Факторы, сдерживающие развитие российского розничного рынка, и пути их минимизации

Можно выделить несколько основных факторов, тормозящих развитие розничного рынка в России.

Во-первых, это низкая капитализация российских банков, не позволяющая развить дистрибьюторскую сеть до такого уровня, при котором российские банки могли бы покрыть операционные издержки и конкурировать по цене предоставляемых розничных услуг с иностранными банками.

Во-вторых, значительная поляризация групп населения по доходам и низкий уровень доходов его основной массы.

Именно уровень доходов населения оказывает наибольшее влияние на динамику развития розничного рынка и может служить индикатором для его участников и целевым ориентиром при разработке программ развития данного рынка.

В странах с развитой системой розничных банковских услуг концентрация дохода у 10% самых богатых людей не превышает 25%. В России по оценкам Росстата этот показатель в последнее время имеет тенденцию к снижению, но остается достаточно высоким -- около 36%. Такая концентрация денежных доходов существенно сужает целевой сегмент клиентов коммерческих банков на розничном рынке, а также затрудняет выход на этот рынок новых участников, поскольку рентабельная работа возможна только с 20% населения России [13].

Нельзя не отметить и следующее. По данным Росстата, в 2006 г. примерно 69,5% населения России имело среднедушевой доход не более 7 тыс. руб. в месяц (за последние четыре года доля населения России, имеющего среднедушевой доход выше 7 тыс. руб. в месяц, возросла с 2,5 до 30%). Соответственно дальнейшее активное развитие розничного рынка без изменения величины среднедушевых денежных доходов большей части населения крайне затруднительно. При этом в структуре денежных доходов населения оплата труда составляет приблизительно 64,9% всех доходов, удельный вес расходов на покупку товаров и услуг -- примерно 70,1% денежных доходов, в то время как на приобретение недвижимости расходуется не более 1,4% всех денежных доходов населения.

В-третьих, значительная территория нашей страны с неравномерным распределением на ней и низкой плотностью населения, а также различная экономическая активность регионов требуют от кредитных организаций значительно больших издержек в процессе развития инфраструктуры продаж розничных банковских продуктов по сравнению с доходами от использования эффекта масштабной деятельности для аккумулирования ресурсов и продвижения услуг [20]. Как следствие в настоящее время наблюдается концентрация банковского капитала, в том числе в розничном сегменте рынка, на ограниченной территории (преимущественно в московском регионе) и достаточно узком круге клиентов. Для преодоления указанного дисбаланса в первую очередь необходимо выполнение главного условия -- сопоставимости операционных и капитальных затрат на развитие сети продаж розничных банковских продуктов с потенциальной доходностью обслуживания массового клиента.

В-четвертых, работа государственных институтов и качество институциональной базы не во всем удовлетворительны. За последние 2-3 года была проведена значительная работа по совершенствованию законодательства в области регулирования банковской деятельности. В то же время остается довольно много проблем, требующих решения. Среди них можно выделить следующие:

1. Развитие кредитных операций коммерческих банков должно в значительной степени стимулироваться наращиванием объемов выпуска ипотечных бумаг банками, совершенствованием залогового законодательства и законодательства, направленного на защиту прав кредиторов. Это позволит достичь сокращения стоимости кредита и тем самым увеличения доступности кредитных ресурсов для заемщиков -- физических и юридических (малых и средних предпринимателей) лиц.

Для повышения эффективности института залога необходимо прежде всего решить вопрос о пересмотре процедуры обращения взыскания на заложенное имущество и предоставлении залогодержателям реальных прав по внесудебному обращению взыскания на предмет залога, введении системы государственной регистрации залогов в отношении любого вида имущества и прав, упрощении внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество, а также установить на законодательном уровне процедуры перевода на покупателя заложенного права требования при его реализации на публичных торгах [15].

В качестве мер, направленных на удешевление кредита, можно выделить и необходимость развития системы рефинансирования деятельности коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, в том числе путем увеличения перечня инструментов, под залог которых Банк России будет рефинансировать коммерческие банки, а кроме того, расширение форм участников кредитного рынка и снятие ограничений на формы кредитной деятельности (кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования, ссудо-сберегательные товарищества и др).

2. Необходимость формирования стабильной ресурсной базы банков. Существенным фактором удлинения ресурсной базы банков является рост вкладов населения в структуре пассивов коммерческих банков. Для снижения высокой волатильности частных вкладов как источника ресурсов банка необходимо внести в ст. 837 Гражданского кодекса РФ норму, предусматривающую возможность заключения договоров по специальным видам вкладов, исключающих их выдачу до окончания срока действия депозитного договора либо предусматривающих возможность его досрочного изъятия вкладчиком (после предварительного уведомления) только в случае, если это прямо оговорено в таком договоре. Выбор вида вклада должен осуществляться клиентом -- физическим лицом при заключении депозитного договора.

3. Для совершенствования статистического учета на уровне отдельных банков и сектора в целом, а также для разработки новых методов банковского надзора и регулирования необходимы формирование критериев группировки различных банковских институтов и дифференциация методов и принципов регулирования их деятельности в зависимости от принадлежности к той или иной группе [18].

В-пятых, фактором, существенно ограничивающим развитие розничного банковского бизнеса, является недоверие к банковской системе со стороны населения и частного бизнеса. До настоящего времени банковские депозиты не рассматриваются значительной частью населения ни как особо надежные, ни как выгодные формы размещения временно свободных средств, что, в свою очередь, порождает следующие негативные для развития ритейла в России факторы: высокую концентрацию наличных денежных средств на руках у населения и существенный теневой оборот средств, преимущественно в сфере малого бизнеса. Согласно данным опросов (исследование «Стиль жизни среднего класса», проект журнала «Эксперт»), основными причинами, препятствующими более активному использованию банковских услуг, являются: сомнение в надежности банков (33% респондентов) и недостаточная осведомленность об услугах, предлагаемых банками (15%).

По данным исследования на рынке кредитно-финансовых услуг, проведенного в мае 2008 г. исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, в котором приняли участие 1 тыс. 600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и сельских населенных пунктах из всех федеральных округов РФ, 59% населения России предпочитают хранить свои сбережения в наличной валюте, преимущественно в долларах и евро, наличные рубли как способ хранения сбережений предпочитают не более 19% населения России. Для сравнения: в странах Восточной Европы, таких, как Чехия или Польша, этот показатель не превышает 20%. При этом основной объем сбережений приходится на банковские депозиты -- примерно 50-70% [10].

Четверть россиян готовы доверить хранение своих сбережений отечественным банкам, иностранным -- лишь 7% опрошенных. Инвестировать свои сбережения в бизнес согласны 12% респондентов, из них 4% готовы приобрести государственные ценные бумаги и облигации, 6% -- ценные бумаги, акции, облигации акционерных обществ, банков, частных компаний, не более 2% подтвердили возможность передачи своих сбережений в управление инвестиционным компаниям или ПИФам, 7% россиян доверяют драгоценным металлам и ювелирным изделиям как способу хранения денег, а 3% --вкладывали бы средства в предметы искусства и антиквариат.

Каждый второй респондент (45%) вложил бы свои свободные средства в приобретение недвижимости, каждый пятый сделал бы вклад в банке, а каждый третий россиянин (29%) никуда не стал бы вкладывать свободные средства. Объем теневого сектора экономики России, по разным оценкам, составляет от 20 до 25% ВВП, что в цифровом выражении можно оценить в 2-2,5 трлн руб. Таким образом, среди множества задач, решаемых банками при построении розничного бизнеса, существует и задача повышения привлекательности банковских услуг для населения, в том числе путем проведения активных рекламных и PR-кампаний в СМИ.

Повышение доверия к российским банкам невозможно без унификации и стандартизации деятельности коммерческих банков и методов регулирования их деятельности. Так, на уровень доверия к национальной банковской системе положительное воздействие может оказать стандартизация подходов к оценке деятельности кредитных организаций, в частности разработка и внедрение Банком России национальных стандартов качества банковской деятельности, а также доведение до сведения общественности факта соблюдения этих стандартов конкретными кредитными организациями.

При применении принципов стандартизации деятельности коммерческими банками необходимо разработать, принять и организовать контроль исполнения кредитными организациями стандартов корпоративного управления. Принятие таких стандартов и информирование банковской общественности об их соблюдении банками помимо повышения доверия к банкам со стороны кредиторов, вкладчиков, потенциальных инвесторов повысит транспарентность банковского бизнеса, его конкурентоспособность. Особое внимание необходимо уделять уровню обеспечения кредитных организаций информацией о развитии и текущем состоянии розничного банковского бизнеса, основных параметрах рынка, положении на региональных рынках розничных банковских услуг, а также уровню обеспечения частных лиц информацией относительно деятельности коммерческого банка на данном рынке, его продуктового ряда, целевого клиентского сегмента.

Но самое важное -- это создание системы эффективного внутреннего управления розничным сектором бизнеса в банке, изначально специализирующемся на обслуживании корпоративных клиентов, встраивание данного блока в его структуру. По пути создания отдельной розничной структуры пошли крупнейшие российские банки, намеренные активно работать в этом сегменте финансового рынка, такие, как Внешторгбанк, УРАЛСИБ, Росбанк. Так, Внешторгбанк, приобретя за символическую сумму в 1 млн руб. один из крупных рознично-ориентированных банков России -- Гута-Банк, выделил на его базе отдельный бизнес-блок «Внешторгбанк розничные услуги». Согласно информации СМИ банковская группа Внешторгбанка должна состоять из «материнского» корпоративного банка, дочернего специализированного розничного банка и дочерних банков в России, СНГ и Европе. «Материнский» корпоративный банк будет контролировать стратегию, выполнение основных бизнес-показателей и программ развития розничного банка и координировать ряд его основных функций, в том числе в области финансового управления и управления рисками. Для того чтобы снизить риски внутри коммерческого банка, более точно просчитать эффективность деятельности его розничного блока, возможность в случае необходимости выгодно его реализовать, а также чтобы повысить конкурентоспособность и стрессоустойчивость розничного сегмента банковского бизнеса в целом, целесообразно выводить данное направление бизнеса коммерческого банка в отдельную структуру. Этот фактор, если учесть оценки экспертов относительно возможных темпов роста рынка обслуживания частных клиентов, по нашему мнению, весьма значим.

Для оптимизации бизнес-процессов розничного блока коммерческого банка целесообразно применение методики сигма-девиации (Six Sigma) -- достаточно популярного инструмента структурных реформ, часто используемого за рубежом для оптимизации бизнес-процессов, в том числе в банковском секторе.

Суть данной методики состоит в определении причин, вызывающих непроизводительные затраты, и своевременном внесении необходимых изменений (улучшений) в существующие бизнес-процессы в целях снижения себестоимости банковского продукта (услуги) в рамках рассматриваемого процесса. При этом непременно должно соблюдаться одно условие: применение таких мер по оптимизации бизнес-процесса, при которых конечный продукт (услуга) не будет отли-чаться от эталона, то есть девиация будет равна «нулю».

Для розничного банка эта методика особенно привлекательна, поскольку именно на данном сегменте банковского рынка достаточно важным конкурентным преимуществом является себестоимость продуктов и услуг. Одной из важных задач, решаемых с использованием названного метода, является оптимизация числа сотрудников банка.

В реализации указанного метода можно выделить пять основных этапов:

1. Определение исследуемого бизнес-процесса. При анализе операций розничного банка основное внимание необходимо уделять фронт-офисным операциям, поскольку именно здесь клиент непосредственно встречается с персоналом банка либо пользуется различными способами автоматизированного доступа к своим счетам.

2. Выбор оптимальной размерности и единицы измерения бизнес-процесса (для получения возможности соотнесения результатов от реализации различных процессов). Так, единицей измерения может быть выбран достаточно важный фактор для розничного банка -- время обслуживания клиентов, уменьшение которого снижает общую себестоимость банковского продукта и положительно сказывается на оценке потребителями уровня обслуживания. В этом случае в качестве «сигмы» может выступать показатель «открытие срочного счета для 9 клиентов за 50 минут».

3. Анализ результатов исследования составляющих бизнес-процесса. Например, при открытии счета клиент должен предоставить необходимые документы, операционист -- их проверить, а бэк-офис -- осуществить постконтроль операции. При исследовании этих трех активностей может оказаться, что клиент тратит на подготовку документов 15% времени, проверка операциониста тоже занимает 15%, а отправление документов в бэк-офис для осуществления постконтроля и проводки операции -- 70%. Очевидно, что в данном случае необходимо найти способ уменьшения затрат времени на обработку документов бэк-офисом.

4. Оптимизация бизнес-процесса по результатам проведенного исследования. Здесь недостаточно разработать новый процесс, необходимо протестировать новую модификацию на практике, например внедрить в одном из отделений и проанализировать результаты. Лишь при получении положительных результатов тестирования и заключении о надлежащем функционировании в одном отделении обновленный бизнес-процесс внедряется в остальных отделениях банка.

5. Контроль за выполнением процесса. Данный этап подразумевает постоянный мониторинг «сигма» с целью недопущения выхода за пределы установленных значений.

Заключение

Развитие рыночных отношений в России привело к резкой активизации банков при сохранении Центрального банка. Большое развитие получают коммерческие банки, которые создаются в центре с размещением своих филиалов по территории России, и в отдельных регионах.

Резкий рост числа коммерческих банков и недостаточное руководство банками со стороны государства в лице Центрального банка привело к снижению уровня влияния Банковской Системы на развитие государства.

Кризис 1998 г., а также кризис 2008 года показал несостоятельность многих банков их однобокое развитие в направлении получения только собственных доходов. На современном этапе развития резко встал вопрос о реконструкции Банковской Системы, она должна получить преимущественно региональное развитие, которое в большей степени является одним из инструментов подъема экономики страны. При региональном развитии Банковской системы должно сохранится централизованное управление банками, путем корректировки взаимоотношений центрального банка и коммерческих банках, более интенсивного развития специализированных кредитных институтов по всем регионам страны.

Согласно банковскому законодательству банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации производят лишь отдельные банковские операции. Коммерческий банк, как и любой другой банк, выполняет функции:

- аккумуляции (привлечения) средств в депозиты;

- их размещения (инвестиционная функция);

- расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Совершенствование структуры банковского сектора будет способствовать достижению основных целей его развития, определенных настоящим документом, прежде всего повышению его экономической роли, удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции и развитию конкуренции в банковском бизнесе.

Наши рекомендации