Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан
Формирование экономического суверенитета, преодоление кризисной ситуации и вывод казахстанской экономического роста, связаны с совершенствованием управления экономикой.
Потенциальные возможности создания эффективной национальной экономики ещё не полностью использованы. По этой причине важным является принятие своевременных мер по повышению эффективности использования потенциала экономики.
Казахстан расположен огромным национальным богатством, около 85% которого приходится на природно-ресурсный потенциал, который может послужить базой для восстановления казахстанской экономики.
По объему разведенных запасов нефти и газа Казахстан занимает тринадцатое место в мире. Разведанные извлекаемые запасы нефти и конденсата на сегодня составляет 2,76 млрд. тонн. По запасам горючего газа 12,5 трлн. куб. м., на долю Казахстан приходится 1,6 % мировых запасов этого вида топлива. Эффективное использование этих потенциальных возможностей является предпосылкой для успешного развития предпосылкой казахстанской экономики.
Нет более важного для Республики Казахстан, чем задача обеспечения устойчивого экономического роста. Итоги макроэкономической динамики за последние 3-4 года позволяют утверждать, что Республика Казахстан добилась за этот период прекращения спада производства и обеспечила рост своего ВВП.
Наметившийся в последние годы в Казахстане экономический рост достигнут за счет сырьевых отраслей и импортозамещения.
Опыт экономических реформ в Республике Казахстан показывает, что особенности перехода к качественно новой стратегии развития экономики и проводимых преобразований заключались в следующем:
- переход от командно-административной к рыночной экономике;
- налаживание прямых экономико-политических отношений со санами мира;
- выход из союзной системы подчинения и создания самостоятельной структуры управления экономикой;
- стабилизация экономической ситуации;
- установление собственной денежной системы;
- разработка национальной экспорто-ориентированной стратегии.
Общая идеология начального этапа характеризовалась активной либерализацией экономики. Освобождение основных механизмов распределения, обмена и производства от административного контроля должно было способствовать ведению и функционированию рыночных механизмов в экономике.
Главными инструментами трансформации являлась инструкциональные рычаги. Основные принципы, соответствующие начальному этапу управления и стимулирования хозяйственной деятельности, ориентировались больше на методы экономического регулирования. Государство достаточно активно участвовало при контроле над экономикой, фискальная и денежная политика были мягкими.
В экономике республики были реализованы мероприятия по обеспечению макроэкономической и производственной стабилизации. Был существенно снижен уровень инфляции, стабилизировался обменный курс национальной валюты. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Проведены меры по санации и банкротству финансово несостоятельных предприятий и финансовых учреждений. В стране началась селективная поддержка восстановления производственного потенциала, приняты меры по развитию сельского хозяйства, совершенствование транспортно-коммуникационного комплекса.
Опыт десяти лет реформ дает нам возможность с большей доле уверенности утверждать, что успех в реформировании экономики и реализации поставленных целей и задач в социально-экономической политике государства зависит в основном от качества программ, планов реализуемых мероприятий.
В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на непростые условия мировой нестабильности, Республика Казахстан также смогла преодолеть долговременный и масштабный экономический спад и сегодня формирует условия для экономического роста, полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы.
2.2 Анализ социально-экономической ситуации в районе
Результатами успешного управления экономикой Республики Казахстан могут служить основные показатели социально-экономической деятельности.
Одной из составляющей экономики является работа промышленности Республики Казахстан.
За последние шесть лет темпы роста добывающей промышленности опережают обрабатывающую промышленность. К сожалению, приходится признавать, что Казахстан до сих пор является нефтедобывающей страной, ориентированной на нефтедобычу и зависящую от нефтедобычи, так как 90% экспорта страны приходится на экспорт сырья и продукции первых переделов. Доля экспорта минеральных продуктов составляет 74%; цветных металлов — 10% от общего объема экспорта. На нефть и газовый конденсат приходится 86% экспорта минеральных продуктов. Но при этом сохраняется очень высокий приток валовых прямых инвестиций. За последние 6 лет в Казахстан привлечено 31 миллиард долларов США, это общий приток, а чистый приток составляет 16 миллиардов долларов США. По итогам 9 месяцев 2011 года приток прямых иностранных инвестиций составил 4,5 миллиарда долларов США.
2.3 Анализ использования финансов для решения социально-экономических проблем
Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставило отчет о ходе реализации Программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы по состоянию на 1 июля 2011 года.
Согласно Программе в 2011 году ввели в эксплуатацию 6,0 млн. кв. метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования.
По информации Агентства Республики Казахстан по статистике за январь-июнь 2011 года по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 171,4 млрд. тенге инвестиций, или 124,3% к аналогичному показателю 2010 года. Введено в эксплуатацию 2,7 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 98,8 % к показателю 2010 года. Процент ввода жилья к годовому плану составил 44,3%.
В шести регионах республики (Западно-Казахстанской, Мангистауской, Костанайской, Павлодарской областях и городах Астане и Алматы) объем введенного в эксплуатацию жилья по всем источникам финансирования за январь-июнь 2011 года не достиг уровня 2010 года. Значительно возрос этот показатель в Южно-Казахстанской (в 1,8 раза) и Восточно-Казахстанской областях (в 1,6 раза).
Таким образом, использование официально принятого индекса дефлятора, исказит анализ эффективности бюджетного процесса в Республике Казахстан. Именно поэтому в анализе будут использованы показатели ВВП при текущих ценах, при этом будет проведен объективный анализ макроэкономических показателей, влияющих на индекс дефлятора.
Находясь в составе Советского союза, у всех союзных государств были одни правила, которым все подчинялись, бюджетная система Республики Казахстан была централизована. После распада Союза перед Казахстаном встал вопрос поисков новых путей построения бюджетной системы и формирования бюджетной политики страны.
Период 1991-1997 годов был основным этапом становления новых экономических отношений. Проведение экономических реформ в республике требовало и формирования нормативно-правовой базы организации бюджетного процесса.
До середины 1990-х годов в Республике не было эффективных методов регулирования бюджетной системой, страна жила по законам уже несуществующего образования Казахская Советская Республика. Это привело к огромным по своим масштабам проблемам в социально-экономической сфере страны. В эти годы государственные служащие не получали заработной платы в среднем по году, в некоторых случаях и больше. Социальные институты практически не функционировали. Местные органы власти не были в состоянии поддерживать социально-экономическую инфраструктуру городов. Повсеместно наблюдались факты отключения электроснабжения, теплоснабжения. О развитии не было и речи. При таких обстоятельствах в государственных органах царствовала коррупция, взяточничество.
Так, например, Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1991 года № 1009-XII «О бюджетной системе Республики Казахстан», состоял всего из 6-ти разделов и 23 статей абсолютно не соответствовал потребностям вновь созданной республики. Пункт 1, Статьи 3 «Бюджетный процесс» звучал так «Порядок составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета определяется настоящим Законом, местных бюджетов — соответствующими Советами народных депутатов».
В данной редакции закон просуществовал до 5 октября 1995 года. Лишь к середине 1990-х годов были созданы базовые основы системы казначейства. Самый трудный вопрос, который был решен и осуществлен в то время — это открытие единого казначейского счета в Национальном банке. Вопрос о его открытии поднимался еще в декабре 1994 года, так как существовавшая тогда практика ведения Национальным банком отдельных доходных и расходных счетов без возможности их взаимной увязки через единый главный счет препятствовала эффективности контроля и являлась нарушением основного бухгалтерского принципа.
В Бюджетном кодексе подробно описаны основные процедуры и стадии бюджетного процесса:
- сроки начала и завершения работы над составлением проекта бюджета;
- проектная база (прогноз социально-экономического развития, направления бюджетно-налоговой политики, сводный финансовый баланс, план развития экономики на очередной год, другие);
- регламентировано согласование расчетов по проекту местного бюджета с администраторами;
- освещена процедура рассмотрения и утверждения бюджетов в представительных органах власти;
- придерживается рациональности сроков и длительности этапов представления, рассмотрения и утверждения бюджета по отношению к началу соответствующего финансового года и бюджетному процессу в целом;
- регламентирован порядок внесения, рассмотрения и принятия депутатских поправок.
В Бюджетном кодексе подробно освещена организация государственного финансового контроля бюджетного процесса на этапе исполнения:
- предусмотрен механизм контроля за правильностью использования средств, выделенных из бюджета получателям бюджетных средств;
- существует периодичность представления в соответствующие органы власти информации о ходе исполнения бюджетов.
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
С начала 1990-х годов в Казахстане осуществляются реформы, направленные на создание многоукладной экономики, перевод ее на рыночные рельсы. При вхождении в рынок Казахстану присущ ряд специфических особенностей уровня социально-экономического развития республики.
Это прежде всего деформированная структура экономики Казахстана, ее сырьевая направленность. В наличии больших возможностей индустриализации. Накануне осуществления реформы (1987 г.) доля промышленности в валовом общественном продукте (ВОП) республики составила 46% при 61% в среднем по СССР. Высок удельный вес фондо- и капиталоемких отраслей; удельный вес \’ТЭК, ГМК, химической и нефтехимической отраслей составляет почти 15% (1987 г.) во всей промышленности против 9% в среднем по СССР, а удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства составлял 17% (1987 г.) против более 27 % по СССР.
Республика, размещая около 6% населения СССР, производила лишь 4,5 % валового общественного продукта Союза. Производство продукции на душу населения было ниже, чем в среднем по СССР, в результате сырьевой направленности экономики и низких цен на сырье.
В Казахстане был низок удельный вес отраслей, производящих, товары народного Казахстану присущ низкий стартовый уровень вхождения в рынок. В республике низкие доходы на душу населения. В начале экономической реформы, по оценкам специалистов, в республике ниже уровня прожиточного минимума находилось 5-6 млн. чел., это более 1/3 населения Казахстана.
Отсюда переход к рынку — сложный, многогранный и длительный процесс, который требует своего поэтапного решения с учетом специфики республики, ибо формирование и становление рыночных отношений, как показывает опыт последних лет, проходит в сложных и противоречивых условиях. B конце декабря 1990 г. была принята программа \»Стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку\». Суть этой программы сводилась к осуществлению стабилизационных мер и активизации формирования рыночной инфраструктуры и рыночно регулируемой экономики, к стабилизации социально-экономического положения республики, к формированию рыночной сферы, к активизации хозяйственной деятельности.
Во второй программе \» Неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ\» (на период стабилизации экономики и перехода к рынку) на первом этапе в 1992-1995 гг. ставились задачи:
- активизация разгосударствления и приватизации собственности;
- насыщение потребительского рынка товарами;
- вхождение республики в мировое хозяйство.
Главные силы предполагалось сосредоточить на проведении все более независимой и отвечающей национальным интересам экономический политики, снижении инфляции до минимально возможного уровня, приостановке спада производства и создании предпосылок для ее роста, смягчении негативных последствий реформы на социально уязвимые слои населения.
На втором этапе в течение 1996-2005 гг. предполагалось:
- создание полнокровных рыночных механизмов на основе преодоления сырьевой направленности экономики, ускорения развития транспортной сети и формирование всех видов рынка;
- создание подлинной свободы всех товаропроизводителей на основе демонополизации экономики и широкой здоровой конкуренции;
- обеспечение рационального природопользования на основе реализации комплексной программы \»Экология\» путем освоения высоких технологий;
- комплектование кадрового корпуса в области отечественного и международного бизнеса.
Экологический подход к оценке допустимых антропогенных воздействий отличается от санитарно-гигиенического прежде всего тем, что он допускает в той или иной степени выраженное вредное воздействие на отдельный организм, вплоть до его гибели, если это никак не скажется на благополучии популяции или экосистемы; экологическое нормирование невозможно без изучения закономерностей и характера переноса и трансформации загрязняющих веществ в природной среде, перехода их из одной среды в другую, перераспределения и накопления загрязняющих веществ в экосистемах, включая биологическое накопление и биологическую трансформацию. Экологические нормы не могут быть едиными для разных природных систем и разных физико-географических условий, в зависимости от типа экосистемы, характера ее использования требования к качеству окружающей среды будут сильно варьировать.
Конечной целью программы регулирования качества окружающей среды, таким образом, становится задача достижения гигиенических и (или) экологических норм содержания вредных веществ в окружающей среде.
Нормирование качества окружающей среды ставит целью установление научно обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения, обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
В основные задачи нормирования окружающей среды входят:
- установление критериев качества окружающей среды и определение его влияния на здоровье человека, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
- установление предельно допустимых величин и уровней вредных воздействий на окружающую среду.
Не допускается завышение установленных нормативов качества окружающей среды или замена их на временные и заниженные нормы.
Допускаются изменения величин нормативов в сторону ужесточения, в зависимости от конкретных экологических условий территорий.
Центральный Казахстан — крупный индустриальный регион.
Основные промышленные предприятия расположены в таких городах, как Караганда, Темиртау, Балхаш, Жезказган. Регион располагает предприятиями черной металлургии, угольной, химической промышленности, машиностроения, промышленности стройматериалов, сельского хозяйства.
Развитие промышленности в регионе осуществлялось без учета экологических последствий, и как следствие этого, качество окружающей среды в Центральном Казахстане характеризуется как неблагополучное в экологическом отношении. Произошло интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов, глубокое нарушение экосистем, значительные потери биологического и ландшафтного разнообразия. Ущерб, наносимый природной среде во многих отраслях, превышает доходы от эксплуатации природных ресурсов. Негативные изменения окружающей среды приводят к росту заболеваемости и смертности населения.
Наибольшие валовые выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдаются в Карагандинской области — более 30 % выбросов в республике. Основные загрязняющие вещества: пыль, диоксид серы и азота, углеводороды. Выбросы предприятий цветной и черной металлургии, таких как ПО «Балхашмыс», АО «Жезказганцветмет», АООТ «Испат-Кармет», определяют выбросы в Центральном регионе Казахстана. Они составляют более 800 тыс. т в год.
Качество окружающей среды приобрело особую остроту в связи с интенсивной концентрацией промышленных предприятий на ограниченной территории в виде различных форм хозяйственных комплексов, состоящих из добывающих отраслей, химической и нефтехимической промышленности, отрасли энергетики, промышленности строительных материалов. Преимущества их связаны с тем, что в результате территориальной концентрации и рационального сочетания групп предприятий на базе какого-либо месторождения полезных ископаемых значительно повышается эффективность производства за счет сокращения совокупных затрат прошлого и живого труда. Но, получая экономический выигрыш за счет территориального сближения и стыковки разнообразных предприятий, мы создали условия для небывалого по масштабам загрязнения окружающей среды, ибо проблемы экологии практически при этом не учитывались (Павлодар-Экибастузский, Караганда-Темиртауский и многие другие ТПК).
Государственная политика в социально-экономической ориентирована на учет многообразия интересов и определяет следующие приоритетные задачи:
- в соответствии с мировым опытом при освоении природных ресурсов местные жители независимо от их этнической принадлежности должны бесплатно владеть частью акций компаний, получать доход и пользоваться другими льготами;
- экономическое и культурное развитие аула и села, реализация социальных проектов развития их инфраструктуры и занятости;
- принятие и реализация соответствующей программы возрождения экологически неблагополучных депрессивных районов;
- регулирование внутренней миграции и безотлагательное решение социальных проблем поселений вокруг городов.
- решение земельных проблем с учетом традиций и культуры казахов и диаспор в землепользовании, отдавая приоритет государственной собственности на землю, ограничить передачу земли в аренду иностранцам;
- осуществлять целевую подготовку квалифицированных рабочих, инженеров и менеджеров из числа коренного населения для замены иностранных специалистов;
- преодолеть деформацию представительства этнических общностей в различных сферах производства и государственного управления через систему образования, подбора и расстановки кадров и совершенствования социальной политики;
- ликвидация дискриминации казахстанцев в иностранных компаниях;
- прозрачность и справедливость кадровой политики в государственных органах;
- регулирование межэтнической конкуренции на рынке труда;
- учет миграционной политикой интересов казахстанцев, этнического облика государства, а не интересов потенциальных мигрантов.
- необходим дифференцированный подход к различным категориям казахов, возвращающихся в Республику Казахстан, рассматривая их как дополнительный резерв трудовых ресурсов и важнейший потенциал этнокультурного и интеллектуального развития.
- ввести этническую статистику, отражающую состояние этнических общностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из составных частей финансовой системы государства являются территориальные (региональные) финансы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, расположенных на данной территории.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику, предоставляя территориальным властям возможность финансировать образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание населения, строительство и содержание дорог, правопорядок, охрану окружающей среды и т.д.
С помощью территориальных финансов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Основной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты. Используя финансы, территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на территориях. Отсюда и рост значимости выработки региональных концепций развития, целевых программ, расширения и укрепления финансовой базы территорий, совершенствования методов формирования и использования финансовых ресурсов территории.
Другим источником территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования: ресурсы коммунальных предприятий, предприятий, фирм, организаций, направляемые на социально-культурные и жилищные нужды.
Третий источник — региональные внебюджетные фонды, образуемые из взносов предприятий и населения, специальных сборов. Они имеют часто целевое назначение.
Финансовой базой территориальных органов являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их введение предприятиями и получать от них доходы.
Важное значение имеют территориальные бюджеты в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества, так как через них происходит финансирование общегосударственных расходов на культуру, образование, здравоохранение, охрану окружающей среды.
Казахстанская бюджетная система унаследовала в основном черты прежней централизованной системы плановой экономики. Традиции тоталитарного государства особенно заметны в способах формирования доходов разных уровней власти. Отечественная бюджетная система основывается на общегосударственных и местных налогах.
Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанная на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.
В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет, местные бюджеты (включая бюджеты специальных экономических зон) и внебюджетные фонды, в совокупности составляющие консолидированный финансовый баланс государства.
Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты — решениями соответствующих местных представительных органов. Бюджеты внебюджетных фондов и фондов экономического и социального развития экономических зон на финансовый год утверждаются в соответствии с законодательством об этих фондах.
Бюджетное устройство Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему республики.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.
Республика Казахстан отличается огромной территорией, исключительно богатыми природными ресурсами, разнообразием природно-экономических условий. Экономической основой суверенитета Казахстана является исключительная собственность республики на эти богатства.
В процессе написания дипломной работы нами был проведен анализ современного состояния социально-экономических проблем республики Казахстан и роли финансов в их решении. По результатам анализа можно судить об экстенсивности экономики Республики Казахстан, так как наблюдается значительное увеличение этих показателей за последнее время.
Суммарный рост показателей социально-экономического роста республики выводит ее на первые места рейтингов государств со стабильной и быстрорастущей экономикой.
Также нами было выяснено, что правительство не собирается останавливаться на достигнутом, и продолжает разрабатывать и внедрять новые программы развития социально-экономической сферы. Грамотный подход к подготовке новых программ обеспечит Казахстану в будущем уважение со стороны стран с развитой экономикой, повысить конкурентоспособность нашей страны и откроет пути к вступлению в ВТО.
В условиях перехода к цивилизованному рынку важнейшей задачей является экономическая оценка производственного потенциала республики, разработка программ и «технологии» наиболее полного и рационального использования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е.Ф., «Экономическая теория», учебник, Москва: Юристъ, 2009
2. Долан Э.Дж, Линдсей Д. Макроэкономика (пер. с анг.В.Лукашевич и др.) Под общ.ред. Б.Лисовика и др. С-Петербург, 2008г.
3. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.– Киров, 2009
4. Луссе А. Макроэкономика. – С-Пб., 2009
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т-1 – М.: Республика, 2008г.