Примерные показатели коэффициентов установочной
И экспозиционной площадей в магазинах самообслуживания
Площадь торгового зала, м2 | Коэффициент установочной площади | Коэффициент экспозиционной площади в магазинах | ||
с универсальным ассортиментом | молочных, мш-о-рыбных | прочих | ||
До 250 | 0,32 | — | 0,65 | 0,70 |
251-650 | 0,30 | 0,72 | '0,60 | 0,68 |
651-1000 | 0,29 | 0,70 | — | 0,68 |
свыше 1000 | 0,27 | 0,68 | — | ._ |
В среднем | 0,30 | 0,70 | 0,63 | 0,68 |
.< 3 Зшс 298
66_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях.
нормативных данных коэффициентов установочной и экспозиционной площадей К = 0,25; при частичном отклонении К = 0,15; при полном несоответствии К = 0.
Эф
Для рациональной организации торгового и технологического процессов и повышения эффективности использования торговой площади и оборудования магазина важное значение имеет размещение товаров и товарных групп на площади торгового зала.
В качестве базисных показателей для расчета необходимого для каждой группы товаров оборудования и торговой площади используются два: запас товаров, который должен храниться в торговом зале, и стоимость товаров определенной группы, размещаемых на одном квадратном метре экспозиционной площади. Первый показатель может быть получен из отчетов материально ответственных лиц и материалов инвентаризации, второй определяется на основе расчетов. Располагая этими двумя показателями, легко рассчитать необходимую торговую площадь и количество оборудования для выкладки каждой группы товаров. Расчет ведут по формуле
К -(Т :Т ):П,
где К — необходимое количество горок для товарной группы, единиц; Т — товарный запас в торговом зале по группе товаров, руб.; Тч — стоимость товаров данной группы, размещенных на одном квадратном метре экспозиционной площади, руб.;
Пэ — экспозиционная площадь одной горки, на которой будет размещена товарная группа, м2.
Площадь торгового зала для размещения рассчитанного количества горок определяют но формуле
П = (У,хК):Ку,
где П — площадь торгового зала, необходимая для размещения товаров данной группы, м2; У — установочная площадь одной горки, м2; К — необходимое количество горок, единиц; К — принятый для магазина коэффициент установочной площади.
В настоящее время все более широкое распространение получает замена горок для выкладки товаров тарой-оборудованием, которую рекомендуется устанавливать в торговом зале, на линиях горок или создавать из нее пристенные п островные линии.
При замене горок тарой-оборудованием возникает необходимость рассчитать ее количество, необходимое для каждой выставляемой группы товаров. Расчет ведут по формуле
ЭД> Планировка торгового зала магазина
K, = (T:E)xJV,
где Кк — необходимое количество тары-оборудования, единиц; Т — среднедневная продажа товара, кг или руб.; Е — емкость одной единицы оборудования, кг или руб.; N— норматив товарных запасов, дней.
Расчет экспозиционной площади тары-оборудования ведут по формуле
П, = У, (h : 0,3),
где Пд — экспозиционная площадь оборудования, м2;
h — высота укладки товара в оборудовании, м;
0,3 — принятое среднее расстояние между полками горок, м.
Наиболее рациональные принципы устройства и планировки магазинов самообслуживания, выработанные практикой торговли, нашли отражение в магазинах типа «Универсам».
Не все магазины даже в перспективе станут магазинами самообслуживания. В частности, не будут переведены на самообслуживание магазины по продаже ювелирных изделий, а также небольшие но площади магазины, размещенные в неудобных помещениях старого жилого фонда.
Многолетний опыт работы магазинов, осуществляющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, определил основные, наиболее рациональные типы планировки торгового зала. Самой распространенной планировкой торгового зала таких магазинов является линейное размещение рабочих мест продавцов. В зависимости от глубины торгового зала применяются различные варианты линейной планировки.
При глубине торгового зала 6-7 м шкафы и прилавки размещают в одну линию, вплотную к стене, отделяющей торговый зал от подсобных помещений. Если глубина торгового зала превышает 8 м, рабочие места продавцов могут быть размещены вдоль двух или трех стен.
Линейная планировка торгового зала получила широкое распространение, так как она обеспечивает приближение рабочих мест продавцов к кладовым, что сокращает затраты труда по перемещению товаров в торговый зал; дает возможность пополнения товарных запасов в часы работы магазина, не создавая неудобств для покупателей, и возможность перемещать продавцов.
Выбор варианта линейной планировки рабочих мест зависит не только от размера и формы торгового зала; необходимо соблюдать также следующее требование: площадь, занятая рабочими местами продавцов, не должна превышать 40% площади торгового зала.
68________ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях
Кассовые кабины следует размещать по фасадной линии торгового зала, а не по линии оборудования рабочих мест продавцов, что неудобно как кассирам, так и продавцам. Оптимальная глубина и ширина кассовых кабин 1,5 м.