Понятие конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия — интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. Это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п
Факторы конкурентоспособности организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.
Внешние факторы:
§ государственная политика в отношении экспорта и импорта;
§ уровень экономического развития страны:
§ государственная экономическая политика в странах-экспортерах и импортерах товаров;
§ эффективность функционирования рынков капитала и качество финансовых услуг;
§ уровень развития инфраструктуры в стране;
§ развитие научно-технологического потенциала;
§ наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов;
§ амортизационная налоговая и финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии;
§ таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины, квоты:
§ система государственного страхования;
§ участие в международном разделении труда, разработке финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;
§ государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания;
§ государственный надзор и контроль за соблюдением: обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль;
§ правовая защита интересов потребителя;
§ основные характеристики рынка: его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов;
§ деятельность общественных и негосударственных институтов.
Внутренние факторы:
§ производственная и организационная структура предприятия;
§ технологии;
§ учет и регулирование производственных процессов;
§ уровень квалификации персонала;
§ качество менеджмента;
§ информационная и нормативно-методическая база управления;
§ оборудование;
§ функционирование системы менеджмента качества;
§ уровень стратегического управления;
§ масштабы применения аутсорсинга;
§ развитость сбытовой (дилерской) сети;
§ степень защищенности конфиденциальной информации (безопасность системы информационного обеспечения);
§ масштабы применения современных информационных технологий;
§ использование сети Интернет для продажи продукции;
§ ориентация на экономику, основанную на использовании знаний (экономика знаний);
§ регулярность привлечения инвестиций в развитие производства;
§ размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы;
§ масштабы использования достижений НТП;
§ репутация (гудвилл) предприятия;
§ мотивация персонала на повышение качества товара;
§ наиболее существенные стратегические конкурентные преимущества;
§ эффективная конкурентная стратегия;
§ своевременность проведения реструктуризации (слияние, поглощение, разделение);
§ стоимость предприятия (бизнеса), отражающая его инвестиционную привлекательность.
Майкл Портер напрямую связывает факторы конкурентоспособности с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и отрасли, он представляет в виде больших групп.
Людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
Физические ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий: климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
Ресурс знаний — сумма научной, технической и рыночной информации. влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
Денежные ресурсы — количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги. У каждой из этих форм свои условия функционирования. С учетом различных условий их движения в разных странах они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
Инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции: транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилищный фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов: основные и развитые.
Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная, полуквалифицированная рабочая сила, дебетовый капитал.
Развитые факторы — современная инфраструктура обмена информацией. высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными высокотехнологичными дисциплинами.