Изменения спроса и предложения и их влияние на цену

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения, которое формирует рыночною цену. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны. Покупатели желают приобрести товар по более низкой цене, а продавцы хотят продать свой товар по более высокой цене. Конкуренция между ними приводит к согласованию их интересов: количество товаров, которое покупатели желают приобрести, совпадёт с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. На рынке установится рыночное равновесие. Следовательно, рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объём спроса равен объёму предложения: QD = Qs.

S излишек   Е   дефицит D  
Р   Р2   РЕ     Р1  
Данную рыночную ситуацию можно объяснить графически, совместив на одном графике линии спроса и предложения (рис. 6).

 
  Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

На рис. 6 линии спроса и предложения пересекаются в точке Е, которая является точкой рыночного равновесия. Объём продаж, соответствующий этой точке, равен объему спроса и называется равновесным объемом (QE). Точка Е определяет также равновесную цену. Равновесная цена (PE) – это рыночная цена, при которой планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают.

Рыночное равновесие может нарушаться, если цена отклоняется от равновесного уровня. Допустим, рыночная цена установилась на уровне Р1. В таком случае величина спроса превысит величину предложения (QD1 > QS1). На рынке возникнет дефицит товара, который приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Покупатели начнут предлагать более высокие цены. По мере роста цен, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока рыночная цена не достигнет своего равновесного уровня РЕ.

Если рыночная цена установится на уровне Р2, то величина предложения превысит величину спроса (QS2 > QD2). На рынке появится излишек товара, который вызовет конкуренцию между продавцами. Они будут избавляться от этого излишка путем снижения цены. Снижение цены сократит величину предложения и одновременно повысит величину спроса. Рыночная цена установится на уровне равновесной цены РЕ. Таким образом, конкуренция автоматически восстанавливает рыночное равновесие.

Изменение неценовых факторов определяет изменение в спросе и предложении, а на графике – сдвиг кривых спроса и предложения. Выделяют 4 варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на равновесную цену и равновесный объем благ:

1) увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличивается и равновесная цена, и равновесный объем блага;

2) уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага;

3) увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и равновесный объем блага;

4) уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

4. Выигрыш от отмена: излишки потребителя и производителя.

Рассмотрим результаты добровольного обмена с точки зрения выгоды, получаемой потребителями и производителями.

Различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному и максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить, также различается. Излишек потребителя – это разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Излишек потребителей представляет собой ту сумму денег, которую они согласны заплатить за саму возможность покупать данный товар по данной цене. При сложении многих отдельных излишков совокупный излишек потребителя измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, покупая блага на рынке.

Потребительский излишек – это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения и потребления данного товара. Для потребителей на графике – это площадь между кривой спроса и линией рыночной цены. Суммарный излишек потребителя представлен заштрихованной площадью P2EPе на рис. 7.

Р

Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

Излишек потребителя
Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru
Р2
Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

S
Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

E
Ре

Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

Излишек производителя
Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

D
Р1

0 Qe
Q
Изменения спроса и предложения и их влияние на цену - student2.ru

Рис. 7. Излишки потребителя и производителя

Концепция излишка потребителя дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий государственного регулирования рынка, эффективность производства. Концепция излишка потребителя используется также для оценки налогового бремени и для определения выгод от субсидий.

Излишек производителя – дополнительные доходы, получаемые производителями в результате того, что цена на их благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке. Общий излишек производителя от выпуска данного блага представляет собой разницу между доходами от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ. Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишек производителя. Общий излишек производителя на рис.7 равен заштрихованной площади P1EPе.

Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка.

Указанные термины могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной ценовой, налоговой и внешнеэкономической политики.

Основные выводы

1. Основными характеристиками спроса являются величина спроса и цена спроса, зависимость которых проявляется в законе спроса: величина спроса увеличивается при снижении цены и сокращается при повышении цены.

2. Основными характеристиками предложения являются величина предложения и цена предложения, зависимость которых проявляется в законе предложения: величина предложения увеличивается при повышении цены и уменьшается при снижении цены.

3. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке устанавливается равновесие, т.е. такое состояние рынка, когда объем спроса равен объему предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой.

4. Если рыночная цена превышает цену равновесия, то на рынке образуется избыток товара. Если рыночная цена ниже цены равновесия, на рынке образуется дефицит.

5. Важное практическое значение имеют понятия «излишков потребителей и производителей», которые могут эффективно использоваться в процессе государственного регулирования рынка.

Наши рекомендации