Внутренняя и внешняя политика канцлера А. Меркель
Итак, в сентябре 2005 г. А. Меркель стала канцлером, коалиция ХДС/ХСС и СДПГ. Политик цепкий, относительно безжалостный, способна пойти на компромиссы. Человек (и политик) очень твердый. У нее в кабинете висел портрет Екатерины 2 – своеобразный символ и квинтэссенция её характера.
За два года она завоевала фантастическую популярность, в два раза опережая рейтинг популярности ХДС/ХСС.
Экономика – позитивный тренд. Двукратное сокращение безработицы – в 2007 го. Она составила 3,5 млн человек. Приоритетные направления в социальной среде – наука и высшее образование , на них расходы практически никогда не урезаются, существует огромное количество грантов/программ для иностранцев. Итого – каждый 4 студент в Германии – не немец. Повышение наукоёмкости экономики. Выбрали 9 федеральных университетов в Германии – им идёт 75% прямо финансирования из федерального бюджета. Пр-во усиливает полномочия криминальной полиции, иногда даже ведется одобренная законом прослушивание разговоров. Несмотря на то, что турки (которых в Германии теперь очень прилично) не являются носителями экстремистской идеологии, они все равно немцев немного раздражают.
В конце марта 2006 г. Меркель опубликовала новую программу деятельности на вторую половину срока полномочий: намечены основные направления в сфере реформирования федеративной системы, борьбы с бюрократизмом, научныз исследований, энергетической политики, бюджетной/финансовой политики, семейных/трудовых отношений, реформа системы здравоохранения. Несмотря на то, что нет радикальных перемен, Меркель поддерживает большой процент населения, журнал Time в 2006 и 2007 гг. включал её в список самых влиятельных людей планеты, причем не на последнем месте. То есть, развиваются ряд идей социально-ориентированной экономики.
Внешняя политика – атлантизм. Войска остались в Афганистане, прекращение тесных и почти что дружеских контактов с Москвой, больший прагматизм. Германия стала страной, поощряющей иммиграцию, потому что кол-во пенсионеров среди населения очень велико. Нужно или где-то срочно искать рабочую силу, или у нации будут серьезные проблемы. Большая община турок – около 2 млн., много людей из Восточной Германии, 4 млн эмигрантов из Восточной Европы, 3,5 млн мусульман. Теперь в восточных областях живет на 2 млн человек меньше, чем до объединения.
2008 г . –кризис. Германия остается единственным финансовым локомотивом, который тянет отстающие страны вроде Греции и Португалии, на горизонте машут рукой Испания и Италия.
Сокращение социальных пособий и более грамотное их распределение. Сокращение базы получателей социальной помощи. Работу теперь навязывает государство. Первое годовое пособие начисляется по зарплате, которую человек получал до этого. Не находит работу – фиксированное пособие 350 (или 320) евро. Дальше – хуже. Есть минимальная оплата труда – евро в час. 2009 г. – Фон здоровья, медицинское обслуживание. Его бюджет тоже урезали.
Здесь пришли выборы 2009 г. Немцы немного подустали от политики Меркель – все не очень-то и плохо, но медленно. Меркель на выборах делала ставку на канцлерский и административный ресурс. Еще до выборов, она объявила о желании создать «черно-желтую» коалицию с СвДП. Выборы не стали
новостью. ХДС/ХСС – 34,2%, СДПГ – 23% (худший результат за всю историю ФРГ), либералы/зелёные/левые – каждая партия набрала чуть больше 10%.
В итоге образовалась черно-желто-красная коалиция, по цветам национального флага. ХДС/ХСС – 10 портфелей, СвДП – 4 портфеля, зеленые и СДПГ пр-во поддержали. Глава СвДП Гвидо Вестервелле получил пост вице-канцлера и мин.ин.дел. По прежнему, никаких рывков не наблюдается. В феврале 2010 г. конституционный суд ФРГ признал, что пособие по безработице (по системе Хертца) 320-350 евро – несовместимо с правами человека в Германии.
В целом, развитие Германии относительно стабильное. Его портят евро-страны вроде Греции и Португалии. Вследствие проблем с ними, сокращаются (иногда) расходы на социальную сферу. Внешняя политикам- атлантицизм, ухудшение отношений Россия-Германия.