ТЕМА 9. Олигополия и основы стратегического поведения

Теория олигополии продолжает анализ несовершенной конкуренции. Олигополия является промежуточной рыночной структурой, располагаясь между полюсами чистой монополии и совершенной конкуренции. Теория олигополии дополняет теорию фирмы элементами стратегического поведения.

Олигополия: характеристика рыночной структуры. Взаимозависимость экономического поведения фирм-олигополистов. Стратегическое поведение фирмы-олигополиста. Отсутствие единой модели ценообразования на олигополистическом рынке. Модели ценообразования: дуополия Курно, ломаная кривая спроса, картельные соглашения, лидерство в ценах, ценообразование по принципу «издержки плюс». Теория игр - модель некооперативной игры. Домини­рующая стратегия. Оптимум в модели «дилемма заключен­ных»; равновесие Нэша.

Антимонопольная политики государства. Российское антимонопольное законодательство.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Олигополия: понятие, признаки и распространение. Стратеги­ческое поведение. Олигополистическое равновесие.

2. Модели ценового поведения фирм-опигополистов.

З.Антимонопольная политика государства.

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Структура олигополистического рынка.

2.Определение объема выпуска и цены олигополистом (ломаная
кривая спроса, дуополия Курно, картельное соглашение, лидерство в ценах), модель теории игр.

3.Антимонопольное регулирование и антимонопольное законода­тельство.

Основные понятия

Олигополия — структура рынка, на котором предложе­ние представлено несколькими продавцами, учитывающими в своих планах поведение конкурентов.

Дуополия — такая структура олигополистического рын­ка, на котором предложение представлено двумя продавца­ми. Продукт стандартизирован; спрос формируется множе­ством независимых покупателей. Первой моделью, описы­вающей поведение дуополии, была модель Курно. Она пред­полагает, что каждой фирме-дуополисту известна рыночная функция спроса, а решение об объеме производства прини­мается каждой фирмой на основе предположения о выпуске фирмы-конкурента, что отражено в кривых реакции.

Кривая реакции - функциональная зависимость выпуска одной фирмы от объема производства другой при заданном уровне отраслевого спроса в определенных предельных издержках. Кривые реакции описываются функциями вида: q1= f(q2) и q2 = g (q1), где q1 и q2- объемы производства первой и второй фирм, причем q1+q2=Q, где Q - объем отраслевого выпуска. Решение системы на двух уравнений кривых реак­ции позволяет получить значении равновесных объемов про­изводства обеих фирм, отраслевой выпуск и рыночную цену.

Модель ломаной кривой спроса объясняет устойчивость цен на олигополистическом рынке. В условиях равновесия фирма-олигополист не будет иметь стимулов к изменению цены, так как в этой точке образуется излом кривой спроса на продукцию данной фирмы. При назначении цены выше равновесной кривая спроса оказывается очень эластичной (пологой), т. е. при относительно небольшом повышении цены объем продаж уменьшится в большей степени (данная фирма будет вытесняться с рынка другими фирмами, кото­рые не станут повышать цену вслед за ней). При попытке снизить цену фирма столкнется скрутым участком спроса, характеризующимся низкой эластичностью, так как осталь­ные фирмы в своей ценовой политике последуют за данной, и объем продаж увеличится незначительно. График предель­ной выручки, соответствующий ломаной кривой спроса, бу­дет иметь разрыв. До тех пор, пока кривая предельных издержек в своих изменениях не выйдет за границы этого разрыва, цена может оставаться неизменной.

Лидерство в ценах - такая модель олигополии, при ко­торой одна фирма к отрасли занимает ведущее положение (в силу обладания каким-либо преимуществом - в издерж­ках, масштабе производства, обусловленном собственностью на невоспроизводимый ресурс, и т.п.), а остальные фирмы вынуждена в процессе ценообразования следовать за лиде­ром. Таким образом, субъектами модели оказываются ценовой лидер и последователи или конкурентное окружение. Аналитическая модель лидерства в ценах основана на пред­посылке о том, что спрос на продукцию лидера оказывает­ся остаточным, т.е. формируется как разность между ве­личиной отраслевого спроса и предложением последовате­лей: qL=Qdотр.-qsпосл. На основе полученной функции спроса на продукцию лидера вывалится функция предельного до­вода лидера. Из равенства предельного дохода лидера и предельных издержек лидера рассчитываются объем производства лиде­ра и цена, соответствующая функции спроса на продукцию лидера: РL = f(qL). Объем продукции, поставляемый па ры­нок последователями, выводится на основе функции предло­жения последователей: qsпосл.=g (PL).

Картель - модель кооперированной олигополии. Груп­па фирм принимает скоординированные решения по объе­му производства с целью контроля над ценами. Таким об­разом, фирмы из отдельных производителей превращаются в единую монополию, производство которой осуществляет­ся на нескольких предприятиях. В том случае, если объединяющиеся фирмы одинаковы (функции их общих издержек идентичны), совокупные и издержки картеля (TCK) становятся суммой издержек отдельных предприятий (ТСi), объем про­изводства каждого из которых представляет собой опреде­ленную долю рыночного спроса на продукцию всей монопо­лии: ТСК = ∑ТСi, где ТСi =f(qi) и qi= Q/N, где Q - величина рыночного спроса, а N - количество фирм, объединившихся в картель. Если объединившиеся фирмы различны, то монополия распределяет выпуск между отдельными предприятия­ми, руководствуясь принципом равенства предельных издер­жек производства на соответствующем заводе и предельной выручки, величина которой одинакова для всех: МСi = МR.

ТЕСТЫ

1.Что из перечисленного не представляет собой барьер для проникновения новых конкурентов на некоторый рынок:

1) квоты на импорт;

2) патентное законодательство;

3) антитрестовское законодательство;

4)стандарты по охране окружающей среды, которые обязаны выполнять все фирмы, действующие в экономике;

5) минимальный размер первоначального капитала

2.Отличием олигополии от совершенной конкуренции является:

1) наличие значительных барьеров для вступления в отрасль;

2) дифференциация продукции;

3) взаимосвязанность решений, принимаемых отдельными фирмами;

4) верно 1) и 3).

5) все ответы правильные.

3. Ключевая характеристика олигополии -это:

1) наличие избыточных производственных мощностей;

2) взаимозависимость фирм;

3) наличие устойчивой экономической прибыли;

4)продуктовая дифференциация;

5) цена более высокая, чем предельный доход.

4. Имя Курно связано:

1)с моделью ломаной кривой спроса;

2) использованием теории игр при рассмотрении поведения олиго­полии;

3) теорией, основанной на предположении олигололиста онеизменности выпуска конкурента в ответ на изменение его собственного выпуска;

4) теорией, основанной на предположении олигополиста о неизмен­ности цены на продукцию конкурента в ответ на изменение цены на его собственную продукцию;

5) моделью лидерства в ценах.

5. В соответствии с моделью Курно фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками:

1) делят рынок поровну;

2) снижают цену до уровня предельных издержек;

3)образуют картель, сокращая свой суммарный выпуск домоно­польного уровня;

4) увеличивают производство до уровня совершенной конкуренции;

5) верно 1) и 3).

6. Модель ломаной кривой спроса иллюстрирует и объясняет:

1) поведение дуополии;

2) поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции;

3) картельное ценообразование;

4) поведение олигополии, не склонной к сотрудничеству;

5) поведение любой фирмы, санкционирующей вусловиях несовер­шенной конкуренции.

7. Модель ломаной кривой спроса предполагает, что олигополисты:

1) сталкиваясь с уверенными изменениями в предельных; издержках, оставляют неизменной цену, но меняют объемпроизводстве;

2) сохраняют неизменными цену и объемпроизводства при умеренных изменениях спроса;

3) при умеренных изменениях предельных издержек не меняют цену и объем производства;

4) при умеренных изменениях спроса меняют объем производства, оставляя неизменной цену;

5) верно 2) и 3).

Вопросы 8-10 относятся к графику 9.1.

ТЕМА 9. Олигополия и основы стратегического поведения - student2.ru ТЕМА 9. Олигополия и основы стратегического поведения - student2.ru Цена

A

ТЕМА 9. Олигополия и основы стратегического поведения - student2.ru ТЕМА 9. Олигополия и основы стратегического поведения - student2.ru ТЕМА 9. Олигополия и основы стратегического поведения - student2.ru B C

 
  ТЕМА 9. Олигополия и основы стратегического поведения - student2.ru

0 D E Количество

График 9.1

8. Изображенная ломаная кривая спроса показывает, что фирма ожи­дает, что:

1) она продаст относительно мало (участок CE), в то время как ее конкуренты продадут относительно много (участок AC);

2) конкуренты будут следовать за ней при снижении цен и не будут -

при росте;

3) конкуренты никогда не будут инициаторами изменения цен;

4) все ответы правильные;

5)верно 2) и 3).

9. Кривая предельной выручки, соответствующая данной ломаной кривой спроса:

1) выходит из точки А, делит пополам отрезок ВС и заканчивается

в точке Е;

2)выходит из точкиА и пересекает горизонтальную ось на середине отрезка ОЕ;

3) проходит выше горизонтальной оси для всех объемов произ­водства на отрезке 0D;

4) выходит из точки А и заканчивается в точке О;

5) информации недостаточно.

10. Можно ожидать, то у этой фирмы:

1) объем производства окажется разным OD;

2) цена установится на уровне OB;

3)кривая предельной выручки будет иметь излом;

4) все ответы правильные:

5) нет правильного ответа.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ

Отраслевой спрос на стальной прокат представлен в виде.Q = 200 -Р. Этот рынок поделили между собой две фирмы. Предельные издержки первой описываются функцией:МС1 = 2 q1, а второй МС2= q2+ 20. Выведите кривые реакции этих фирм, определить объем производства каждой из них и рыночную цену.

Решение:

Выведем обратную функцию спроса- Р =200 - Q. Так как весь отраслевой спрос удовлетворяется двумя фирмами, можно заменить в уравнении Q = q1+ q2. Получаем: Р=200 - q1- q2.

Теперь можно вывести уравнения общей и предельной выручки для каждой фирмы.

TR1=Pq1=(200- q1- q2) q1=200 q1- q12- q1 q2;

MR1=(TR1)`q1=200-2 q1- q2.

Аналогично для второй фирмы. MR2=(TR2)`q2=200-2 q2- q1.

Максимум прибыли достигается при условии, что MR=МС.

Для первой фирмы: MR1 = МС1, т.е. 200-2 q1- q2=2 q1. Из этого равенства выводится уравнение кривой реакции для первой фирмы: 4q1 = 200- q2; q1 = 50-0,25 q2.

Аналогично получаем кривую реакции для второй фирмы: q2 = 60-0,33 q1.

Решив систему из двух уравнений с двумя неизвестными (q1 и q2), имеем: q1=38,15; qг = 47,41; Р= 114,44.

Ответ:1) q1=50-0,25 q2; q2 = 60-0,33 q1;2) q1=38,15; qг = 47,41; 3)Р= 114,44.

№2

Пусть отраслевой спрос на компьютеры стандартного качества описы­вается функцией: Р=100-2Q. Предельные издержки самой большой фирмы в отрасли представлены в виде: МСL = 0,5qL + 6, а предложение всех остальных производителей компьютеров можно описать следующим образом: qsпосл. = 0.5Р +4. Определите объем производства лидера, отрасли в целом и рыночную цену на компьютер.

Решение:

1. Определим функцию спроса на продукцию фирмы-лидера. Для этого сначала получим прямую функцию Отраслевого спроса.

Q=50-0,5P. С учетом этого qL=Qdотр.- qsпосл.=50-0,5P-0,5P-4=46 - Р или Р = 46 - qL. Отсюда предельная выручка лидера: MR=46 -2 qL.

2 .Определим объем производства лидера, воспользовавшись принципам максимизации прибыли: МRL = МСL 46 - 2 qL = 0,5qL + 6. Отсюда 2,5 qL=40; qL = 16.

3. Чтобы получить рыночную иену, подставим в функцию спроса на продукцию лидера величину его выпуска: Р = 46 -qL = 46- 16 = 30. Объем производства в отрасли равен: Qотр = 50-0,5Р = 50-15 = 35.

Ответ:1) qL = 16;2) Qотр= 35; 3) Р =30.

№3

Отраслевой спрос на автопокрышки выражен уравнением: Q = 100- Р. Все четыре фирмы, производящие данное благо объединились е картель. Совокупные издержки каждой из них описываются уравнением TСi = qi2 - 10 qi. Определите объем производства отдельной фирмы и рыночную иену.

Решение:

Условие максимизации прибыли картеля: MRK = МСK.

1. Чтобы получить функцию предельной выручки картеля, выразим обратную функцию спроса. Она будет иметь вид Р - 100-Q. Зная, что предельная выручка монополии имеет наклон в два раза больше, функция спроса на ее продукцию, имеем MRK = 100 – 2Q.

2. Теперь определим предельные издержи картеля:
Отраслевой спрос Q обеспечивается производством четырех одинаковых фирм:Q=4qi. Отсюда qi = 0,25Q. Сово­купные издержки картеля - это сумма издержек входящих в него фирм: ТСК = АТСi = 4 qi 2 - 40 qi = 4(0,25Q)2-40(0,25Q) = 0.25Q2 - 10. Отсюда предельные издержки картеля МСK=- 0,5Q-10.

3. MRK = МСK; 0,5Q - 10 = 100 – 2Q; отсюда монопольный
выпуск картеля Q = 44, объем производства отдельной фирмы qi = 11.
Рыночная цена Р = 100-Q=56.

Ответ: qi = 11; Р =56.

ЗАДАЧИ

№1

Исследование рынка спичек в условиях дуополии Курно позволило опре­делить функции реакции каждой фирмы: у1 = 100 - 2у2; у2=100 - 2 у1, где у1 и у2 - объемы производства соответствующих фирм. Изобразите графически функции реакции фирм и вычислите объемы производства каждой фирмы

№2

Условия рыночного спроса выражены уравнением Qd = 100 - 2Р. На рынке действуют две фирмы с равными предельными издержками (МС1 = МС2 = 20). Найдите параметры рыночного равновесия на рынке в условиях дуополии Курно.

№3

Две фирмы производят медную проволоку с издержками, функциональная зависимость которых от объемов производства выражена, соответственно, уравнениями TC1 = 0,5q12 +2 q1и TC2 = = 0,5q22 + 4 q2. Условия спроса представлены уравнением Qd=50-0,5Р. Определите:

1) уравнения кривых реакции для каждой фирмы;

2) объем производства каждой фирмы:

3) рыночную цену;

4) индекс Херфиндаля – Хиршмана.

№4

Рыночный спрос на олигополистическом рынке выражен уравнением Qd = 300- 2P. Общие издержки самой большой фирмы в отрасли пред­ставлены в виде: ТСL = Q2 – 4Q + 6, а предложение всех остальных фирм: Pпосл.=100+2Q.

Определите (с точностью до второго знака после запятой):

1) объем продаж самой большой фирмы;

2) равновесную цену на данном рынке;

3) совокупный объем продаж остальных фирм в отрасли.

№5

На рынке действуют фирма - ценовой лидер и ряд мелких фирм, состав­ляющих конкурентное окружение. Функция издержек доминирующей фирмы имеет вид: TCL= 0,5qL2 -2,5 qL+18. Рыночный спрос задан функцией Р - 45 - Qd. Фирмы конкурентного окружения могут пред­ложить следующее количество продукции: : qпосл.L-10.

Определите:

1) объем производства доминирующей фирмы;

 

2) цену, которую она установит на рынке;

3) объем производства всей отрасли.

№6

Рыночный спрос на аудиторские услуги определен как Qотр. = 1000 - 2Р в месяц. Спрос удовлетворяется доминирующей фирмой (лидером) и десятью фирмами-аутсайдерами. Издержки лидера ТСL = 100-50q + q2. Издержки типичного аутсайдера ТС = 2,5 q2. Определите прибыль доминирующей фирмы и одного из аутсайдеров.

№7

В городе существует пять фирм, где можно взять напрокат машину. Совокупные издержки каждой из них представлены в виде. TCL,= 0,5q2. Рыночный спрос на эту услугу описывается уравнением Q= 120 - 2Р. Если все эти фирмы объединятся в картель, какая будет установлена цена и в каком объеме определена квота отдельной фирмы?

Ответы.

Тесты:1. 3); 2. 4); 1 2); 4. 3), 5. 1 ); 6. 4); 7. 3); 8. 2); 9, 3);10. 4)

Задачи

1. y1=y2=33,3.

2. q1=q2=20; P=30

3. 1) q1= 19,6-0,4 q2, q2= 19,2-0,4 q1; 2) q1=14,2; q2=13,5;

P = 44,6;4)lHH = 5002.

4.1)QL = 51.43; 2) РL = 119,43; 3)Qпосл = 9.71

5. 1)QL=15,2; 2) РL=20; 3) Qотр.=25

6. ПL=17900; Пi=4840.

7. Р=35; qi= 10.

Наши рекомендации