Основные формы внешнеэкономических связей. Факторы развития ВЭД
Очень краткий конспект ВЭД в туризме и гостеприимстве
Место и роль внешнеэкономической деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в экономике Республики Беларусь.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - деятельность субъектов хозяйственной деятельности страны-резидента и иностранных субъектов хозяйственной деятельности (нерезидентов), построенная на взаимоотношениях между ними, что имеет место как на территории страны-резидента, так и за ее пределами.
ВЭД в индустрии ТиГ является:
1)Важным источником поступления валюты: импорт туристических услуг, внутренний импорт – покупка сувениров, питание, дополнительные услуги и тд.
Но может являться причиной оттока валюты – экспорт туристических услуг.
2)Как следствие из п.1 - средство выравнивания платежного баланса за счет специфики туристического потребления;
3)Способом увеличения занятости населения;
4)Фактором активизации внешней торговли;
5)Средством содействия структурным сдвигам в национальном производстве;
6)Фактором активизации привлечения инвестиций и интенсификации развития других отраслей национальной экономики (строительства, производство товаров широкого потребления, пищевой промышленности, сельского хозяйства);
7)Сферой привлечения к эффективному использованию так называемых "экономически индифферентных pecурсов" (солнечная радиация, морские пляжи, памятники архитектуры и ш.);
8)Инструментом влияния на общественное мнение о стране, фор-мирования ее "имиджа", "оскорбление";
9)Источником распространения новых впечатлений, новых идей, новых знаний "расширение" внешнего пространства и т.п.
Основные формы внешнеэкономических связей. Факторы развития ВЭД
Внешнеэкономические связи – это международные, хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные формы экономического и научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, совместное предпринимательство, оказание услуг, проведение валютных и финансово-кредитных операций.
К основным формам внешнеэкономических связей относятся:
1. Торговые отношения. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т. д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и "ноу-хау", инжиниринговая продукция.
2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.
3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.
4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.
5. Валютно-финансовые, кредитные отношения. К валютно-финансовым отношениям можно отнести систему взаимодействия курсов валют и ссудных капиталов разных стран при осуществлении внешнеторговых операций. Важная роль при этом принадлежит кредитам, предоставляемым зарубежным партнерам через мировой рынок ссудных капиталов.
Внешнеэкономическая деятельность – это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.
Факторы развития ВЭД:
1) вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.
2) постоянное совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.
3) развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны.
4) возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.
5) вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.
К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:
1. Неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.
Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.
3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.
4. Различный уровень научно-технического развития. Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.
5. Особенности географического положения, природных и климатических условий.
К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:
- дальнейшее углубление международного разделения труда;
- экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;
- интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
- дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
- увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
- успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;
- расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.
3) Основные формы и виды внешнеэкономической деятельности в индустрии туризма и гостеприимства и их характеристика.
Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. Он бывает выездной и въездной. Выездной туризм - это путешествия лиц, постоянно проживающих в в стране-резидент, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах страны-резидента лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Международный туризм развивается под влиянием множества факторов, которые можно свести в три группы: демографические, экономические, социальные.