Определение рынка, рыночной экономики
Понятие «рынок» и «рыночная экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика – результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.
В современной экономической литературе понятия «рынок» и «рыночная экономика» употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.
Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории.
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок - это:
1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;
2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;
3. базовый элемент хозяйственного механизма;
4. регулятор функционирования рыночной экономики.
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.
Предпосылками возникновения рынка являются:
1. общественное разделение труда;
2. частная собственность на средства и продукты производства.
Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.
Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.
Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:
1. частная собственность;
2. конкуренция;
3. ограниченная роль государства;
4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;
5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
6. свободный доступ к рыночной информации;
7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;
- наличие твердой, авторитетной валюты;
- четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;
10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.
С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:
- рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
- рынок монопольной конкуренции (один продавец);
- рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
- рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
- рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
- рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
- рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
- рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).
Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются:
1. банковская система;
2. страховая система;
3. информационная система.
Роль рынка неоднозначна и противоречива.
Позитивные стороны:
- способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;
- способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
- способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;
- координирует экономическую деятельность без административного принуждения;
- содействует свободному экономическому выбору;
6. развивает инициативу и предприимчивость;
7. заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления;
8. оздоровляет экономику;
9. повышает эффективность хозяйственной деятельности;
10. является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.
Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей.
Рынок имеет следующие отрицательные стороны:
1. стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения;
- рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;
- рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;
- рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;
- рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров";
- рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных;
7. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
8. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
9. не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры;
10. не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовки научных кадров;
11. вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции;
12. не гарантирует право на труд;
13. не гарантирует право на доход;