидж российского государства. Учитывая всю сложность проблемы, вырабатываемые для ее эффективного разрешения меры должны носить комплексный характер и иметь надежный, неотвратимый механизм, обеспечивающий их эффективность.