Особенности контроля внешнеторговых бартерных сделок

Внешнеторговые бартерные сделки (ВБС) представляют собой внешнеторговые операции, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности). В настоящее время они, занимая незначительную долю в объеме внешней торговли, сохраняют свою специфику, которая обусловливает особенности осуществления за ними контроля со стороны государства.

ВБС оформляется договором международной купли-продажи (договор мены), который должен отвечать следующим основным требованиям:

1) иметь дату заключения и номер;

2) быть оформленным в виде одного документа за исключением сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений. В этом случае допускается оформление договоров виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки;

3) определять:

· номенклатуру, количество, качество, цену товара (для сопоставления стоимости взаимных поставок) – по каждой товарной позиции;

· сроки поступления компенсационного товара, условия экспорта и импорта (срок, место, поставки, упаковка, маркировка, вид и способ транспортировки, приемка);

· перечень работ (услуг, результатов интеллектуальной деятельности), их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора и др.

Российские лица, заключившие ВБС, обязаны в сроки, установленные контрактом, обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), эквивалентных по стоимости вывезенным товарам (работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности), с подтверждением факта ввоза соответствующими документами (таможенная декларация, акт приемки-сдачи, счет-фактура, транспортная накладная, договор об уступке прав, свидетельство, сертификат и др.).

Данное требование российского законодательства является объектом контроля со стороны государства, который изначально стал осуществляться усилиями трех ведомств: Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом РФ. При этом их компетенция устанавливалась совместным Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу РФ (МВЭС – от 09.04.1997 № 10-83/1355, ФСВЭК – от 02.04.1997 № 07-26/768, ГТК – 11.04.1997 № 01-23/6678). В настоящее время правопреемниками этих ведомств являются соответственно – Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Федеральная таможенная служба.

В основу контроля МБС положена технология валютного контроля внешнеторговых операций, предполагающая оформление паспортов сделок. Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок (ПСб) установлен соответствующим совместным документом МВЭС РФ (№ 10-83/3225), ГТК РФ (№ 01-23/21497, Минфина РФ (№ 01-14/197). В нем определяется форма паспорта сделки, а также алгоритм его оформления, аналогичный основному алгоритму оформления ПС при осуществлении валютного контроля.

Важная особенность «паспортизации» бартерных сделок состоит в том, что: 1) оформление и выдача ПСб производится уполномоченным Минэкономразвития РФ в регионе (по месту государственной регистрации российского лица), а при превышении суммы договора в эквиваленте 5 млн долл. США – Управлением уполномоченного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласованию с Минэкономразвития; 2) срок рассмотрения документов, представленных для подписания ПСб, составляет не более 21 рабочего дня.

При осуществлении контроля ВБС основные функции участвующих в нем ведомств распределены следующим образом.

Министерство экономического развития и торговли:

· производит оформление ПСб;

· осуществляет контроль при оформлении ПСб за соответствием условий оформляемых бартерных сделок требованиям законодательства РФ;

· дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности.

Министерство финансов РФ:

· обеспечивает контроль за выполнением российскими лицами требований законодательства, касающегося исполнения и регулирования бартерных сделок, в целях обеспечения ввоза в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

· проводит проверки предполагаемых нарушений на основании имеющейся информации и данных, полученных из ФТС;

· применяет меры воздействия к российским лицам за неисполнение установленных требований при проведении бартерных сделок в соответствии с действующим законодательством;

· представляет в Правительство РФ информацию о состоянии и результатах контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба:

· осуществляет контроль за выполнением российскими лицами требований законодательства, касающегося исполнения и регулирования бартерных сделок, в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам;

· производит контроль за исполнением бартерных сделок при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом должностные лица таможенного органа руководствуются Методическими рекомендациями по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (см. письмо ФТС РФ от 12.07.2007 № 01-06/25927).

В своей практической работе по участию в контроле МБС таможенные органы сталкиваются с проблемой, не позволяющей им выполнять свои функции в полном объеме. Эта проблема состоит в отсутствии законодательно установленных сроков получения участником бартерной сделки эквивалентного по стоимости товара. Без ее решения таможенные органы не могут проводить проверки соблюдения законодательства, регулирующего международные бартерные сделки, их участниками.

Осуществление контроля внешнеторговых бартерных сделок предполагает определенные взаимоотношения участвующих в нем ведомств в виде информационного обмена, порядок и регламент которого определяются двусторонними соглашениями (рис. 10.2).

Особенности контроля внешнеторговых бартерных сделок - student2.ru

Рис. 10.2. Схема взаимодействия участников контроля
внешнеторговых бартерных операций

Содержание информационного обмена между участниками контроля ВБС состоит в следующем:

1 – оформление и выдача ПСб российскому лицу – участнику внешней торговли;

2 – представление копии ПСб наряду с иными документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

3 – информация из таможенного органа о перемещении товаров через таможенную границу РФ в счет исполнения бартерных сделок, содержащаяся в ГТД; информация из ФТС (ГНИВЦ) о нарушениях нормативных актов по регулированию ВБС для проведения проверок;

4 – информационный обмен, направление из МЭРТ электронных форм ПСб, образцов оттисков печатей уполномоченных МЭРТ России в регионах;

5 – направление из МЭРТ электронных форм ПСб, образцов оттисков печатей уполномоченных МЭРТ России в регионах; направление из ФТС информации о всех ПСб и иных документах, оформленных с нарушениями установленных требований, для проведения проверок по данным фактам;

6 – информация из ФТС о ввозе товаров по бартерным сделкам в обмен на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

7 – проведение проверок предполагаемых фактов нарушения требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию РФ товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

8 – проведение проверок предполагаемых фактов нарушения требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, а также принятие решения о привлечении российских лиц, нарушивших данное требование, к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Итак, валютный контроль представляет собой важный элемент механизма валютного регулирования внешнеторговой сферы, который обеспечивает эффективное действие используемых государством валютных ограничений. За годы применения он претерпел эволюционные изменения, в ходе которых приобрел качества системного явления. В настоящее время валютный контроль совершенствуется в направлении, обусловленном либерализацией валютной политики российского государства.

Основные выводы

1. Созданный в России механизм валютного контроля основывался на опыте Франции и был реализован в виде таможенно-банковского валютного контроля, основное содержание которого заключалось в информационном взаимодействии таможенных органов и уполномоченных банков, регламентированном совместными инструкциями Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета.

2. Валютный контроль начал применяться в отношении экспортных операций, пройдя в дальнейшем определенную эволюцию, которая насчитывает 4 этапа, и расширяя сферу своего применения в различных направлениях.

3. В настоящее время механизм валютного контроля внешней торговли претерпел существенные изменения в результате либерализации валютной политики российского государства, которые затронули: 1) структуру контролирующих органов; 2) применяемые в отношении внешней торговли валютные ограничения; 3) содержание механизма валютного контроля.

4. Модификация механизма валютного контроля внешней торговли выражается в утрате взаимоотношений между участниками контрольных действий, прежде всего уполномоченными банками и таможенными органами, характера информационного обмена, достаточно жестко регламентированного на основе единого совместного (ЦБ РФ и ФТС РФ) нормативного акта. Данный обмен стал осуществляться по преимуществу в запросно-ответной форме, на основании двусторонних соглашений между участвующими в контроле ведомствами.

5. Современный механизм валютного контроля внешней торговли складывается из достаточно большого числа взаимодействий, в которых принимают участие: экспортеры и импортеры, уполномоченные банки, Росфиннадзор, налоговые органы, Банк России, различные уровни таможенной системы.

6. Осуществление валютного контроля предполагает соблюдение определенного порядка представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении ими валютных операций, прежде всего справки о валютных операциях, паспорта сделки, справки о подтверждающих документах, справки о поступлении валюты РФ.

7. Исходный пункт в выполнении таможенными органами функций агента валютного контроля связан с таможенным оформлением и таможенным контролем, в ходе которого их должностные лица выполняют определенные действия по проверке сведений, заявленных для целей валютного контроля в грузовой таможенной декларации.

8. При контроле внешнеторговых бартерных сделок применяется схема валютного контроля при несколько ином составе контролирующих органов.

Ключевые понятия

Внешнеторговая бартерная сделка

Грузовая таможенная декларация

Домицилирование

Паспорт сделки

Расчетный документ

Справка о валютных операциях

Справка о поступлении валюты РФ

Справка о подтверждающих документах

Таможенно-банковский валютный контроль

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы прошла в своем развитии система валютного контроля в РФ?

2. В чем состоит основное содержание первого этапа?

3. В чем состояла сущность таможенно-банковского валютного контроля?

4. Чем отличается второй этап развития системы валютного контроля в РФ?

5. Какие изменения в системе валютного контроля произошли на третьем этапе?

6. Как либерализация валютной политики сказалась на системе валютного контроля?

7. Что такое механизм валютного контроля?

8. Как модифицировался механизм валютного контроля в современных условиях?

9. Какими нормативными актами регламентируется порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций?

10. Какие документы должны представлять в уполномоченный банк экспортеры и импортеры, осуществляющие валютные операции?

11. Какой существует порядок оформления этих документов?

12. Что представляет собой паспорт сделки?

13. Какие виды справок обязаны представлять в уполномоченный банк участники валютных операций?

14. Какие функции выполняют должностные лица таможенных органов, осуществляя таможенное оформление и таможенный контроль товаров в целях валютного контроля?

15. Какие документы проверяются должностными лицами таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, в целях валютного контроля?

16. По каким критериям производится проверка соблюдения порядка оформления ПС?

17. Что представляют собой международные бартерные сделки?

18. Какие требования предъявляются к договору бартерной сделки?

19. В чем состоят основные особенности осуществления контроля за международными бартерными сделками?

Наши рекомендации